Одна из проблем, которые Рабочая партия Курдистана (РПК) имела с Партией справедливости и развития (АКП), связана с отношениям АКП с военными.
В отличие от своих предшественников, АКП не является партией, которая действует как форпост военных в регионе, так что РПК не могла легко обвинить АКП в том, что она является агентом печально известного "государства". На самом деле, РПК, обязана своим существованием длительной жесткой военной практике турецкого государства в отношении курдов.
В период конца 1970-х по 2002 год, преимущественно курдский юго-восточный регион Турции был под законом о чрезвычайном положении, при котором военные являлись главной властью. Из-за неправильного обращения с проблемой насилия, РПК создала сильный негативный имидж турецких военных, что сделало их почти эквивалентом колониальной армии. Хотя РПК с момента своего создания преднамеренно создавала образ военных и изображали их как армию колониального государства, Вооруженных силы Турции (TSK), с другой стороны, ничего не сделали для улучшения своего имиджа. В конце концов, военные стали символом угнетения в регионе.
Политические и военные предшественники АКП оставили курдский регион военным и не делали почти ничего, кроме того, что им говорили военные. Таким образом, существование правоцентристской партии в регионе зависит от существования деревенских охранников и племенных отношений. Система деревенской охраны разработана военными как практика, которая помогает местным помещикам расширять сферу влияния над своими подданными. Практически говоря, система деревенской охраны создает "контрактных граждан" (sözleşmeli yurttaşlar); в рамках этой системы, государство подписало контракты с местными лидерами, которые затем выполнили свои обязательства, в том числе по оказанию помощи военным и размахиванию турецким флагом в регионе, принимая сторону государства против РПК в случае необходимости. Однако, когда условия договора истекли, "контрактные граждане" начали искать другие альтернативы. Таким образом, правительство в 1990-х годах, конечно, с подачи государства, всегда давало больше преимуществ тем, кто "махал" турецким флагом в курдском регионе.
Однако, когда АКП пришла к власти в 2002 году, это было против воли военных. Многие политические наблюдатели тогда ожидали военного вмешательства и удаления АКП из региона. Как фактор, уравновешивающий более сильных военных во внутренней политике, АКП принесла в политику фактор ЕС и использовала его в качестве рычага для повышения демократических стандартов страны, в том числе отмены 30-летнего закона о чрезвычайном положении, что дает больше прав курдам и ограничивает роль военных в процессах принятия решений, отправка квалифицированных бюрократов в курдский регион, результатом чего стала "вежливость" государства в курдском регионе. Другими словами, проблемные отношения с военными обернулись на пользу АКП в курдском регионе; АКП стала новым лицом государства в регионе. Кроме того, АКП завоевала больше доверия; в отличие от своих предшественников, она не слушала то, что предлагали военные. Напротив, АКП инициировала некоторые политические меры, в том числе отмену 30-летнего режима чрезвычайного положения, против воли военных. С этой особой позицией, АКП получила поддержку курдов, которые были недовольны РПК и про-РПК политиками.
Чтобы демонизировать АКП в регионе, РПК вела войну против АКП, а не военных. Как заявил однажды один из основателей РПК Джемиль Байик, РПК рассматривала АКП как "детское лицо" государства. РПК уже давно утверждали, что АКП поддерживалась военными с целью подорвать РПК. На самом деле, время от времени, в течение коротких периодов, АКП сама не могла удержаться от давления националистической общественности, когда РПК убивала солдат, и поэтому она позволяла военным проводить трансграничные операции в Северном Ираке. Тем не менее, большинство курдского населения никогда не верило, что АКП следует в фарватере военных.
Напротив, когда военные попытались атаковать АКП, курды в подавляющем большинстве поддержали АКП на выборах 2007 года. Таким образом, дистанцирование АКП в отношениях с военными стало сложной проблемой для РПК, поскольку вплоть до 2002 года в разработанном РПК политическом дискурсе, обсуждение военных и жестокое обращение с курдами были основными компонентами. Другими словами, РПК с полным правом успешно очерняла образ военных, и образ предыдущих политических партий которые также были запятнаны из-за их отношений с военными.
АКП стало новой проблемой для РПК, и она не вписывалась в политический язык, который РПК развивала на протяжении более 30 лет. Именно по этой причине, РПК отбросила военных в сторону и начала атаковать АКП с 2005 года. С тех пор АКП стала врагом номер один для РПК, а военные даже не номером два в расстрельном списке РПК. Полиция считается более опасным врагом, чем военные. В моей следующей статье я продолжу разрабатывать вопрос о том, как РПК относится к полиции в большей схеме демонизации АКП в регионе.