Турция вновь переживает сложный этап. Болезненное чувство в отношении курдского вопроса доминирует в политике страны. Для тех, кто стремится понять глубинные причины этой проблемы, я думаю, лучше всего начать с простого понятия, что национализм порождает национализм.
Не слишком удивительно, что корни курдского инакомыслия в Турции можно найти в курдской националистической реакции на турецкий национализм. Кемалистской проект 1920-х годов, целью которого было заменить исламскую османскую идентичность турецким национализмом и радикальным секуляризмом вызвал ожесточенную оппозицию в курдских провинциях, которые были населены крупнейшим нетурецким меньшинством республики. Курды, конечно, не только не единственное нетурецкое мусульманское меньшинство в пределах новых границ государства. Но они были, безусловно, самым большим и географически сконцентрированным меньшинством.
Курды, отличались от других мусульманских меньшинств Анатолии одним очень важным аспектом. Большинство других мусульманских меньшинств Турции, нашли убежище в Анатолии с Балкан и Кавказа, в попытке спасти свою жизнь. Те, кто пришли с Балкан, были особенно благодарны, что Стамбул и анатолийский центр приняли их в то время, когда болгарский, сербский и греческий национализмы были на подъеме. Те же чувства разделяли мусульмане Кавказа, которые нашли убежище в Анатолии. Курды, однако, являются коренным народом Анатолии и Месопотамии. Курдское сообщество считает, что владеет землей, на которой живет, более тысячи лет. Им угрожали новые волны турецкого национализма. Хотя интеграции и ассимиляции балканских и кавказских мусульман в турецкой нации-государстве были добровольными, курдская история ассимиляции повлекла за собой сопротивление, войны и репрессий. Из 18 восстаний против режима Ататюрка в период с 1924 по 1938 год, 17 были курдскими.
В дополнение к этим движущим силам, пожалуй, самым важным фактором курдских восстаний 1920-х и 1930-е годов было то, что курдские провинции, в отличие от остальной Анатолии, никогда по-настоящему не имели опыта централизованной государственной власти. Имперский Стамбул не хотел, и зачастую не мог реализовывать политическое и экономическое господство над курдскими областями с помощью государственных функций, таких как централизованное налогообложение в курдских районах, воинская повинность, регистрация земельных участков, полиция, стандартизированное образование и т.д. Для курдского общества понятие нации-государства было даже больше, чем иностранным.
Отмена халифата в 1924 году сыграла решающую роль в усугублении кризиса легитимности националистического правительства Анкары в курдских провинциях. Особенно среди шейхов накшбанди и набожных ага, халифат был важной частью общей идентичности. В условиях отсутствия армянской региональной угрозы, воспитание исламских связей с курдами уже не представляло для Анкары стратегического замысла. Приоритеты нового националистического и светского правительства четко отражены в Законе об унификации образования, который фактически закрыл все религиозные школы и запретил преподавание нетурецких языков. По мере того как традиция османского космополитизма и многообразие культур уменьшилась, Анкара убрала в восточных провинциях большинство высших должностных лиц курдского происхождения. Все ссылки на землю, называемую "Курдистан", были исключены с официальной карты и документов, и турецкие имена постепенно заменили курдские названия городов и деревень.
В течение последующих лет, государство приступило к реализации программы ассимиляции, при которой турецкая национальная система образования и военная служба стали основными инструментами тюркизации. Турецкий национализм неизбежно порождал свое зеркальное отражение, так что курдские диссиденты начали формировать в восточной Анатолии националистические движения, такие как Азади ("Свобода"). Даже для некоторых ассимилированных курдских членов османских политических и военных кругов в то время было трудно оставаться верными новой Турецкой Республики.
Все эти политические, религиозные и и экономические факторы сыграли важную роль в разжигании против Анкары. От восстания Шейха Саида до последнего курдского восстания в Агри в конце 1930-х, все курдское сопротивление подавлялось военным путем. В таких местах, как Дерсим (сегодня известный как Тунджели) репрессии граничили с тем, что курды рассматривали как преступления против человечности. Репрессии создали кемалистское ощущение стабильности. Как я попытаюсь объяснить на следующей неделе, дела немного улучшились с переходом к многопартийным выборам в 1950- ие годы и значительно ухудшились в 1980-х.