Внутриполитическая обстановка в Турции, несмотря на всю важность событий на различных треках турецкой внешней политики, оставалась в июле безусловным приоритетом при анализе ситуации в стране в целом. Это связано, прежде всего, с продолжающимся острым противостоянием между правительством и оппозицией, а также между правительством и армией. Убедительная победа правящей Партии справедливости и развития /ПСР/ на всеобщих парламентских выборах в июне не сняла остроту данного противостояния. Подтверждением этому стали и выборы главы высшего законодательного органа Турции, который по конституции является вторым должностным лицом в стране. Новым председателем парламента Турции 25-го созыва был избран член правящей ПСР, бывший вице-премьер Джемиль Чичек. Он был избран в 3-м туре, когда ему, в соответствии с процедурой голосования, нужно было получить простое большинство, то есть всего 276 голосов. По итогам голосования он получил 322 голоса.
Тунджа Тоскай, его кандидатура на пост председателя была предложена оппозиционной Партией националистического движения /ПНД/, набрал 50 голосов. На голосовании отсутствовали члены прокурдской Партии мира и демократии /ПМД/, которые бойкотировали не только процедуру принятия присяги, но и выборы председателя парламента. Депутаты же от основной оппозиционной Народно-республиканской партии /НРП/ присутствовали на заседании, однако участия в голосовании не приняли.
Еще одним знаковым событием июля стало формирование нового 61-го правительства Турции. Президент Турции Абдуллах Гюль поручил формирование нового кабинета министров лидеру победившей на парламентских выборах Партии справедливости и развития главе правительства Реджепу Эрдогану. Премьер в сжатые сроки предложил президенту список нового кабинета министров и глава государства сразу же 6 июля его утвердил.
13 июля новое турецкое правительство во главе с премьер-министром Реджепом Эрдоганом получило вотум доверия парламента страны. Получение вотума доверия стало технической формальностью, так как возглавляемая им партия имеет большинство в 550-местном меджлисе - 327 мандатов. Поддержку кабинету выразили 322 парламентария. Для получения вотума доверия правительству было необходимо набрать простое большинство или 276 голосов. Выступая перед парламентариями, Эрдоган заявил, что новое правительство ждет выполнение сложных задач. По словам премьера, они заключаются, прежде всего в том, чтобы сделать стандарты жизни граждан, качество образования, здравоохранения сопоставимыми с уровнем ведущих мировых экономик.
В состав нового правительства, где большая часть членов прежнего кабинета министров сохранила свои посты, вошли 4 вице-премьера и 21 министр. Изменена структура правительства и министерств. Реджеп Эрдоган, представляя новое правительство, охарактеризовал его кратко: "Это команда профессионалов".
Капитан этой команды премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. Родился 26 февраля 1954 года в Стамбуле. Окончив в 1973 г. духовную школу имамов-хатибов, поступил в Мраморноморский университет /Стамбул/ на факультет экономики и управления. По окончании университета некоторое время работал консультантом и менеджером в частном секторе.
Политикой начал заниматься в середине 70-х годов в рядах Партии национального спасения /ПНС/, руководимой идеологом турецкого политического ислама Н.Эрбаканом. Возглавлял региональную молодежную организацию партии. В 1984 г. становится руководителем одной из районных, а в 1985 г. – стамбульской организации приемницы ПНС Партии благоденствия (ПБ). Позднее избирается в члены ЦК партии.
На муниципальных выборах 1994 г. был избран мэром Стамбула по списку ПБ. Пребывание на этом посту способствовало его выходу на уровень общенациональной политики. Во многом именно с тем периодом связывается становление Р.Т.Эрдогана как харизматичного лидера. В 1998 году, являясь мэром Стамбула, был осужден по ст.312 УК Турции (на одном из митингов прочел стихи, которые были расценены судом как призыв к "разжиганию в обществе вражды и ненависти по религиозному признаку"). Провел в заключении 4 месяца.
Возглавил «реформаторское крыло» в исламском политическом движении, организационно оформившееся в августе 2001 г. в ныне правящую Партию справедливости и развития /ПСР/. Вошел в состав учредителей партии и был избран ее генеральным председателем. В силу ограничений в отношении лиц, имеющих судимость по "политической" статье, не смог принять участие в парламентских выборах 3 ноября 2002 г.
Вслед за изменением турецкого законодательства 9 марта 2003 г. на повторных выборах в провинции Сиирт был избран депутатом парламента, а уже 11 марта получил мандат на формирование правительства. 14 марта 2003 г. состав нового кабинета министров во главе с Р.Т.Эрдоганом был одобрен Президентом Турции. Возглавляемая им ПСР трижды одержала убедительную победу на всеобщих парламентских выборах, которая дала возможность формирования однопартийного правительства.
Неоднократно посещал с визитами Российскую Федерацию. В декабре 2002 г. в качестве лидера правящей партии. Все последующие визиты как премьер-министр Турции. Эксперты полагают, что ему удалось установить хорошие личные отношения с президентом Дмитрием Медведевым и главой российского правительства Владимиром Путиным.
В молодости увлекался футболом, играл за ряд полупрофессиональных стамбульских клубов. Женат, имеет четырех детей. Владеет английским и арабским языками.
Портфели вице-премьеров получили Бюлент Арынч, Али Бабаджан, Бешир Аталай и Бекир Боздаг. В составе нового правительства три новых министра. Министром национального образования стал Омер Динчер, министром национальной обороны Исмет Йылмаз, а портфель министра молодежи и спорта получил самый молодой в правительстве Суат Кылыч. 7 июля прошло первое заседание правительства Турции в новом составе.
Основная оппозиционная Народно-республиканская партия Турции 11 июля прекратила двухнедельный бойкот парламента нового созыва, проводимого в знак протеста против отказа суда выпустить на свободу избранных от этой партии двух депутатов - журналиста Мустафу Балбая /анкарский представитель газеты "Джумхуриет"/ и профессора медицины Мехмета Хаберала. Руководство НРП и правящей ПСР после длительных переговоров одобрили Совместный документ, закрепляющий договоренность по принятию в кратчайшие сроки законодательных инициатив, позволяющих освободить находящихся под стражей депутатов и не допустить повторения аналогичных ситуаций в будущем. После этого представители НРП, имеющие 135 мандатов в 550-местном меджлисе, приняли присягу, что позволяет им теперь официально приступить к работе в законодательном собрании.
В тексте договоренностей, который накануне принятия присяги республиканцами был роздан журналистам, говорится, что "политическое решение проблем политическими партиями должно осуществляться в парламенте, реализующем волю народа». НРП отказывалась принимать присягу с 28 июня, когда состоялось первое заседание парламента нового созыва.
Как известно, тогда же бойкот меджлису объявила прокурдская ПМД, которая таким образом выразила протест в связи с лишением Центризбирком депутатских полномочий своего коллеги Хатипа Диджле и отказом суда выпустить на свободу еще пятерых активистов партии, обвиняемых в сепаратистской деятельности. ПМД, в отличие от НРП, продолжает бойкот парламента, хотя глава правительства Р. Эрдоган выразил надежду, "что ПМД последует примеру НРП".
Однако реальное развитие событий свидетельствует о нежелании ПМД следовать примеру основной оппозиционной партии. Более того, Союз курдских неправительственных организаций "Конгресс демократического общества" объявил о создании курдской автономии в составе Турции. Решение об этом Конгресс принял на съезде в главном городе турецких курдов Диярбакире.
"Курдский народ объявил об автономии, оставаясь приверженным национальному единству Турции и ее территориальной целостности. Мы базируемся на демократических национальных принципах», - заявила после съезда председатель Конгресса, курдский независимый депутат парламента Турции Айсель Туглук. "Курдскую проблему можно решить, только признав курдский народ отдельной и равноправной группой", - заявила она и призвала международное сообщество признать провозглашенную автономию. Айсель Туглук подчеркнула, что тупик в решении курдского вопроса будет всегда возвращать эти два народа к насилию и конфликтам.
Как известно, проект образования автономии был впервые представлен в декабре прошлого года на конференции курдских организаций в Диярбакире. За автономию выступают курдские депутаты от ПМД, а также находящийся в тюрьме лидер Рабочей партии Курдистана (PПK) Абдуллах Оджалан. Анкара опасается, что появление курдской автономии со временем приведет к провозглашению курдского языка национальным, к таким атрибутам государственности, как флаг, а также к созданию независимого курдского государства и развалу Турецкой республики.
Примечательно, что провозглашение курдской автономии произошло в период нового роста напряженности между турками и курдами, после недавнего убийства боевиками РПК 13 турецких солдат в засаде, устроенной в той же провинции Диярбакир. В связи с этим президент Турции Абдуллах Гюль заявил: "Наше государство никогда не преклонится перед угрозами, шантажом и насилием". Премьер-министр Турции Р. Эрдоган, в свою очередь, заверил, что путем насилия курды не добьются ничего. Прокурор Диярбакира уже начал расследование в связи с провозглашением курдской автономии. Согласно заявлению прокуратуры, будут начаты уголовные дела против курдских депутатов, политических деятелей и связанных с ними активистов.
Показателен и тот факт, что не все курдские функционеры едины во мнении о верности и своевременности принятого Конгрессом демократического общества решения, что значительно облегчает работу официальных властей по пресечению последующих мероприятий, направленных на его реализацию.
Наряду с этим, по мнению экспертов, оппозиция, прежде всего в лице НРП, ничего не выиграла объявлением бойкота. Более того, она способствовала этим демаршем укреплению позиций правящей ПСР. Это было подтверждено и данными организации по изучению общественного мнения Andy-Ar, которая, кстати, точнее всех предсказала результаты прошедших 12 июня выборов в парламент Турции. Она провела "пост-опрос" с целью узнать, изменились ли политические предпочтения населения сразу после выборов в свете протекающих политических конфликтов.
Опрос проходил с 30 июня по 4 июля в 20 городах Турции. В нем приняло участие 2 856 респондентов. Выяснилось, что за неполный месяц после 12 июня Партия справедливости и развития улучшила свои позиции и получила поддержку 55% населения против 50% по результатам выборов. Отказ от присяги депутатов от Народно-республиканской партии негативно сказался на количестве ее сторонников. Процент отданных НРП голосов снизился на 5% по сравнению с итогами выборов и составил 22%.
Показательно, что конфликт в новом парламенте ослабил позиции НРП, но укрепил положение Партии мира и демократии. Количество «проголосовавших» за ПМД увеличилось на 1% за три недели, что дает повод думать о преодолении этой партией 10%-ного барьера в последующих парламентских выборах. Самыми постоянными оказались сторонники Партии националистического движения. Их процент, как свидетельствуют результаты опроса, практически не изменился.
Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган назвал оппозицию маргинальной и неспособной вести цивилизованную борьбу. Комментируя прекращение бойкота со стороны Народно-республиканской партии заседаний парламента, он заявил, что изначально считал их такую тактику неверной: "Бойкотируя парламент, они, по сути, бойкотируют своих избирателей. Подобными методами они только отталкивают от себя народ".
Р. Эрдоган отметил, что в вопросах демократии оппозиция должна быть ответственна как минимум на таком же уровне как власть. "Однако если оппозиция не может верно определить свою позицию, тогда трудно говорить о продвижении демократии в стране. Если в радикальной оппозиции проявится маргинализация - это большая угроза. Если вы говорили, "пока двое наших друзей не принесут присягу, мы ее также не будем принимать" - это форма маргинального мышления", - считает премьер-министр.
По словам же лидера НРП Кемаля Кылычдароглу, власть ошибочно считает, что оппозиция должна общаться с ней, а не с обществом, предлагая ей, власти, усовершенствоваться. "Но ведь это значит работать на правительство, помогая им и дальше оставаться у власти. А у оппозиции собственные политические планы, именно поэтому она пытается говорить с народом, веря, что именно народ является в конечном счете источником власти, и что он способен сделать осознанный выбор. Те, кто обвиняет нас в маргинальности, пусть посмотрят на себя в зеркало", - констатировал лидер оппозиции.
Полемика двух лидеров была продолжена заявлением Р. Эрдогана об отзыве в знак примерения своих судебных исков в отношении оппозиции и их лидеров. К. Кылычдароглу, напротив, заявил, что его иски в отношении главы правительства остаются в силе, а решение Р. Эрдогана охарактеризовал уверенностью оппонента в несостоятельности своих исков. "Он знал, что проиграет в суде, а потому и отозвал иски", - отметил К. Кылычдароглу.
Острое противостояние между правительством и политической оппозицией оставило в тени вновь серьезно обострившиеся отношения между кабинетом министров и армией. Основная причина такого развития событий заключается в продолжающихся арестах турецких генералов и офицеров, подозреваемых в причастности к известным делам Эргенекон и Кувалда. Как известно, арестованные по данным делам обвиняются в террористической деятельности и попытке свергнуть существующее правительство. Немаловажным фактором обострения отношений между гражданской властью и военными стало запланированное на 1 августа заседание Высшего военного совета /ВВС/, в компетенции которого, в частности, решение всех кадровых вопросов, касающихся высшего командного состава вооруженных сил Турции.
Неоднократные встречи в июле начальника генштаба армейского генерала И. Кошанера с премьер-министром Р. Эрдоганом и президентом А. Гюлем, в ходе которых в обстановке строгой секретности обсуждалась судьба находящихся в тюрьме 41 генерала, не привели к взаимоприемлемому решению. Военные утверждали, что суда не было, а значит говорить о виновности арестованных нельзя. Гражданская власть настаивала на том, что заключение под стражу и процесс следствия уже исключает саму возможность рассмотрения на предстоящем заседании ВВС вопросов о продвижении подследственных генералов по служебной лестнице. Стороны предлагали ряд компромиссных решений сложившейся правовой коллизии, однако взаимопонимания достигнуто не было.
Последней каплей, переполнившей чашу противостояния между правительством и военными, стало решение премьер-министра о формировании специальной комиссии министерства внутренних дел для расследования обстоятельств гибели 13 турецких военнослужащих в результате боестолкновения с группой боевиков РПК в провинции Диярбакыр. Дело в том, что ранее такие тяжелые происшествия в армии расследовались, как правило, только военной прокуратурой. Привлечение же гражданских следственных органов /осуществленное, кстати, впервые в истории республикаснкой Турции/ было расценено рядом экспертов как элемент недоверия к расследованию военных.
На место происшествия прибыли главнокомандующий сухопутными силами армейский генерал Э. Джейланоглу и главнокомандующий жандармерией армейский генерал Н. Озель. В Диярбакыр отправились также вице-премьер Турции Б. Боздаг и министр внутренних дел И. Наим Шахин. Наряду с этим, в связи с нападением в аппарате премьер-министра Турции состоялся внеочередной саммит по борьбе с терроризмом.
Президент Турции А. Гюль резко осудил совершенный теракт в отношении военнослужащих. Он также указал, что борьба с терроризмом будет решительно продолжена, призвав всех политических игроков действовать ответственно, осудить насилие и террор. В своем письменном заявлении А. Гюль также отметил следующее: "В такой период, когда в нашей стране расширяются права и свободы, устанавливаются мир и дружба, террористическая организация, совершившая этот коварный акт агрессии, в очередной раз показала свои цели и настоящее лицо". Президент подчеркнул, что те, кто пытается путем кровопролития и причинения страданий добиться своих целей, обязательно разуверятся в своей правоте. "Эти нападения ни в коем случае не ослабят наше государство и не сломят нашу решимость в вопросе урегулирования всех проблем", - заявил также А. Гюль.
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) также осудила теракт. Глава ПАСЕ Мевлют Чавушоглу /депутат турецкого праламента от ПСР/ в своем письменном заявлении подчеркнул, что «терроризм, являющийся первым врагом человечества, ничем нельзя оправдать». Теракт осудили и США. Госсекретарь Хиллари Клинтон опубликовала письменное заявление, в котором выразила поддержку Турции в ее борьбе против террористической организации РПК, лишившей жизни десятки тысяч граждан Турции. Она также указала, что США продолжат сотрудничество с правительством Турции против всех проявлений терроризма.
Лидер Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллах Оджалан, находящийся в заключении на острове Имралы, вновь встретился со своими адвокатами и заявил, что он единственный человек, который может положить конец 30-летнему конфликту между Турцией и РПК. "Мы хотим сложить оружие. Я говорю это прямо. Никто, кроме меня, не может заставить РПК сложить оружие", - подчеркнул он. Он призвал к спокойствию после столкновения в Сильване, в котором было убито 13 турецких солдат и два боевика РПК.
"Через несколько дней после нападения в Сильване у меня состоялась еще одна встреча с турецкой делегацией, на которой я потребовал для себя больших возможностей для роли миротворца. Если они /турецкая сторона/ будут делать свое дело, я со своей стороны сделаю все, что необходимо. Мне нужно выступить с заявлением в парламенте Турции. Если они говорят: мы хотим решить эту проблему демократическим и конституционным путем, мы можем решить ее за неделю", - сказал Абдуллах Оджалан. Курдский лидер отметил, что столкновения и гибель людей с обеих сторон будут продолжаться, пока ему не предоставят такую возможность. "Я глубоко сожалею о гибели партизан и солдат-полицейских. Огонь, который жжет партизан, тот же, который жжет солдат", - сказал он.
Необходимо заметить, что по результатам официального расследования было объявлено о совпадении выводов военной и гражданской комиссий об обстоятельствах и тяжелых последствиях боестолкновения. Однако, несмотря на это, осадок у военных, полагают эксперты, остался, и он также сыграл вместе с другими причинами свою определенную роль в принятии 29 июля решения начальника генштаба ВС Турции И. Кошанера и главкомов сухопутных сил, ВВС и ВМС о своей отставке. Такая сложная ситуация во взаимоотношениях военных и гражданских властей сложилась впервые в истории современной Турции.
Глава правительства Р. Эрдоган отменил график запланированных мероприятий и вернулся из Стамбула в Анкару. Встретился с президентом А. Гюлем и командующим жандармерией Н. Озелем, единственным из высшего армейского руководства армейским генералом, который не подал вместе со своими коллегами в отставку. Уже на следующий день президент заявил журналистам, что в стране нет кризиса в связи с отставками начальника Генштаба и командования вооруженных сил. "Произошли чрезвычайные события, но кризиса нет. Мы с уважением восприняли решение начальника генштаба, хотя мы хотели бы, чтобы он продолжил службу. Мы сумели развернуть чрезвычайную ситуацию в нормальное русло. Заседание Высшего военного совета состоится в запланированные сроки /1 – 4 августа – автор/ и в рамках закона", - сказал глава республики.
В свою очередь подавший в отставку с должности начальника генерального штаба вооруженных сил Турции армейский генерал И. Кошанер в своем обращении разъяснил причины своего ухода. Генерал аргументировал этот шаг собственным бессилием противостоять проводимой в последние годы в Турции кампании против военнослужащих. В обращении также подчеркивается, что в настоящее время 250 военнослужащих находятся под арестом. И. Кошанер заявил, что эти аресты противоречат закону, праву, справедливости и совести. "Одной из целей следствия и многочисленных арестов является попытка держать постоянно в центре внимания турецкие вооруженные силы, создать из армии в общественном мнении образ преступной организации. К сожалению, многие СМИ предвзято освещают события, распространяют разного рода ложь, клевету и обвинения с целью настроить нашу нацию против ее Вооруженных сил. "Неспособность воспрепятствовать этому процессу и стало причиной того, что я решил освободить эту должность", - сказал в заключение генерал.
Турецкая оппозиция жестко отреагировала на отставки. В оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) заявили, что происходящее свидетельствует о том, что возглавляемая Р. Эрдоганом правящая ПСР "продолжает не признавать право и действующее законодательство". Лидер Партии националистического движения /ПНД/ Девлет Бахчели охарактеризовал эти события как "серьезный государственный кризис".
Что касается внешней реакции, то английская газета Guаrdian отметила, что отставки вызвали брожение в турецких вооруженных силах. В Брюсселе представитель НАТО отказался комментировать сложившуюся ситуацию в высшем руководстве второй по численности армии альянса. А представитель Госдепартамента США сказал, что Вашингтон уверен в надежности и стабильности турецких вооруженных сил. C другой стороны, как отмечают турецкие СМИ, общественность все же задает вопросы о возможности нарушения в ходе следствия прав арестованных военных, а также нескольких журналистов, которых также обвиняют в причастности к заговору.
Из внешнеполитических событий июля следует выделить визит в Турцию госсекретаря США для участия в совещании Контактной группы по Ливии, проходившем в Стамбуле. Не умаляя значимости этого совещания, следует отметить, что именно двусторонние контакты главы американского внешнеполитического ведомства с президентом, премьер-министром и министром иностранных дел Турции стояли во главе угла всей повестки дня пребывания Хиллари Клинтон в Стамбуле.
Был обсужден весь комплекс двесторонних турецко-американских отношений, а также региональных проблем, решение которых имеет большое значение для Анкары и Вашингтона. Среди них процесс турецко-армянского сближения. Х. Клинтон, в частности, заявила, что «США намерены вновь оживить процесс армяно-турецкого сближения и «подталкивать» стороны к его продолжению».
Такая позиция США раздражает Баку. "Взаимоотношения Турции и Армении - это дело двух данных государств. Мы не вмешиваемся во внутренние дела третьих стран", - заявили в МИД Азербайджана, комментируя заявления Х. Клинтон. Вместе с тем во внешнеполитическом ведомстве отметили, что "если в этом вопросе будут задеты национальные интересы Азербайджана, естественно, наша страна будет на это реагировать соответствующим образом".
Переговоры Х. Клинтон с турецким коллегой продолжались более двух часов. В ходе встречи стороны обсудили и развитие событий в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке, а также отношения между Турцией и Израилем. После переговоров А. Давутоглу и Х. Клинтон сделали акцент именно на солидарности двух стран при решении всех вопросов, представляющих угрозу региональной стабильности.
В качестве подтверждения такой солидарности приведем их оценку ситуации в Сирии. "Мы считаем, что необходимо начать процесс осуществления реформ с учетом требований народа. Для осуществления политических реформ необходима деятельность легитимной оппозиции. Касаясь встречи сирийских оппозиционеров в Турции, хочу отметить, что здесь /в Турции – автор/ имеются свободы, и мы желаем, чтобы это не рассматривалось как вмешательство во внутренние дела Сирии", - отметил глава МИД Турции.
"Будущее Сирии зависит от его народа. Хочу отметить, что встреча сирийских оппозиционеров является важной частью политической реформы. Здесь важно учесть то, что делает народ Сирии для своего будущего. Это делают сирийцы, а не США", - сказала в свою очередь госсекретарь США.
Примечательно, что лидер Партии националистического движения Турции Д. Бахчели отказался от предложения о встрече, сделанного со стороны госсекретаря США Х. Клинтон. Она пригласила на встречу лидеров оппозиционных партий К. Кылычдароглу /НРП/ и Д. Бахчели (ПНД). Клинтон хотела встретиться одновременно с лидерами обеих оппозиционных партий, однако Д. Бахчели отказался от такого формата встречи.
Отмечая эти вопросы и нюансы повестки дня переговоров Х. Клинтон в Турции, все же подчеркнем, что стержневой обсуждаемой проблемой было, конечно, размещение на турецкой территории элементов ПРО. Это была особо закрытая часть переговоров, однако анализ скупых высказываний аналитиков и экспертов позволяет с большой долей вероятности сделать вывод о том, что в ходе визита госсекретаря США была все же достигнута принципиальная договоренность о размещении элементов ПРО на турецкой территории.
Отметим, что и газета The Washington Times распространила информацию о том, что США близки к заключению соглашения с Турцией о размещении на ее территории систем ПРО. Напомним также и выступление в конце мая в Конгрессе США главы Агентства по ПРО генерал-лейтенанта Патрика ОРайлли, который заверил, что РЛС в Южной Европе будет развернута до конца 2011 года. Он не стал уточнять, где именно, однако ранее американские аналитики называли в качестве наиболее вероятной страны Турцию. Шансы на то, что администрация Б. Обамы пойдет на размещение РЛС в Грузии, полагают турки, весьма незначительные, учитывая, что Грузия не является членом НАТО, а также то, что последствия такого решения для американо-российских и российско-натовских отношений будут весьма печальными.
Теперь остается ответить на вопрос, означает ли это, что администрация США согласилась с требованием Турции не делиться данными с этого радара с Израилем. Остается без ответа и вопрос о том, повлияют ли доводы постоянного представителя РФ в НАТО Дмитрия Рогозина, изложенные им 28 июля в ходе однодневного визита в Анкару представителям высшего политического и военного руководства Турции, на окончательное решение Анкары по проблеме размещения элементов ПРО на турецкой территории.
Россия против размещения элементов ПРО США в Черном море и в регионе, даже если они не задевают ее интересы, заявил в Анкаре постпред РФ в НАТО Дмитрий Рогозин. Он отметил, что для размещения вооружения в этом регионе нет оснований. По словам постпреда, ему бы "не понравилось, если бы под предлогом развития системы ПРО в Европе Черное море оказалось заполнено кораблями стран, не имеющих отношение к региону". "Турция – ведущая страна в регионе, важный союзник НАТО и наш стратегический партнер", - сказал Рогозин. По его словам, отношение Турции к вопросу размещения систем ПРО имеет большое значение.
Д. Рогозин сообщил, что, по имеющейся информации, в Турции предполагается установить радар, который "будет просматривать территорию в несколько тысяч километров. Предположительно, радар может быть установлен в юго-восточной части Турции". "Наши американские друзья говорили, что не планируют размещать в Турции стационарные противоракеты. Однако если крейсеры с соответствующим вооружением будут находиться даже в пяти километрах от побережья Турции, учитывая дальность их действия в 2-2,5 тысяч километров, это то же, что дислоцировать установки в республике", - констатировал Д. Рогозин.
На израильском треке турецкой внешней политики в июле также происходило активное движение. Оно было менее публично, но довольно значимо. Продолжены переговоры на уровне высокопоставленных представителей МИД и других ведомств двух стран по вопросу выработки взаимоприемлемого документа об урегулировании отношений. И если премьер-министр Турции Р. Эрдоган, выступая 8 июля перед парламентом страны с программной речью от имени нового правительства, продолжил жесткую риторику в отношении Израиля, то его главный советник по политическим вопросам Ибрахим Калын был гораздо менее категоричным. В интервью израильской газете "Гаарец" он утверждал, что Турция заинтересована в полном восстановлении связей с Израилем до того уровня, на котором они находились до инцидента с "Флотилией Свободы". Необходимо отметить, что подобные заявления советника главы правительства без предварительного разрешения со стороны Р. Эрдогана исключены.
"Мы хотим вернуть посла в Тель-Авив, мы хотим возобновить совместные военные маневры, а также сотрудничество в военной и гражданской области, мы хотим полного возвращения к тому положению, которое существовало до 2010 года", - подчеркнул советник Р. Эрдогана. И. Калын по личному поручению премьера Эрдогана работает над разъяснением турецкой позиции в отношении Израиля. "Каждый раз, когда мы приближаемся к прорыву, к возможному восстановлению отношений, кто-то блокирует этот процесс", - отметил он.
"Нам совершенно не нравится ухудшение отношений с Израилем. Для нас они представляют большую ценность. Но Израиль должен понимать, что происходит в Турции. Друзья должны уметь признавать и извиняться за ошибки. Мы так же сожалеем о том, что произошло. Мы не собираемся рвать отношений с Израилем, которые в свое время были просто замечательными, и мы продолжим наши усилия по достижению мира между Израилем и Сирией. В случае достижения договоренности, Р. Эрдоган может посетить Израиль", - заявил советник турецкого премьера.
Турция в июле продолжила активную челночную дипломатию в регионе. Следует отметить визит министра иностранных дел А. Давутоглу в Иран. В Тегеране А. Давутоглу встретился с президентом Махмудом Ахмадинежадом, спикером парламента Али Лариджани, министром иностранных дел Али Акбаром Салехи и главой делегации на переговорах по ядерной программе Саидом Джалили.
В заявлении относительно своих контактов А. Давутоглу сказал, что по вопросу ситуации в Сирии они имеют общую позицию с Ираном, однако по некоторым вопросам имеются разногласия. Касаясь региональных стран, он отметил: "Мы как деревянные дома, стоящие рядом друг с другом. Пожар, вспыхнувший в одном доме, может перекинуться на рядом стоящий дом". Сирия является дружественной и Ирану, и Турции. Все мы члены одной семьи. Если в семье возникают проблемы, то они должны решаться ее членами", - подчеркнул турецкий министр.
По оценке А. Салехи, "ситуация в регионе оказывает прямое воздействие на международную обстановку в целом". "Иран и Турция будут продолжать консультации и координацию действий в целях укрепления региональной стабильности", - подчеркнул глава иранской дипломатии. Он констатировал обоюдную заинтересованность двух стран "в скорейшей нормализации ситуации в Сирии".
А. Салехи, поздравив А. Давутоглу с победой на выборах ПСР, подчеркнул, что его визит в Иран является хорошим стимулом для дальнейшего сотрудничества двух стран. А. Салехи отметил, что в настоящее время товарооборот между Ираном и Турцией составляет $14 миллиардов, и выразил надежду, что в ближайшие годы он достигнет $30 миллиардов.
На турецко- сирийской границе продолжалось активное перемещение сирийских беженцев. Общее число сирийских граждан, прибывших в Турцию, составило 15 тысяч 490. Из них по состоянию на 15 июля 6 тысяч 929 вернулись на Родину. Таким образом, число сирийских граждан, находящихся в Турции в настоящее время сократилось до 8 тысяч 561. 68 сирийских граждан проходят лечение в различных больницах Турции, 8 женщин находятся в женском приюте и три человека помещены в "Дом престарелых"
Ситуацией на турецко-сирийской границе серьезно обеспокоена оппозиционная НРП. Заместитель генпредседателя по вопросам внешней политики опытный дипломат О. Корутюрк на пресс-конференции в Анкаре констатировал отсутствие должного контроля лиц, неоднократно переходивших турецко-сирийскую границу, что вызывает сомнение в их статусе беженца.
Активная дипломатия Анкары в регионе способствовала росту популярности Турции в арабском мире. Опрос, проведенный Арабо-американским институтом в нескольких северо-африканских и ближневосточных государствах, показал, что популярность Ирана в этих странах сократилась на фоне роста популярности Турции. Согласно результатам опроса в Марокко, Египте, Саудовской Аравии, Ливане, Иордании и ОАЭ, популярность Ирана варьируется от 14% до 37%.
Наименьшей популярностью Иран, как и следовало ожидать, пользуется среди подданных Саудовской Аравии. Положительный рейтинг Исламской республики в этой стране составляет всего 6%. Для сравнения, в 2006 году Иран вызывал восхищение у 68%-82% опрошенных жителей арабских государств, отмечает International Business Times. При этом, положительный рейтинг Турции, в последние годы активно действующей на региональной арене, поднялся на значительную высоту. 80% в Марокко, 64% в Египте, 45% в Иордании, 98% в Саудовской Аравии, 62% в ОАЭ и 93% в Ливане.
Население почти всех указанных стран выступает за Ближний Восток, свободный от ядерного оружия. Только Ливан, с влиятельной шиитской общиной, полагает, что появление атомной бомбы у иранского режима будет способствовать укреплению безопасности региона.
Привлекло внимание политологов жесткое заявление премьер-министра Турции Р. Эрдогана по Кипру. Премьер заявил, что Анкара полностью заморозит отношения с Европейским Союзом в случае председательства в этой региональной организации Республики Кипр. Заявление прозвучало в ходе его визита в непризнанную международным сообществом Турецкую Республику Северного Кипра /ТРСК/. 20 июля там отмечали 37-летнюю годовщину высадки на остров турецких войск. Этот день на Северном Кипре называют "Праздником мира и свободы".
Многолетняя кипрская проблема является камнем преткновения в переговорном процессе Турции с ЕС, который ведется с 2005 года. Переговоры были начаты по 35 пунктам интеграционного досье, но сейчас ведутся лишь по 13. Диалог по 18 позициям заморожен по политическим мотивам, в том числе, из-за позиции Анкары по вопросу урегулирования на Кипре. Турецкие власти неоднократно заявляли, что не откроют свои порты Республике Кипр, суверенитет которой в Анкаре не признают, до прекращения международной изоляции ТРСК.
Если к июлю 2012 года, когда временное председательство в ЕС на шесть месяцев в соответствии с ротацией перейдет к Республике Кипр, не будет решена кипрская проблема, отношения с Евросоюзом, по словам Р. Эрдогана, будут полностью заморожены. "В течение шести месяцев мы будем сидеть и смотреть. Все отношения с ЕС будут заморожены. Мы не будем разговаривать со страной, которую не признаем", - подчеркнул Р. Эрдоган. Турецкий премьер выступил против вмешательства ЕС в процесс урегулирования кипрской проблемы. "Мы не признаем Евросоюз в качестве посредника по вопросу Кипра. Мы говорим, что решать ее надо полностью на платформе ООН", - цитируют высказывания Р. Эрдогана СМИ.
ЕС подверг критике это высказывание турецкого премьера. МИД России, в свою очередь, призвал Турцию не мешать межобщинным переговорам на Кипре. На брифинге 21 июля в Москве официальный представитель МИД России Александр Лукашевич прокомментировал жесткое заявление Р. Эрдогана. Как заметил А. Лукашевич, Россия выступает за неукоснительное соблюдение всеми без исключения государствами решений СБ ООН по любой проблеме глобального или регионального масштаба, в том числе по Кипру. "Как известно, резолюции СБ ООН 541 (1983) и 550 (1984) предписывают всем членам мирового сообщества не признавать никакое кипрское государство, кроме Республики Кипр, уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность Республики Кипр, а также не содействовать и не оказывать каким-либо образом помощи сепаратистскому образованию на севере острова Кипр. Убеждены, что только такой подход позволит воссоединить Кипр на основе двухобщинной двузональной федерации с единым суверенитетом, гражданством и международной правосубъектностью.
В то же время российская сторона готова поддержать любое другое решение, приемлемое обеим сторонам. Россия в качестве постоянного члена СБ ООН оказывала и будет оказывать поддержку достижению справедливого, жизнеспособного и всеобъемлющего урегулирования в интересах всех киприотов, на основе соответствующих решений СБ ООН, внутрикипрских соглашений высокого уровня (1977 и 1979 гг.) и добровольного, без давления извне, согласия самих кипрских общин. Считаем, что «тонкая материя» продолжающихся полномасштабных межобщинных переговоров на Кипре не должна подвергаться давлению извне, тем более в нынешних условиях, когда переговорный процесс идет весьма непросто. Впервые за долгие годы судьба кипрского урегулирования находится в руках самих киприотов - греков и турок. Главное - помогать им, а не пытаться подменить общие интересы киприотов интересами других сторон. В этом заключается принципиальная позиция России по кипрскому вопросу", - заявил официальный представитель МИД РФ.
Из области российско-турецких отношений следует отметить также состоявшийся в июле по инициативе турецкой стороны телефонный разговор Дмитрия Медведева с президентом Турции Абдуллахом Гюлем. От имени турецкого народа А. Гюль выразил искренние соболезнования в связи с катастрофой теплохода «Булгария», повлекшей многочисленные человеческие жертвы. В ходе разговора главы государств обсудили также планы контактов на высшем уровне на ближайшую перспективу. Эксперты не исключают, что такая встреча глав двух государств может произойти уже в сентябре в рамках Всемирного политического форума в Ярославле.
Примечательное событие произошло в июле и на гуманитарном треке российско-турецких отношений. В турецком городе Гелиболу, что на северо-западе страны, состоялась торжественная церемония, посвященная 90-летию Мемориала Памяти о россиянах, в которой приняла участие представительная российская делегация во главе с первым вице-президентом российского Центра национальной славы и фонда Андрея Первозванного Михаилом Якушевым. От турецкой стороны в мероприятии участвовали мэр города Гелиболу Мустафа Озаджар, члены городского муниципалитета, представители местных общественных организаций и СМИ.
Участники мероприятия в своих выступлениях подчеркнули, что Мемориал является не только знаком мужества и стойкости русского народа, но и символом трагичности русской истории 20-х годов прошлого столетия, олицетворением дружеских отношений России и Турции на нынешнем этапе
Напомним, что памятник россиянам был торжественно открыт и освящен здесь еще в июле 1921 года. Именно сюда, гонимые революцией и гражданской войной, прибыли около 150-ти тысяч российских граждан. Среди них солдаты, офицеры, генералы, члены их семей. В тяжелейших условиях изгнания они прожили здесь около трех лет. В 1949 году этот памятник был разрушен землетрясением.
Местные турки с пониманием отнеслись к желанию россиян возродить исчезнувший памятник, и в 2008 году Мемориал памяти о россиянах был открыт заново. Его сооружение - это результат скоординированной и кропотливой работы представителей российских и турецких общественных организаций, официальных властей и деловых кругов двух стран.
Известно, что русские офицеры, прежде чем покинуть ставший им родным и близким галлиполийский берег, профинансировали содержание памятника, а турецкие власти обязались содержать его в надлежащем виде. Символично, что после воссоздания Мемориала эта почетная миссия вновь легла на плечи россиян и муниципалитета Гелиболу,
Мэр Гелиболу Мустафа Озаджар подчеркнул в своем выступлении, что совместное восстановление памятника – это напоминание будущим поколениям о важности и насущной необходимости и далее развивать и укреплять добрососедские отношений между Россией и Турцией.