Мало кто из жителей Турции не согласится сегодня с тем, что отставка главкомов вооруженных сил Турции в конце июля принесла премьер-министру республики Реджепу Тайипу Эрдогану решающую политическую победу над военными. Правда теперь, когда военное командование утратило большую часть своего политического влияния, некоторые обозреватели задаются вопросом о наличии в системе правления достаточных средств и возможностей для сдерживания власти Эрдогана.
Премьер, похоже, превращает в золото все, к чему прикасается: экономика страны процветает, на выборах одерживаются победы (на последних, июньских парламентских выборах возглавляемая Эрдоганом правящая Партия справедливости и развития (ПСР) набрала 50 процентов голосов избирателей). В этом-то, по мнению обозревателей, как раз и заключается проблема.
"Эта чрезмерная самонадеянность, ощущения своей силы дает премьер-министру Эрдогану власть над всем и вся. Это политика с позиции силы, вот каким курсом мы идем, – говорит политолог стамбульского университета Бахчешехир Ченгиз Актар (Cengiz Aktar). – Подобный подход к решению [важных] вопросов не приведет к долгосрочному их урегулированию".
Самоуверенность правительства распространяется и на внешнеполитическую арену. Так, например, недавно Эрдоган предъявил ультиматум Евросоюзу, пригрозив заморозить отношения с ЕС, если его требования в отношении расчлененного острова Кипр не будут удовлетворены.
Однако наибольшую обеспокоенность высокомерие правительства внушает во внутриполитической жизни Турции. На взгляд критиков, конституционный референдум 2010 года, наделивший парламент и президента полномочиями по назначению судей Конституционного суда, может привести к усилению политического контроля над судебной системой.
В стране усиливаются гонения и на инакомыслящую студенческую молодежь. 27 июля прокуратура потребовала приговорить к лишению свободы на срок от одного до четырех лет 13 студентов из Анкары, забросавших яйцами министра, посетившего их учебное заведение. Трем другим студентам, потребовавшим на прошлогодней публичной встрече с премьером Эрдоганом право на бесплатное образование, грозит тюремное заключение сроком от восьми до пятнадцати лет по обвинению в "террористической пропаганде".
Помимо всего прочего, в процессе подавления движения за права курдов по закону о террористической деятельности в стране задержаны десятки курдских студентов. В рамках борьбы с данным движением властями арестованы уже сотни людей, в том числе 11 мэров городов. По версии прокуратуры, все они связаны с запрещенной повстанческой Рабочей партией Курдистана.
Пожалуй, наибольшую озабоченность внушает ситуация со свободой слова. Введение в этом году обязательной фильтрации вебсайтов вызывает опасения дальнейших притеснений. Некоторые журналисты, представители научных кругов и правозащитники задаются вопросом, не превращается ли Эрдоган на свой, турецкий лад, в российского премьера Путина, известного своей нетерпимостью к вольнодумцам.
Власти отметают подобную критику, утверждая, что ситуация со свободой слова в стране постоянно улучшается. "Мы уже произвели немало перемен. Ситуация на сегодня улучшилась", – заявил министр по делам ЕС Эргемен Багиш (Ergemen Bağiş) иностранным журналистам, сославшись на внесенные в УК поправки, согласно которым для преследования граждан, подозреваемых в оскорблении турецкой государственности, требуется теперь санкция минюста. Кроме того, по словам министра, большинство журналистов, в отношении которых возбуждены расследования, обвиняются в преступлениях, не связанных с их журналистской деятельностью.
Заместитель главного редактора проправительственной турецкой газеты Taraf Ясмин Конгар (Yasmin Congar) разделяет мнение, что власти не переходят политических границ и власть премьера по-прежнему находится под контролем.
"Каждый раз, когда он показывает свое авторитарное лицо, каждый раз, когда он делает что-то такое, что расходится с четкими и ясными принципами демократии, …в стране поднимается мощная волна критики и все открыто высказывается", – говорит он о недавних политических поступках Эрдогана. – Я не считаю, что Турция движется по пути авторитаризма. Турция не превратится в новую Россию".
Но насколько силен этот контроль, вот в чем вопрос. За годы пребывания ПСР у власти медийный ландшафт в стране стал обширнее и разнообразнее. Вместе с тем в последнее время на СМИ обрушиваются судебные иски, санкции налоговых органов, требующих уплаты многих миллиардов лир, и аресты, в том числе по подозрению в причастности к военному заговору с целью свержения существующего строя.
В рейтинге свободы слова в странах мира за 2010 год международной правозащитной организации "Репортеры без границ" Турция опустилась на 15 позиций, заняв 138 место из 178 фигурирующих в обзоре стран между Сингапуром и Эфиопией. По данным турецкой коалиции из 24 медийных организаций Freedom for Journalists Platform, выступающей за свободу журналистов, в настоящее время по антитеррористическому законодательству в местах лишения свободы Турции находится более 60 журналистов.
"Власти не приемлют никакой критики и прибегают к всевозможным формам прямого и опосредованного давления ан СМИ", – утверждает политический обозреватель турецкой газеты Milliyet Нурай Мерт (Nuray Mert). Газета принадлежит медиа-холдингу Doğan Media Holding, весьма критически настроенному по отношению к властям. В 2009 году холдингу было предписано довыплатить налоги на сумму в 4,2 млрд. лир (около 2,4 млрд. долларов) после того, как одна из его газет намекнула на наличие косвенной связи между ПСР и экспроприированными благотворительными средствами. Премьер отмел мысль о наличие политической подоплеки в этом налоговом деле.
"В данной обстановке я не вижу надежды на оздоровление демократической ситуации в результате происходящих перемен, – добавляет журналист. – Скорее на смену одной авторитарной политической системе придет другая".
Опасениям в связи со сложившейся в Турции ситуацией в области свободы слова вторят и США с Евросоюзом. Как отметила в ходе своего недавнего визита в Турцию госсекретарь Хилари Клинтон, "предстоящий процесс конституционной реформы в Турции предоставляет возможность решить проблему ограничений последнего времени, о которых мне поведала турецкая молодежь, а также проблему со свободой слова и религии и защитой прав меньшинств".
В телевизионном выступлении 30 июля Реджеп Тайип Эрдоган подтвердил свое обещание поменять конституцию страны, написанную военными правителями в 1982 году. "Новая конституция должна быть выработана при самом активном участии общества в обстановке консенсуса и отвечать требованиям всего общества. Конституция должна быть демократической и либеральной безо всяких изъятий", – подчеркнул премьер.
Ожидается, что к процессу реформирования активно приступят по возвращению парламента из летнего отпуска 1 октября. Реализация данного начинания может явственно показать, как премьер-министр намерен использовать свою власть в ближайшие месяцы и годы.
От редактора:
Дориан Джонс является независимым журналистом. Проживает в Стамбуле.