Как известно, согласно двустороннему иракско-американскому соглашению, около 47 тысяч американских военнослужащих и сотрудников частных охранных структур, находящихся пока в Ираке, должны покинуть эту страну не позднее 31 декабря 2011 года. По мере приближения этой даты в правительственных кругах, различных общественных организациях и средствах массовой информации США, Ирака и ряда других стран под разными предлогами все чаще обсуждается эта довольно острая тема.
Несмотря на то, что ранее Б.Обама неоднократно заявлял о своем твердом намерении вывести воинский контингент США из Ирака в намеченные сроки, в последнее время Вашингтон дает ясно понять мировому сообществу и своим иракским партнерам, что американцы могли бы продлить сроки пребывания своих военных в стране еще на некоторое время в случае соответствующего официального обращения (просьбы) со стороны Багдада.
При этом администрация США ссылается на необходимость завершения процесса воссоздания национальных вооруженных сил и других силовых структур Ирака, чтобы они были в состоянии самостоятельно обеспечить безопасность страны от внутренних и внешних угроз. Якобы только американские советники, консультанты и специалисты могут помочь своим иракским коллегам в перевооружении ВС Ирака и совершенствовании военной инфраструктуры (аэродромы, система ПВО, учебные центры, полигоны, тренажеры, командные пункты, ремонтная база и т.п.). Такие же задачи, но с учетом специфики, американцы намерены выполнять и в процессе подготовки местных полицейских и сотрудников спецслужб.
Своим избирателям Б.Обама также внушает, что понесенные США в ходе военной операции в Ираке человеческие жертвы, моральные издержки, огромные материальные и финансовые затраты не должны быть напрасными и требуют своего логического завершения. Вашингтон должен убедиться в том, что с уходом последнего американского солдата из Ирака в стране не наступят хаос и безвластие и что национальные интересы США в этой стране и регионе не пострадают. Одним из аргументов в пользу сохранения американского военного присутствия в Ираке служит тезис о возможной иранской экспансии в этой стране и регионе в целом.
Вряд ли случайным стало обострение обстановки на иракско-иранской границе в последние 3-4 недели, когда произошли довольно ожесточенные боестолкновения с применением авиации и артиллерии между подразделениями корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана и боевиками оппозиционной иранской курдской военно-политической группировки ПЕЖАК. В сходе преследования курдских повстанцев артиллерийским обстрелам подверглись и приграничные районы Ирака, пострадали мирные жители. Возможно, что эти действия были спровоцированы извне.
Даже если все американские войска уйдут, в Ираке в любом случае останется довольно мощный дипломатический и торгово-экономический контингент США, который совместно с командой по поставкам оружия и посольской группой по военным связям, а также частными охранниками и гражданскими специалистами надежно обеспечит сохранение американского влияния (около 20 тысяч чел.). Свои расходы по дальнейшему присутствию в Ираке США намерены компенсировать нефтедолларами в обмен на военную помощь. Таким образом, Вашингтон оказывает давление на власти в Багдаде и одновременно готовится почва внутри США для принятия возможного нового решения по этому вопросу.
Несмотря на довольно сильные антиамериканские настроения в Ираке, что подтверждает сбор свыше 2,5 млн. подписей иракцев, выступающих за немедленный вывод войск США из страны, похоже на то, что в нынешнем иракском руководстве есть сторонники продления сроков пребывания американского военного контингента в стране на некоторое время.
Так, премьер-министр Ирака Нури аль-Малики недавно заявил, что Ирак закупит 36 реактивных истребителей F-16 американского производства. Всего в ближайшие несколько лет Ирак планирует закупить в США оружия и боевой техники на сумму свыше 32 млрд долларов США. Интересно, зачем Ираку эта новая гора оружия, когда в стране не восстановлены системы электро и водоснабжения, канализация, дороги, мосты, школы, больницы и т.п.
При этом Малики добавил, что Ирак обратится к США за помощью в обучении военного персонала - в связи с чем, часть американских военнослужащих могут остаться в Ираке и после 31 декабря 2011 года. Примерно такую же позицию занимают и президент страны Дж.Талабани, а также президент Иракского Курдистана М.Барзани, которые видят в продлении сроков пребывания американских войск в стране "гарантию безопасности населения, особенно в спорных районах севера Ирака".
Скорее всего, в ближайшее время могут состояться иракско-американские консультации и переговоры о дальнейшей судьбе американского военного контингента в Ираке и может быть принято устраивающее обе стороны решение. Скорее всего, в стране все же останется значительно сокращенный воинский контингент США в несколько скорректированном статусе (советнический аппарат).
Следует ли опасаться угроз новой дестабилизации внутриполитической обстановки в стране или вмешательства внешних сил по мере ослабления здесь влияния США? Вряд ли. Такие угрозы носят больше искусственный характер и во многом нагнетаются самими американцами. Безусловно, по мере сокращения военного присутствия США в Ираке влияние региональных центров силы (сопредельных государств) будет возрастать. Однако ни одна страна или группа стран не может иметь своего доминирующего влияния на события в Ираке и на иракское руководство. Нет и государств или международных организаций, которые бы были заинтересованы в распаде Ирака по этноконфессиональному признаку. Все выступают за сохранение единого иракского государства в его нынешних границах и никто не покушается на его территориальную целостность.
Не выдерживает никакой критики тезис о возможной зависимости Ирака от Ирана или даже о поглощении Ираном своего соседа. Этот аргумент администрации США рассчитан больше для внутреннего потребления или для западного обывателя. Да, в Ираке большая часть граждан (около 60 %) исповедует ислам шиитского толка. Но это вовсе не значит, что все они являются иранскими агентами или сторонниками интеграции с Ираном. Есть военно-политические группировки (например, группировка М.ас-Садра) и партии, которые ориентируются на Иран, но их меньшинство даже среди иракских шиитов, которые в большинстве своем, прежде всего, иракцы арабского происхождения с чувством национальной самобытности и собственного достоинства. Они могут с уважением относиться к соседям-персам, но не более того. Растворяться в их культуре и попадать в зависимость от иранских фундаменталистов они не собираются. У них есть свои шиитские святыни мирового значения в г.г.Кербела и Неджеф, свои духовные наставники и местные традиции. Кроме того, они ощущают себя частью мировой арабской семьи ("уммы"). Большая часть иракских арабов-шиитов настроена патриотично, против какого-либо иностранного вмешательства во внутренние дела страны: будь то США или Иран. Некоторые, главным образом связанные с нынешними правящими кругами во главе с премьер-министром Нури аль-Малики, вынуждены более тесно взаимодействовать с американской администрацией.
Что касается иракских арабов-суннитов, то естественно, что они мало общего имеют с иранскими шиитами-фундаменталистами, настроены также патриотично и готовы с оружием в руках противостоять любому иностранному посягательству на суверенитет Ирака. Примерно такой же позиции придерживаются и третьи по численности в стране – курды, которые исповедуют в основном ислам суннитского толка. Они готовы развивать с Ираном торгово-экономические отношения, поскольку граничат с ним, но настороженно относятся к любым попыткам нарушения ирано-иракской границы в целях преследования курдских повстанцев, к которым они относятся с симпатией.
Поэтому миф о возможном заполнении вакуума иностранного влияния в Ираке из Тегерана сильно преувеличен. Вряд ли следует также ожидать, что Ирак станет разменной монетой в американской политике создания Большого Ближнего Востока и "буферной зоной" на пути распространения иранского влияния в регионе. Скорее всего, с уходом американских военных в Багдаде будут усиливаться позиции независимых и патриотично настроенных лидеров, которые не допустят распада страны и не дадут втянуть ее в какие-либо новые региональные конфликты.
Из других региональных игроков свои интересы в Ираке имеют Турция, Сирия, Израиль и Саудовская Аравия (страны Персидского залива).
Турция за последнее время много усилий приложила к ускоренному развитию всего комплекса взаимовыгодных отношений с Ираком. При этом приоритетное отношение отдается приграничному сотрудничеству с Иракским Курдистаном. Налаживается взаимодействие и по линии силовых ведомств в области борьбы с боевиками турецкой Рабочей партии Курдистана, которые по-прежнему пытаются использовать труднодоступные участки турецко-иракской границы для миграции и организации скрытых военных баз. Многое делается турецкими властями и в целях мирного решения курдской проблемы у себя в стране. В то же время Анкара не скрывает своих озабоченностей нахождением боевиков РПК на севере Ирака, попытками региональных властей Иракского Курдистана изменить внутрииракское территориальное деление и присоединить к Курдскому региону богатый нефтью район вокруг г.Киркук, где проживает компактно другое иракское меньшинство, родственное туркам - туркоманы. При всех разногласиях и некоторых противоречиях между Турцией и Ираком (Иракским Курдистаном) общий настрой их лидеров на дальнейшее сближение остается приоритетным. Ожидать каких-либо агрессивных действий со стороны Турции в отношении Ирака с уходом американских войск не приходится.
Сирия в последнее время вступила в период жесткого внутреннего противостояния и не может оказывать сколько-нибудь заметного влияния на события в Ираке. По гуманитарным соображениям Дамаск продолжает поддерживать сотни тысяч иракских беженцев на своей территории, большая часть из которых арабы-сунниты, функционеры партии Баас, бывшие госслужащие, сотрудники спецслужб и военные режима С.Хусейна. Однако от более широкого вмешательства в дела Ирака Б.Асад вынужден воздержаться. Багдад и Эрбиль, в свою очередь, внимательно следят за развитием ситуации в Сирии, но также воздерживаются от какого-либо вмешательства.
Саудовская Аравия и другие арабские страны Персидского залива выражают свою готовность в случае ухода американцев из Ирака активизировать свои связи и контакты с Багдадом во всех областях. Эр-Рияд не скрывает, что главным для себя считает не допустить усиления в Ираке позиций Ирана и сохранение страны как части арабского мира.
Израиль уже давно и довольно прочно присутствует в торгово-экономической и других областях на севере Ирака. Его, также как и КСА, больше всего заботит, как бы не дать усилиться в Ираке и регионе Ирану. Министерство обороны Израиля ведет переговоры с Пентагоном о возможность приобретения американской военной техники, которая останется после выхода армии США из Ирака.
Таким образом, можно предположить, что ожидаемый вывод войск США из Ирака или существенное сокращение их численности ни в коей мере не нарушат сложившегося баланса сил как внутри страны, так и вокруг нее. Есть все предпосылки к тому, что с уходом американцев иракское общество консолидируется, так как будет снят один из основных провоцирующих беспорядки факторов – иностранное военное присутствие. Не следует ожидать и внешнего вмешательства во внутрииракские дела, так как ни одна страна не имеет здесь сколько-нибудь заметного перевеса или приоритетного влияния и будет рассматриваться иракцами и другими странами как агрессор.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович