Турция, которая ведет борьбу с Рабочей партией Курдистана с 1984 года, вступает в новый процесс. С тех пор как Конгресс Демократического общества (ДТК) провозгласил 14 июля "демократическую автономию", число солдат, убитых РПК, достигло 50.
Кроме того, большинство убийств было произведено в священный месяц Рамадан. В то же время, Турция объявила о намерении принять новую Стратегию по борьбе с терроризмом, и начались воздушные операции против лагерей РПК на севере Ирака. Теперь трансграничные операции стали главной темой в Турции. Но что случилось с надеждой на мир? Почему РПК в последние месяцы усилила свои атаки? Стоят ли за атакой Эргенекон, преступная сеть, тайно работающая с целью свержения правительства, или Сирия? Что же теперь будет?
Некоторые ответы на эти вопросы лежат в истории проблемы. Абдулла Оджалан, заключенный лидер РПК, и его друзья создавшие РПК в деревне Зиярет под Диярбакыром в 1978 году, перебрались в Сирию незадолго до переворота 12 сентября 1980 г. в Турции. После трех лет правления военных, в Турции произошел переход к демократии с выборами в 1983 году, на которых Националистическая партия демократии отставного генерала Тургута Сунальпа, опиравшаяся на сторонников переворота, потерпела поражение, в то время как Партия родины Тургута Озала, набрала 45 процентов голосов. В то время как Турция переходила к гражданскому режиму, РПК произвела атаки в Шамдинли и Эрухе (в Хаккяри и Сиирте) 15 мая 1984 года. Атаки РПК были сигналом приближения дня боли. Военные законы, чрезвычайные меры и смерти последовали друг за другом.
В 1993 году, когда зашла речь о всеобщей амнистии для членов РПК, РПК расстреляла 33 солдат в Бинголе (имеется в виду нападение на автобус с безоружными солдатами-отпускниками – ред.), после чего обе стороны вновь взяли в руки оружие до 2002 года, когда правительство Партии справедливости и развития (АКП) сняло военное положение на Юго-Востоке.
Поскольку в Турции повысились стандарты демократии, снизилось давление на курдов: пытки прекратились, запрет разговора на курдском языке постепенно был снят, государственная телекомпания TRT начал вещать 24 часа в сутки на курдском языке, суды начали вести дела виновных во внесудебных убийствах на юго-востоке, и подозреваемый, полковник Темизоз Джамал, был арестован и посажен в тюрьму.
С референдумом по пакету конституционных поправок, который прошел 12 сентября прошлого года, Турция предприняла дополнительные шаги в направлении демократизации и усилила давление на военную и судебную опеку. АКП одержала историческую победу на всеобщих выборах 12 июня этого года, получив 50 процентов голосов. Правительство объявило, что его приоритетом будет освободить конституцию от оков военного режима 1980 года, который и подготовил конституцию в 1982 году. Общество готово для решения курдской проблемы с новой конституцией. Должностные лица, которые вели в государственной тюрьме переговоры с Оджаланом, объявили, что было достигнуто очень много. Потом было объявление автономии ДТК в тот же день, когда РПК убила 13 солдат в Сильване, Диярбакыр. Вскоре после этого, РПК убила восемь солдат в Чукурче, а затем еще двух солдат в Хаккяри и Сиирте.
Курды, проживающие на юго-востоке Турции отрицательно отреагировали на атаки РПК. В из разговорах в кафе с друзьями и семейных собраниях это является главной темой. Они говорят, что это лицемерное, что насилие РПК возрастает по мере увеличения свобод для курдов, таким образом блокируя демократическое решение курдской проблемы. Люди могут теперь опасаться, что возвращаются мрачные дни 1990-х.
Тем не менее, партия, которая отвечает за создание этой среды, определяется по-другому. Насильственные действия РПК одобряются только людьми, непосредственно связанными с этой организацией. Люди по-прежнему критикуют правительство, но правительство не рассматривается как ответственное за перерыв мирного процесса, и если раньше жертвой считалась РПК, то теперь жертва - правительство и государство. С насилием, исходящим от РПК, трансграничные воздушные операции рассматриваются как "нехорошие, но естественные".
Представителей гражданского общества в регионе считают, что правительство в настоящее время стоит перед большой проблемой. Председатель Ассоциация предпринимателей и бизнесменов Диярбакыра (DİGİAD) Аладдин Коркутата заявил, что государство должно быть терпеливыми.
"Государство имеет свои законные права, но он должно быть терпеливым и не должно действовать в гневе. Нельзя достигнуть прогресс с помощью смертей и убийств. РПК с каждым днем все более маргинализуется ", сказал он, добавив, что, в то время как продолжается борьба с терроризмом, государство должно предпринять больше социальных и экономических шагов, чтобы завоевать сердца людей на Юго-Востоке.
Курдский писатель и политик Кемаль Буркай, который недавно вернулся в Турцию из 31-летнего изгнания в Швеции, сказал, что некоторые люди, которые не хотят решения курдской проблемы, и те кто не хочет включения Турции в Евросоюз, хотят саботировать мирный процесс.
"Это последняя попытка некоторых людей блокировать решения проблем", сказал он и подчеркнул, что общество устало от конфликта и борьбы за мир и свободы.
ЭРГЕНЕКОН ИЛИ СИРИЯ?
Поскольку атаки РПК усилились в то время, когда Турция стала заметно играть видную роль на Ближнем Востоке, есть вопросы международного влияния. Например, отмечается, что недавние нападения РПК на турецкие цели последовали после приказов, данных сирийским лидером РПК Фахманом Хусейном.
Аналитики в области безопасности говорят, что, вероятно, Хусейн находится в контакте как с Эргенеконом, так и с сирийской разведкой, так как самые жестокие акты РПК имели место во время наиболее важных процессов по делу Эргенекона. Эксперты говорят, что с РПК невозможно покончить, не покончив с Эргенеконом.
Между тем, президент самоуправляющегося иракского-курдского региона на севере Ирака Масуд Барзани призвал к прекращению насилия со стороны всех сторон террористических групп и косвенно обвинил их в провоцировании двух стран.
"Присутствие вооруженных Пежак [Партия за свободную жизнь в Курдистане] и членов РПК в горных приграничных районах, дает для двух соседних странах повод для совершения этих нападений", сказал Барзани, добавив, что если группы продолжат прибегать к насилию и будут использовать территорию Ирака в качестве базы для атак на Иран и Турцию, это "приведет к распространению насилия в регионе Курдистан, и это не сможет каким-либо образом помочь законному курдскому вопросу".
Военные стратеги говорят, что воздушные налеты, которые Турция начала проводить в регионе с июля 2010 года, могут продолжаться до двух месяцев, и в самой Турции могут быть операции против людей, которые поддерживают РПК. Эксперты также говорят, что РПК, боясь быть устраненной, стремится дать понять, что он все еще жива и здорова.