В последнее время на палитре мировой геополитики вновь замаячил "курдский фактор", к тому же в различных вариациях. Следовательно, борьба за передел мира находится в разгаре, т.к. даже минимальный экскурс в недавнее (по историческим меркам) прошлое позволяет отчетливо увидеть одну тенденцию. Выход на авансцену планетарной карты "курдского", "палестинского", да и "армянского" оттенков осуществляется только в предвестии глобальных мировых потрясений, а именно - попыток передела сфер влияния. Начало же процесса традиционно формируется в зоне, когда-то входившую в территориально-географическое пространство Османской империи.
"Курдский передел"
Этот ареал все делится и делится, крошится, переформатируется, но...воз и ныне там. Потому что, по словам начальника Бюро N 1 МГБ (КГБ) СССР в 1951-52 гг. Павла Судоплатова, "судьбу Курдистана с точки зрения его интересов никогда не рассматривали в Кремле, как, впрочем, и в Лондоне, и Вашингтоне. И Запад, и нас интересовало одно - доступ к месторождениям нефти в странах Ближнего Востока, как ни цинично это выглядит"(1). Но тонкость в том, что "курдский вопрос" не ограничивается партией исключительно в ближневосточном направлении, затрагивая практически все мировые горячие точки, как на пространстве СНГ, так и в сопредельных с Содружеством странах. В особенности на фоне сегодняшнего воплощения идей, в 2006 г. изложенных в статье Ральфа Петерса "Кровавые границы" в пентагоновском журнале Armed Forces Journal.
Как известно, в том материале отображалась карта Нового "Большого Ближнего Востока", "отводившая" около 20 турецких провинций в "проектируемое" государственное образование "Свободный Курдистан" от Диярбекира до Тебриза, которое "будет самым прозападным государством на всей территории между Болгарией и Японией", включая регионы Северного Ирака (с нефтяной столицей - Киркуком), Ирана (вплоть до Тебриза) и Сирии(2). (В скобках заметим, что Р.Петерс отмечал необходимость для Израиля вернуться к границам до 1967 г. "с определенными существенными частными изменениями линии границы" и вспомним начавшуюся пару недель назад митинговую волну в Израиле, прерванную внезапными и совершенно "не в тему" терактами).
Как бы то ни было, активизация "курдского фактора" высвечивается и в сирийском разломе, и в начавшейся волне терактов в Турции, способствующей проведению антикурдских операций турецкими войсками, и в зажиме кольца вокруг Ирана.
Дело тут, естественно, не в ожидаемом "справедливом разрешении" курдского вопроса: он может лишь задействоваться до некой границы в целях осуществления определенной геополитической задачи, поставленной ведущими мировыми державами, в частности, в антитурецком или антииранском контексте. Однако, именно в этой связи аспекты "курдского дела" не могут не затронуть отдельные регионы постсоветской территории.
В преломлении к Южному Кавказу
Так, на страницах сети вновь начала муссироваться тема о когда-то имевшем место Курдистанском уезде в Азербайджане, включавшим Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский и Зангеланский районы. Реанимируется информация о просуществовавшем де пару месяцев в 1930 г. "Красном Курдистане", расширившим вышеотмеченные районы Зангеланским и частью Джебраильского. Тонкость тут в том, что, вне зависимости от прошловековых "исторических достоверностей", практически все эти азербайджанские районы оккупированы Арменией и на нынешнем этапе непосредственно в преломление к ним идет активное решение нагорно-карабахского конфликта.
Вспомним, как в июне с.г., в преддверии встречи в Казани глав Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна под патронажем президента РФ Дмитрия Медведева, газета "Коммерсант" сообщила о ее прорывном характере. Речь шла о подписании т.н. "дорожной карты", в основе которой находились принципы, согласованные сопредседателями Минской группы по нагорно-карабахскому конфликту на конференции ОБСЕ в Мадриде в 2007 г. Подразумевалось принятие основных положений урегулирования, как первого шага к мирному договору между противоборствующими сторонами при посредничестве России, США и Франции. Вслед за чем Ереван должен обеспечить возврат оккупированных азербайджанских территорий вокруг Нагорного Карабаха - Физулинский, Агдамский, Джебраильский, Зангеланский, Кубатлинский и Кельбаджарский районы, а также 13 сел в Лачинском районе. С дальнейшим возложением обеспечения безопасности в этом регионе на международных миротворцев(3).
Наверное, данный вопрос в особом раскрытии не нуждается, т.к. вполне очевидно, насколько и в каком направлении курдский вопрос может начаться обыгрываться в южно-кавказском векторе, тем более на фоне происходящего в соседней Турции. Так, весьма симптоматично появление некоторое время назад информации, со ссылкой на курдские инфорагентства, о планах “Конгресса демократического общества” (КДО) Турции по созданию собственного парламента(4). Рядом - еще одна новость, со ссылкой на агентство Zman, о планах образования КДО курдской автономии в составе Турции, прозвучавших на Конгрессе в Диярбекире. Правда, по словам председателя Конгресса, независимого депутата Меджлиса Айсел Туглук, "курдский народ объявил об автономии, оставаясь приверженным национальному единству Турции и ее территориальной целостности", с учетом базирования "на демократических национальных принципах"(5).
Так что Анкара далеко не спонтанно с 17 августа приступила к массированным авиаударам по курдским позициям на севере Ирака, моментально столкнувшись дома с терактом на популярном у россиян курорте в Кемере и взятием ответственности за его осуществление боевым крылом террористической ПКК.
Безусловно, турецкие власти не могут не понимать использования против страны "курдского дамоклова меча". Поэтому еще в 2009 г. правительство вынашивало программу "Демократическая инициатива", рассматривавшую и пути решения курдского вопроса. Однако локализации ситуации так и не произошло, что естественно в условиях слишком большой значимости "проблемы" для мирового сообщества.
Но в этом контексте привлекает внимание еще один нюанс. В первой половине августа лидер запрещенной Курдской рабочей партии Абдулла Оджалан (отбывающий тюремный срок) заявил о готовности положить конец "великому противостоянию" между Турцией и курдами. По мнению некоторых аналитиков, данный лозунг является свидетельством намерения структуры совместной борьбы "в составе" Турции с Ираном. Вряд ли ведь заявление известного террориста было случайно обронено на фоне столкновения между боевиками Партии свободной жизни Курдистана ("Пежак", PJAK) и соединениями иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
А вот здесь как раз высветился вопрос влиянии ситуации на территории СНГ. В конце второй декады августа иранская сторона заявила о проведении в Армении учений PJAK, "после поражения на юге Западного Азербайджана (область на северо-востоке Ирана)" приступившей к продвижению "к северным районам области"(6). Правда, спустя несколько дней руководство МИД Ирана заявило, что не надо доверять сведениям неофициальных источников из-за их несоответствия действительности (в ответ на обращение армянского внешнеполитического ведомства о выяснении достоверности информации).
В любом случае, как обычно происходило в истории, параллельно курдскому, начал задействоваться армянский фактор. Вплоть до признания Меджлисом Турции утратившими силу (в числе других законопроектов) подписанных в 2009 г. протоколов об установлении дипломатических и укреплении армяно-турецких отношений (правда, законодательство предусматривает возможность восстановления законопроекта в повестке со стороны правительства либо депутатов).
Наверняка, треугольник Иран - Турция - Южный Кавказ приобретает важнейшую геополитическую значимость на новом этапе деления мирового сукна, берущего свое начало с "арабской весны". К тому же в недавнем докладе Госдепа США Иран назван наиболее активным государством -спонсором терроризма в 2010 г., а Азербайджан оказался в числе стран, активно выступающих против террористических организаций.
Таким образом, "курдский разлом" в очередной раз становится одним из флагманов политико-экономической игры без правил.
Теймур Атаев, политолог, Азербайджан
cпециально для IslamSNG.com
1.Павел Судоплатов. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы
hrono.info/libris/lib_s/icewar2.php
2.См. подробнее: Теймур Атаев. Геополитика и Турция или По какой причине вокруг Анкары возникают «курдский» и «исламский факторы
islamrf.ru/news/w-opinions/world/1756/
3.Александр Габуев. Приглашение к миру
kommersant.ru/doc/1665421
4.Курдский парламент в Турции руками армян?
novostink.ru/politics/23355-kurdskiy-parlament-v-turcii-rukami-armyan.htm
5.Турецкие курды провозгласили автономию
eifg.narod.ru/blvostokcentaz.htm
6.Полковник иранской армии обвинил Армению
1news.az/region/Iran/20110819093346682.html