Публикация 1 сентября текущего года в американском издании "Нью Йорк таймс" доклада ООН, в котором признается, что Израиль имел право атаковать, так называемую, "Флотилию свободы", однако использовал при этом чрезмерную силу и что, в имевшем место в конце мая 2010 года инциденте в Средиземном море, виноваты обе стороны конфликта, вызвала крайнее недовольство турецких властей и послужила предлогом для довольно резкого дипломатического демарша Анкары по отношению к Иерусалиму.
Уже 2 сентября 2011 года в день официального обнародования этого документа министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу объявил о решении турецких властей снизить уровень дипломатических отношений с Израилем, в соответствии с которым на родину отзываются турецкий посол и большая часть оперативно-дипломатического состава посольства и одновременно израильскому послу в Анкаре было предложено покинуть Турцию. Сообщается также, что турецкие власти приостанавливают действие всех соглашений с Израилем в военной и военно-технической областях. По словам главы турецкого внешнеполитического ведомства, принятое решение связано с тем, что Израиль отказался признать свою вину в захвате "Флотилии свободы", направлявшейся с гуманитарным грузом и правозащитниками на борту в сектор Газа, и не принес извинений турецкой стороне за убийство девяти турецких граждан. А.Давутоглу также заявил, что следующей мерой по отношению к Израилю, может стать прекращение всех двусторонних торгово-экономических отношений. Кроме того, министр заявил о намерении Анкары подать иски против Израиля в международные суды.
Чем же объясняется такая, резко негативная, реакция Анкары на, казалось бы, довольно нейтральный доклад ООН по событиям мая 2010 года? Специальная комиссия ООН по расследованию инцидента с получившей широкую известность "Флотилией свободы" возложила ответственность за случившееся на Израиль и, частично, на Турцию, а также на организаторов самой акции по несанкционированной доставке грузов в палестинский анклав. Об этом и говорится в докладе, опубликованном официально 2 сентября 2011 года в штаб-квартире ООН. "Хотя люди намеревались выразить свои политические взгляды, флотилия действовала безрассудно в попытках прорвать морскую блокаду", — отмечается в докладе. По выводам комиссии, Турция и Израиль не рассчитывали на такой исход инцидента и прилагали усилия к тому, чтобы его не произошло. Говоря о турецких официальных лицах, авторы доклада, тем не менее, подчеркнули, что "можно было сделать большее для того, чтобы предупредить участников флотилии о потенциальных рисках и отговорить их от таких действий".
"Решение Израиля взять судно на абордаж с такой значительной силой на большом расстоянии от зоны блокады и без последнего предупреждения перед штурмом было чрезмерным и неразумным",— говорится далее в докладе. Вместе с тем, отмечается, что, предпринятая Израилем "морская блокада, была введена в качестве законной меры безопасности для того, чтобы предотвратить доставку в Газу вооружений морем, и ее осуществление соответствует требованиям международного права".
Ранее Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун неоднократно предупреждал участников неправительственной международной акции "Флотилия свободы", что все грузы в контролируемый радикальным палестинским движением ХАМАС сектор Газа должны поступать по официальным каналам. "Израиль постоянно сталкивается с угрозами, исходящими от террористических группировок сектора Газа",— говорится в документе. — "Морская блокада — вполне легитимная мера, цель которой — не допустить поставок оружия и боеприпасов в Газу. Блокада не противоречит нормам международного права". В докладе говорится, что бойцы израильского ВМФ, высадившиеся на судно "Мави Мармара", встретили "ожесточенное и организованное сопротивление со стороны пассажиров и были вынуждены применить силу с целью самозащиты".
Авторы доклада рекомендовали Израилю выразить соболезнования по поводу гибели девяти пассажиров судна и выплатить компенсации семьям погибших. В документе говорится также о том, что сама попытка "Флотилии свободы" прорвать блокаду Газы была провокацией. "Действия активистов, истинная природа акции и цели организаторов до сих пор требуют тщательного анализа", — отмечается в докладе. Признав, что на борту "Мави Мармары" израильским военным пришлось столкнуться с ожесточенным сопротивлением со стороны пассажиров, комиссия пришла к выводу, что девять активистов погибли по вине израильских солдат, превысивших нормы необходимой обороны. "Экспертиза показала, что большинство погибших были расстреляны с близкого расстояния, о чем в докладе израильской стороны почему-то умалчивается", — подчеркивают эксперты ООН. Следует заметить, что накануне Израиль и Турция провели свои внутренние расследования данного инцидента и представили доклады в ООН.
В израильском истэблишменте нет единого мнения по дальнейшим ответным шагам Иерусалима в отношении Анкары. Министр обороны Э.Барак и министр разведки Д.Меридор убеждены в том, что надо принести официальные извинения во имя будущих отношений с Турцией. Однако министр иностранных дел А.Либерман, министр по стратегическим вопросам М.Яалон и министр без портфеля Б.Бегин выступают категорически против такого шага. В пользу своих доводов Яалон сказал: "Турецкий премьер не желает ничего больше, чем унизить Израиль, что принесет ему политические дивиденды среди его исламских избирателей. Эрдоган не гарантирует того, что, если мы однажды принесем извинения, то израильско-турецкие отношения будут возобновлены в полном объеме. Максимум, что он готов пообещать нам, - это вернуть турецкого посла. Мы можем обойтись и без него. В конечном итоге нам же будет только хуже, если мы принесем свои извинения", - подчеркнул он.
Источник в израильском МИДе, имеющий непосредственное отношение к перепетиям турецко-израильских отношений, сообщил, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху не намерен извиняться перед Анкарой. Канцелярия премьер-министра также неофициально дала понять, что Израиль извиняться не будет. Такой шаг со стороны Израиля означал бы, что Иерусалим признает себя виновным в гибели турецких граждан. После этого Турция могла бы начать против израильских военнослужащих международные уголовные процессы.
Ранее Израиль предлагал Турции примирение без извинений, попытавшись задобрить Р.Эрдогана двойными компенсациями родственникам погибших турецких граждан. По словам высокопоставленного источника в Турции, Израиль предлагал по 100 тысяч долларов каждой семье. Первоначально речь шла лишь о 50 тысячах долларов. Турецкие власти настаивают на признании Израилем своих неправомерных действий и официальных извинениях Иерусалима по этому поводу.
В качестве давления на израильское руководство турецкие власти и неправительственные организации принимают самое активное участие в подготовке новых караванов судов в направлении сектора Газа, высказывают готовность сопровождать их турецкими военными кораблями, Р.Эрдоган заявляет о своих планах посетить Газу во время предстоящего визита в Египет или на одном из судов с гуманитарной помощью. В ответ, израильтяне заявляют, что если турецкие военные корабли будут сопровождать очередную "мирную" флотилию, пытающуюся прорвать блокаду Газы, то это будет рассматриваться Иерусалимом как военные действия по отношению к Государству Израиль.
Что же вызвало такое резкое ухудшение турецко-израильских отношений, которые оказались уже не только на грани окончательного разрыва, но и военной конфронтации? Ведь в течение довольно длительного времени Израиль и Турция были одними из ближайших военных и политических союзников. Израильтяне даже отдыхать предпочитали не у себя, в дорогом Эйлате, а – в более дешёвой Анталии. Израильская торговая палата опубликовала отчет о торговых отношениях с Турцией в первой половине 2011 года. Объем торговли с Турцией увеличился на 26% по сравнению с тем же периодом прошлого года и достиг 2 млрд. долларов. При этом израильский экспорт в Турцию увеличился на 39% - с 648 млн. до 950 млн. долларов, а турецкий импорт вырос на 16% с 907 млн. до 1,05 млрд. долларов. В общем объеме израильской внешней торговли на долю Турции приходится 2,6%. Глава Торговой палаты У.Линн заявил: "Разрыв отношений с Турцией нанесет тяжелый удар по экономическим связям двух государств. Мы надеемся на то, что израильское и турецкое правительства в состоянии найти правильный выход из нынешнего политического кризиса".
Отношения между Израилем и Турцией носят не только двусторонний характер. Много лет они представляли собой часть треугольника, третьей стороной которого были США. И "арабские революции", которые ослабили и сделали менее надежными других партнеров Вашингтона в регионе, только увеличили значение Турции и Израиля как американских стратегических региональных союзников. Американцы оказывают свое давление на обе стороны конфликта с целью нормализации между ними отношений. На фоне других тяжелых проблем Ближнего Востока американцы воспринимают израильско-турецкую распрю как временный сбой, поломку, которую следует исправить, пока она не привела к дальнейшим негативным результатам. Весьма важным и для Израиля, остающегося во враждебном арабском и исламском окружении, сохранить Турцию как регионального союзника и партнера.
Однако, на сегодня не просматривается сколько-нибудь заметное встречное движение со стороны турецких властей. Можно только предполагать "подводные камни", объективные и субъективные факторы, которые толкают Р.Эрдогана и его сторонников на дальнейшую конфронтацию с Израилем.
Возглавляемая Р.Эрдоганом правящая Партия справедливости и развития считается умеренно исламистской, но довольно жестко проводит линию на укрепление исламских традиций и повышение роли ислама в жизни общества. При этом ПСР опирается на поддержку и более правых исламистских партий и течений страны, которые не скрывают своих антиизраильских, экстремистских воззрений. Именно такие организации при тесной поддержке турецких спецслужб и осуществили в мае 2010 года провокацию в Средиземном море. Союз с такими политическими силами позволил Р.Эрдогану разрушить доставшееся ему в наследство от кемалистского режима традиционное влияние военной верхушки на политическую жизнь турецкого общества, провести необходимые поправки в конституцию страны, одержать убедительную победу на июньских, этого года, парламентских выборах. Общеизвестно, что высшее и среднее офицерство являлись сторонниками дальнейшего развития отношений в военной сфере с США и Израилем. Р.Эрдоган умело разыграл популистскую идею конфронтации с Израилем не только для укрепления позиций внутри страны, но и приобрел определенные девиденды в арабском и исламском мире. Наибольшую поддержку эти шаги встретили, естественно, в Тегеране, а также среди экстремистских арабских организаций. Как полагает Р.Эрдоган, антиизраильский внешнеполитический курс поможет ему укрепить свои позиции как региональной державы и проводника идей умеренного ислама, с помощью которых он намерен и дальше возрождать влияние неооттоманской Турции в прилегающих регионах. При этом предпочтение отдается не военному и политическому проникновению, а торгово-экономическому, религиозному (панисламскому), культурному и т.п. Распад СССР, Варшавского договора, стагнация России, Украины, изоляция Ирана, постепенное сворачивание военных операций США в Ираке и Афганистане создают, по мнению, Анкары как бы вакуум влияния на Балканах, в Черноморском регионе, Закавказье, Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, который и может заполнить такая, динамично развивающаяся экономически и демографически, мощная региональная держава, как Турция. Конечной своей целью ПСР ставит возродить Османскую империю на новой основе по типу Европейского союза под эгидой Турции.
Не остаются без внимания Анкары и дебаты о необходимости признания геноцида армян в 1915 году в Турции, которые время от времени возникают в израильском кнессете, конгрессе США, европейских парламентах, где, как считают турецкие власти, сильны позиции еврейско-армянского лобби. Израиль и США подозреваются и в скрытой поддержке запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана, заметно активизировавшей свою вооруженную борьбу против турецких властей. Это весьма сильные раздражители для Анкары и турецкого общества в целом.
Сейчас трудно предсказать, насколько далеко зайдут Анкара и Иерусалим в своей конфронтации и удастся ли "старшему брату" в лице администрации США их примирить? Объективности ради, можно сказать, что любая новая напряженность в регионе Ближнего Востока чревата осложнениями всей международной обстановки. Для мирового сообщества желательным было бы нормализовать турецко-израильские отношения и исключить какие-либо предпосылки к развязыванию здесь новых вооруженных конфликтов.
Станислав Михайлович Иванов - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН).