И о том, "что делать?", если тесно связанное с этой темой "табу" в езидизме умышленно и негативно используется недоброжелателями курдов на протяжении уже многих столетий
Езидом можно стать только по рождению! Таков, неважно писаный или неписаный, действующий религиозный закон езидов. Может быть наша религия была изначально закрытой? Хотя логически правильнее предположить, что этот религиозный "постулат" мог возникнуть намного позднее и, надо полагать, считался достаточно обоснованным в среде очень узкого круга Высшего духовенства. Скорее всего на каком-то очень неблагоприятном отрезке в истории курдов Высшее духовенство по объективным или субъективным причинам вынуждено было приостановить миссионерскую деятельность, а в последствии и вовсе перестало испытывать серьезную озабоченность в связи с сужением территории конфессионального присутствия, вероятно чрезмерно надеясь на свою не только духовную, но и безусловно политическую значимость в жизни курдского народа. Однако со временем, к несчастью, оно окончательно утратило свое идеологическое и организационное влияние на процесс центростремительных движений и выработки единой общенациональной политики курдских племен и их конфедеративных союзов. В итоге, в ходе дальнейшего развития общественных и международных отношений, в регионе Ближнего Востока верные своей исконной вере курды оказались в неравных условиях по сравнению с другими нациями и народами. Курды были лишены всякой формы централизованного общественного устройства, оставаясь в плену внутриплеменного или межплеменного иерархического строя. Насколько остро стоял на повестке той эпохи в среде курдских племен вопрос о национальной идентичности и религиозной принадлежности? Думаю, что тогда главным для всех без исключения был вопрос выживания в условиях отсутствия национального единства и идеологической общности. Нам пора признать губительные ошибки наших древних предков и понять причины катастрофических последствий в истории курдов. А пока попробуем обозначить одну немаловажную проблему, суть которой касается много и многих.
"Право выбора своей национальной идентичности и/или религиозной принадлежности" должен, бесспорно, иметь любой человек, родившийся от людей разной национальности и/или разного вероисповедания.
Каждый должен иметь возможность самостоятельно, по зову своей души, через осознанное восприятие этно-исторических факторов и мировоззренческих ценностей определить свою приоритетную принадлежность к "национально-религиозной культуре" одного из родителей. Это абсолютно добровольное право выбора, которым человек, конечно, может и не воспользоваться. О таких можно и не беспокоиться, они сами найдут свою "дорожку" в бренной жизни.
Однако для других, кто желает "познать и принять", установлен строгий канонический запрет на такое право. При этом, если не ошибаюсь, нет никаких достоверных исторических данных о том, кем и когда был "легитимно" введен данный запрет у езидов. До или после реформы Шейх Ади? Может ли наше глубокоуважаемое Высшее духовенство в интересах и во благо исключительно всего курдского народа проявить волю, чтобы рассмотреть, обсудить повсеместно и прежде всего среди курдов-езидов вопрос о целесообразности полного или хотя бы частичного снятия, уверен уже совершенно необоснованного, конфессионального ограничения? В том числе и особенно в отношении курдов-мусульман, проявляющих готовность и открыто желающих вернуться в лоно "езидизма" в связи с осознанной морально-этической необходимостью в персональной самоидентификации с целью возврата к своим исконным национально-духовным корням.
Народ должен убедительно призвать Высший Духовный Совет курдов-езидов окончательно определиться. И не только в столь важном по своему значению вопросе. ВДС должен способствовать образовательному развитию курдской молодежи, стимулировать организационно, материально и морально тягу юношей и девочек к естественным и исконным духовным знаниям. Мне кажется, что именно в этом и состоит историческая обязанность светских и духовных лидеров курдов-езидов. Плодотворная почва для роста благосостояния, уровня образования и процветания формируется, когда объединенный народ способен самостоятельно создавать благоприятные условия для культурного и духовного развития своей молодежи. Южный Курдистан, пользуясь своей полной автономией в Ираке, стремиться стать субъектом именно такой внутренней политики в интересах всего народа и всех граждан Курдистана. Высший Духовный Совет курдов-езидов обязан реформироваться и активно использовать открывшиеся возможности для плодотворного участия в строительстве нового единого Курдистана.
Вопрос о национальной идентичности и религиозной принадлежности уже носит, как правило, сугубо персональный, но отнюдь не противоречивый и разрушительный межгрупповой, межплеменной или какой-нибудь иной характер.
Сегодня настало время созидать и формировать прочную основу национально-государственной и конфессионально-религиозной идентичности страны Курдистан в интересах всего народа.
Пусть каждый занимается своим делом. Ученые занимаются наукой, бизнесмены коммерческими и финансово-экономическими делами, духовные лидеры религиозными вопросами, а политические лидеры строительством фундамента будущей страны. Всем надо двигаться ускоренно по общему пути, объединившись и вместе со всей курдской государство-образующей нацией к заветной цели.
Поддерживайте и уважительно относитесь ко всем, кто достигает реальных успехов в своей работе, творчестве, выполняя свои обязанности и реализуя свои способности. Гордитесь ими на региональном, национальном и международном уровне.
Курды, проживающие на постсоветском пространстве, особенно граждане Российской Федерации, воспользуйтесь всеми преимуществами, данными нам Большой и Малой Родиной, для превращения исторической Родины нашего народа в независимое государство Курдистан!
С уважением,
Курд, езид по рождению
Мураз Аджоев (Мандики)