На “Регнуме” появился очередной опус Нодара Мосаки “Почему "курды-езиды" не думают репатриироваться в Южный Курдистан?” regnum.ru/news/polit/1441718.html#ixzz1WusRj4HT
В целом, статья производит впечатление “ответа Чемберлену”, т.е. нашей предыдущей статье, разобравшей интеллектуальные подвиги этого специалиста по курдской беспризорности и проституции. Методика статьи никак не относится к проблеме, на которую статья якобы призвана дать ответ: ведь для того, чтобы ответить на вопрос: “почему курды-езиды не думают репатриироваться в Курдистан”, следует прежде всего опросить самих потенциальных репатриантов (чего Мосаки и не думает делать), а не описывать подлинную или мнимую ситуацию в Курдистане (чем на деле занимается Мосаки). Так, он на основании вычитанных где-то отрывочных сведений составил себе представление, что якобы в Курдистане не покупают продукции езидских крестьян, потому что это считается “осквернением” - об обоснованности такого представления ниже, но можем ли мы считать, что крестьянин-езид из Армении не спешит продать свое хозяйство и ехать в Синджар именно по этой (к тому же мнимой) причине? Очевидно, об этом надо спрашивать не доктора Мирзу Х. Динайи, на доклад которого The situation of the Yezidi Minority ссылается Н.Мосаки , а самого крестьянина из Армении, который никогда не бывал в Иракском Курдистане (как и Нодар Мосаки), имеет о нем самые самые смутные представления (как и Нодар Мосаки) и о царящих в нем нравах ничего не знает – ни подлинного, ни ложного.
С другой стороны, что вообще дает Мосаки основание ставить вопрос именно в отношении езидов? Разве курды-мусульмане, в отличие от езидов, спешат репатриироваться в Курдистан? Следовательно, если и ставить вопрос, то ставить так: “почему курды из постсоветских государств не думают репатриироваться в Курдистан?” Но об этом и статью-то писать нечего – ответ очевиден всякому человеку с малейшим житейским опытом. Отсюда понятно, что целью Мосаки является не исследование достаточно очевидных вещей, но очередное злоехидное укушение, с одной стороны, Иракского Курдистана, с другой – сайта “Курдистан.ру”, который весьма неделикатно указал г-ну Мосаки на его невежество в вопросах антропологии (в скобках заметим, что после нашей критики Н.Мосаки исправился: он перестал воображать езидов новой формирующейся нацией и употребляет лишь форму: “курды-езиды”. Что обнадеживает).
Сама постановка вопроса в новой статье Мосаки предполагает, что представители национальных диаспор в норме должны мечтать о репатриации на этническую родину и если они не мечтают об этом – то перед нами какой-то удивительный феномен, который требует особого объяснения. В самом деле, почему армянские или грузинские езиды не думают о репатриации в Иракский Курдистан? Почему российские или лос-анджелесские армяне не думают о репатриации в Армению? Почему французские арабы не думают о репатриации в страны Магриба, а немецкие турки – в Турцию? Загадка.
В норме, по мнению Нодара Мосаки, не только езиды должны мечтать о репатриации в Курдистан, но и правительство Курдистана должно мечтать о том, чтобы принять всех езидов, как соотечественников. Правда, Н.Мосаки вовремя вспоминает, что Курдистанский Регион не является суверенным государством, но только для того, чтобы пуститься в следующие детские рассуждения:
“При желании руководство Южного Курдистана могло бы договориться с федеральными властями Ирака о репатриации туда постсоветстких "курдов-езидов", как "своей" диаспоры. (…) Хотя бо́льшая часть районов, населённых курдами-езидами, не входит в состав Региона Курдистан, курдистанские власти утверждают (Во время выборов в парламент Ирака подавляющее большинство курдов-езидов голосовало за ДПК и ПСК – ред.), что большинство курдов-езидов этих районов выступают в соответствии со статьей 140 конституции Ирака за присоединение к Региону и должны быть присоединены к Курдистану. Таким образом, привлечение "курдов-езидов" диаспоры, исторические территории и духовные центры которых относятся к Южному Курдистану, показало бы реальное (а не декларативное) отношение курдистанской администрации к курдам-езидам”.
Вывод: поскольку же этого нет, КРГ в реальности не рассматривает курдов-езидов как своих соотечественников. Наверно Мосаки думает, что сделал выдающееся научное открытие.
Тут все хорошо. И представление, что арабский Багдад согласится на появление в Ираке большого количества новых граждан-курдов. И представление, что КРГ объязано “гостеприимно принять” езидов диаспоры… на территориях, которые находятся под административным управлением не его, а Багдада (т.е. в Синджаре, провинция Мосул – вопросы безопасности и экономического положения в этих местностях оставим за скобками). И представление, что власти Курдистанского региона, который по площади уступает Московской области, а по населению меньше ее почти вдвое, обязаны озаботиться репатриацией всех соотечественников диаспоры – а в идеале, видимо, всех 40 миллионов курдов? Фактически, КРГ бешено сопротивляется и насильственной репатриации иракских курдов из Европы, разумеется не потому, что не считает их соотечественниками, а потому, что Курдистан – не Израиль и даже не Греция и не имеет ресурсов, чтобы обеспечивать репатриантов.
Разумеется, если постсоветские курды-езиды и хотят эмигрировать, то не в Иракский Курдистан, а в те страны, где существуют высокие зарплаты и высокий уровень жизни. Но и этот простой факт Нодар Мосаки преподносит в неизбежно уничижительной форме: “Они желают сбежать в Европу для реализации своих иждивенческих (!!!) устремлений и получения различных социальных пособий”. Кстати из Армении и Грузии - этих постсоветских стран, которые Мосаки приводит в пример Иракскому Курдистану, пользуясь лексикой Мосаки тысячи курдов-езидов “ сбежали в Европу для реализации своих иждивенческих (!!!) устремлений и получения различных социальных пособий”.
Далее идет совершенно верное указание на то, что в Иракском Курдистане господствует (и является официальным языком делопроизводства) диалект сорани, тогда как езиды говорят на курманджи. Но Мосаки не был бы Мосаки, если бы и тут не нашел способа “научно” обгадить курдов. Для начала и как бы мимоходом, он голословно и совершенно беспочвенно обвиняет курдистанские власти в “попытках полной соранизации единственной курманджиязычной провинции Дохук”, а затем, делает из факта господства сорани и предполагаемых попыток “соранизации” Дохука потрясающий логический вывод: “поэтому (!) нередко курманджидиалектные курды Ирака (и в особенности езиды) предпочитают арабский язык диалекту сорани”. Разумеется, это полный бред. Дохукские курды не только не высказывают никакого “предпочтения” арабскому языку, но и подчас не знают его (особенно молодое поколение). Езиды же Синджара, действительно, хорошо говорят по-арабски и не говорят на сорани, что имеет простое объяснение: они веками жили по соседству с арабами, ходили в арабские школы и курманджиязычными (но не с сораноязычными) курдами-мусульманами; и они экономически и административно долгое время были завязаны на арабоязычный Мосул, а не на сораноязычный Эрбиль (с которым до 2003 года у них не было вообще никаких отношений). Но вместо того, чтобы констатировать этот простой факт, наш видный курдвед “кагбе намекает” на жестокие гонения в Курдистане против диалекта курманджи, которые приводят к тому, что для курманджей арабский язык становится ближе и роднее, чем курдский же диалект сорани!
Если говорить о дискриминации езидов в Курдистане на официальном уровне, то только о дискриминации “позитивной”, т.е. о преференциях езидам, в качестве меньшинства. Но и этот факт вызывает осуждение Мосаки. “"Курды-езиды" де-факто рассматриваются в качестве меньшинства, как и ассирийцы, туркоманы, арабы и др., т.е. не курды, которые являются титульной нацией Курдистана” - пишет он. Тот факт, что езидам предоставлены национальные квоты, он рассматривает всего лишь как лишнее свидетельство отсутствия у них “других путей вертикальной мобильности”. Что тут можно сказать? Во-первых, езиды рассматриваются как меньшинство не только “де-факто”, но прежде всего де-юре, что и подтверждают приведенные самим Мосаки факты; во-вторых, они действительно являются религиозным меньшинством (и вообще особой субэтнической группой внутри курдского этноса), с чем равно согласны и сами езиды, и курдские националисты, и академические ученые; в третьих, для человека, читавшего Б.Андерсона и Э.Геллнера, странно употребление советского выражения “титульная нация”, которое абсурдно с точки зрения общепринятого понимания нации. Но на самом деле апелляция к этому выражению показательна, так как Мосаки оперирует советскими стереотипами, основанными на принятом в СССР “матрешечном” ранжировании этносов (титульные этносы республик – титульные этносы автономий – “нацменьшинства”). С точки зрения этих стереотипов, принадлежность к “нацменьшинству” едва ли не унизительна и является свидетельством второ- и третьесортности. Автор, не принадлежащий к постсоветскому обществу, никогда бы не сделал подобных выводов из факта квот для меньшинств в Курдистане, поскольку по западным представлениям (которым пытаются следовать и в Курдистане) принадлежность к меньшинству скорее престижна; квоты для меньшинств, как известно, есть во многих странах мира, и эти квоты отнюдь не являются свидетельством отсутствия у них других путей вертикальной мобильности или отторжения их большинством общества.
“Бедственное” положение езидов в Курдистане Н.Мосаки живописует с помощью строго научного метода, именуемого “произвольными обобщениями”. Так, например, он пишет:
“Хорошо известно (!), что время от времени (!) при организации малейших провокаций (!) в Южном Курдистане наблюдаются погромы курдов-езидов. Так, например, в конце апреля 2007 г. езиды, работавшие в гостиницах и ресторанах в Дохуке, Эрбиле и Сулеймании, а также обучавшиеся в вузах в Эрбиле, были атакованы исламскими экстремистами курдского происхождения, и бежали из этих городов Курдистана”.
Однако события апреля 2007 г. не были “малейшей провокацией”. Эти события были крупной и единственной в своем роде провокацией. Признаться, как в антиезидских погромах, так и в событиях, послуживших для них поводом (именно, в известном “убийстве чести” внутри езидской общины) обе стороны показали, что среди курдистанских масс сохраняются залежи средневековой дикости; однако эти события, подавленные оперативным вмешательством властей, были уникальны и не имеют аналогов ни до, ни после. Разумеется, если не считать аналогом резню езидов эмиром Равандуза 200 лет назад, которую Нодар Мосаки также почему-то считает нужным привести для иллюстрации положения езидов в современном Курдистанском Регионе.
Аналогично, Мосаки сообщает: “нередко (!) отношение к курдам-езидам как к какой-то скверне. Не случайно, на очень высоком уровне (!) находится и трудовая дискриминация работников, когда за один и тот же труд, курды-езиды получают меньшую заработную плату, поскольку "осквернительны". Бизнес езидов тоже по этой причине практически не имеет никаких шансов на успех (!) в курдистанском мусульманском обществе, поскольку и их компании, и продукция, производимые ими, "осквернительны". Очевидно, что подобное отношение к езидам характерно не со стороны всех курдов-мусульман, но всё же значительного (!) числа”. Между тем, для подтверждения столь глобальных выводов он ссылается на 1) одно сообщение о случае отказа мусульман покупать сельскохозяйственную продукцию езидов в Турецком (!) Курдистане и 2) на доклад о положении езидов в Сирии, при чем национальность “мусульман”, отказывающихся иметь дело с езидами, не указана, но скорее всего это арабы. Мосаки мог бы по этому поводу обратиться к депутату российской Государственной Думы Зелимхану Муцоеву, курду-езиду, который является сопредседателем делового совета “Россия-Курдистан” и на протяжении уже нескольких лет ведет бизнес в Иракском Курдистане. Можно сослаться также на Амирхана Мори и Джамала Мори, которые кстати содействовали опубликованию в “Аргументах и Фактах” прекрасных репортажей о курдах-езидах Ирака. Как нам известно, в представительство Регионального правительства Курдистана в России обращается огромное количество курдов-езидов, которые желают открыть свой бизнес в Иракском Курдистане в том числе и из Армении. В Иракском Курдистане в настоящее время работает более 2000 граждан Грузии, в том числе курдов-езидов, и известный ученый и общественный деятель Карам Анкоси даже издал для них курдско-грузинский словарь. На сегодняшний день уровень материального обеспечения курдов в Иракском Курдистане, включая езидов, один из самых высоких в регионе, и по числу долларовых миллионеров на душу населения он занимает одно из самых высоких мест. Только за прошлый год жители Курдистана приобрели более 300 тысяч автомобилей. Благодаря внедрению программы ипотечного кредитования в регионе происходит строительный бум, в том числе и среди езидов. 1 сентября, в Иракском Курдистане с его 4 миллионами населения сели за парты 1,5 миллиона детей. Существует огромная потребность в преподавателях, и так как Министерство образования объявило конкурс, 7 тысяч курдов диаспоры подали заявки на работу в Курдистане. Особо говорит о “знании” курдской ситуации Мосаки его пассаж об отсутствии в Курдистане спорта. Специально для Мосаки можно сообщить, что в Эрбиле построен самый большой в Ираке стадион им. Франсо Харири, который считается одним из лучших на Ближнем Востоке; на нем проводятся все игры сборной Ирака, костяк которой составляют курды; в Эрбиле проживает и тренер футбольной сборной Ирака, знаменитый бразильский футболист Зико. Вообще, все крупные международные турниры в Ираке проходят на территории Курдистанского региона. Футбольные команды Эрбиля и Дохука на протяжении последних лет становятся чемпионами Ирака и успешно участвуют в Лиге чемпионов Азии, клуб Реал-Мадрид открыл школу для курдских детей в регионе, регион постоянно посещают знаменитые спортсмены для проведения мастер-классов, а на днях баскетбольный клуб Дохука, который является ведущим клубом Ирака и региона, приобрел двух ведущих баскетболистов Американской национальной баскетбольной лиги NBA. В Курдистане очень развиты единоборства, карате и тэквандо, и многие курдские спортсмены являются чемпионами и призерами Азиатских игр, а сборная Ирака по шахматам, также являющаяся ведущей в регионе, укомплектована в основном курдянками. Мосаки также явно не знает, что Симфонический оркестр Дохука (в котором кстати играют и езиды) собирает аншлаги в знаменитой Венской опере. Он не заметил, что картины курдских режиссеров, снятые при поддержке Регионального правительства Курдистана, завоевывают призы на престижных международных кинофестивалях, и кстати, недавно по российскому телевидению был показан фильм курдского режиссера “Нулевой километр”. Что бы ни говорил Мосаки, отношения между российскими и иракскими езидами развиваются, и как нам стало известно, в октябре Иракский Курдистан посетит представительная делегация езидов России; у нее запланированы встречи с Масудом Барзани, Духовным советом езидов и миром езидов Тахсин-беком.
В числе прочего, Мосаки упоминает об “эгоизме” южнокурдских властей, при чем, как всегда в отношении сомнительных высказываний – как о чем-то общеизвестном и не требующем обоснования. Этот “эгоизм”, наверное, заключается в том, что в Курдистане на бюджетные средства правительства обучаются несколько тысяч студентов из Сирии, Турции и диаспоры. Возможно, “эгоизм” заключается и в том, что президент Курдистана лично постоянно выступает в поддержку прав курдов Сирии, Турции и Ирана. Быть может “эгоизм” заключается и в том, что в Эрбиле, Дохуке и других городах постоянно проходят массовые демонстрации в поддержку курдов других частей Курдистана.
О статье Мосаки можно писать еще много, ловить его на проколах чуть ли не в каждой строке (что стоит хотя бы утверждение об отсутствии в Курдистане спорта и спортивных достижений!), но общая картина ясна и так. Увы, она целиком подтверждает диагноз, поставленный в нашей предыдущей статье. Это ни в малейшей степени не наука. Это наукообразная, снабженная многочисленными ссылками на источники и т.д. – антикурдская агитка.
От редакции - Как нам известно, ИА “Regnum” имеет тесные связи с властями Армении. Поэтому, предлагаем агентству содействовать организации матча между футбольными или баскетбольными клубами Курдистана и Армении. Это убедит их в высоком развитии спорта в Курдистане и будет содействовать налаживанию реальных добрососедских отношений между двумя исторически близкими народами.
От редакции - Приглашаем главного редактора ИА REGNUM, большого друга курдов, уважаемого Модеста Алексеевича Колерова посетить Иракский Курдистан в удобное для него время.