11 сентября 2011 года исполняется ровно 10 лет со дня беспрецедентной атаки террористов на США, в результате которой погибло несколько тысяч американских и иностранных граждан, были разрушены здания-символы мощи ведущей мировой державы. Мировое сообщество было потрясено этим бесчеловечным и циничным преступлением, которое наглядно продемонстрировало всю хрупкость и уязвимость нашей современной цивилизации.
Хотелось бы вкратце напомнить основные события того трагического дня. Ранним утром 19 террористов-выходцев из арабских стран (15 из Саудовской Аравии, 2 из Объединенных Арабских Эмиратов, 1 из Египта и 1 из Ливана), предположительно, связанных с международной террористической организацией "Аль-Каида", почти одновременно захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера.
Захватчики направили два из этих самолетов в башни Всемирного торгового центра, расположенные в южной части района Манхэттен в Нью-Йорке. В результате, обе башни (северная и южная) с небольшим интервалом по времени обрушились, вызвав серьёзные разрушения прилегающих строений. Позже от высокой температуры разрушилась и третья башня. Третий самолёт врезался в здание Министерства обороны США (Пентагон), расположенного недалеко от Вашингтона. Пассажиры и экипаж четвёртого авиалайнера, предположительно направлявшегося террористами к зданию Капитолия в Вашингтоне, попытались перехватить управление самолётом и он упал в поле около города Шенксвилл в штате Пенсильвания.
В результате атак террористов-смертников погибли 2974 человека, 24 пропали без вести, раненых оказалось около 6300 человек. Большинство погибших - гражданские лица. Среди жертв катастрофы были представители 91 государства, 246 пассажиров и членов экипажей самолетов, 120 сотрудников Пентагона, 343 пожарных, 60 полицейских, 10 медработников. Спасти удалось около 30 тысяч человек. В ходе ликвидации последствий катастрофы заболевания разной степени тяжести получили десятки тысяч человек (главным образом из-за токсичности обломков зданий). По самым приблизительным подсчетам, материальные потери составили свыше 100 млрд. долларов.
За истекшие 10 лет возникало немало споров и различных версий по причинам и последствиям трагических событий 11 сентября 2001 года, которые так до конца и не прояснили всех обстоятельств этой катастрофы. Скорее всего, как и в случае с загадочной смертью президента США Джона Кеннеди, многое в этой трагедии так и останется до конца непонятым. 27 ноября 2002 года в США была создана независимая комиссия по расследованию этого происшествия. 22 июля 2004 года комиссия обнародовала свой итоговый доклад. Одним из главных выводов 600-страничного документа стало признание того, что исполнители терактов воспользовались "глубокими административными провалами" в работе правительства США.
Действительно, ведущая мировая держава с самыми многочисленными, оснащенными по последнему слову техники, хорошо финансируемыми и весьма опытными спецслужбами и вооруженными силами, оказалась не в состоянии противостоять сравнительно небольшой группе доморощенных террористов-смертников из числа иностранцев, которые практически с голыми руками синхронно захватили четыре американских авиалайнера, осуществили ряд сложных маневров и успешно атаковали три из четырех намеченных ими объектов-символов американской военной и экономической мощи. Версия о каком-то внутреннем заговоре и пособниках террористам в самих США маловероятна и вряд ли уместна к обсуждению в эти памятные дни, когда весь мир выражает свою солидарность с американским народом.
Как представляется, трагедия 11 сентября 2001 года произошла в силу ряда объективных и субъективных ошибок и недочетов в организации системы национальной безопасности США. Что бросилось в глаза в первые же дни после этих событий, когда поступили сообщения СМИ и официальных лиц США.
ЦРУ и другие американские спецслужбы располагали информацией о таком способе возможной атаки террористов, как захват гражданских воздушных судов с использованием их в качестве орудий нападения на важные государственные и военные наземные объекты. Об этом стало известно ЦРУ из показаний задержанных террористов еще за несколько лет до фактической атаки. Более того, попытка подрыва башен-близнецов уже предпринималась, террористы были задержаны. Имелись данные и о конкретных лицах, которые могут быть задействованы в новых операциях. Вряд ли могло остаться незамеченным и обучение в США и ФРГ на курсах по пилотированию "Боингов" группы молодых арабов, которые никогда ранее пилотами не работали и работать не собирались. Эти данные не были своевременно переданы другим американским спецслужбам, в частности, ФБР, для принятия соответствующих контрмер.
ЦРУ также не поставило в известность об угрозе нападения террористов руководство частных авиакомпаний. И, если на внешних маршрутах экипажи и наземные службы вынуждены были соблюдать правила и нормы Международной организации гражданской авиации (ИКАО), то у себя в стране контроль за пассажирами при прохождении регистрации и посадке был упрощен: террористы смогли пронести с собой ножи для резки картона и баллончики с газом, во время полетов двери в кабины экипажей были открыты. Как объясняли сами пилоты такие порядки: "как же мы можем лишить себя возможности получить от стюардесс питание и чашечку кофе?" Если бы они могли предполагать, что такое поведение будет стоить жизней их самих и еще тысяч граждан, то, наверное, внесли бы коррективы в свое поведение и системы безопасности на бортах авиалайнеров.
Не сработали и системы ПВО и ВВС страны. Якобы, несмотря на окончание "холодной войны", главные их усилия были по-прежнему направлены на внешнюю угрозу со стороны России и других потенциальных противников. Кроме того, не было разработано инструкций по действиям военных в случае захвата террористами гражданских воздушных судов (как им противодействовать, как принуждать к посадке, сбивать, не сбивать и т.п.). Изменение курсов полетов авиалайнеров и прекращение ими радиообмена во время не зафиксировали наземные службы контроля и не передали военному командованию. В результате, даже Пентагон оказался незащищен. В такой неразберихе и стали возможными беспрепятственные маневры угнанных самолетов в воздухе и целенаправленные атаки террористов.
И если раньше Вашингтон считал террористическую угрозу со стороны экстремистских исламистских и других организаций для США абстрактной, неактуальной и маловероятной, то сентябрьские события 2001 года заставили администрацию США в корне изменить эту точку зрения. Как заявляют сами американцы, после этой трагедии мир стал для них иным. Пожалуй, он стал иным и для всего мирового сообщества. Многие политики и военные впервые задумались о том, что в век ускоренного развития науки и новых технологий даже небольшая группа лиц (террористов, психически нездоровых) может своими действиями заставить мир содрогнуться.
Уже 12 сентября 2001 года президент США Джордж Буш выступил с телевизионным обращением к нации. Он заявил, что отдал приказ об использовании "всех ресурсов разведки и правоохранительных органов" США для поиска и наказания организаторов терактов. По его словам, террористы стремились породить хаос в Америке, но осуществить этого им не удалось.
За истекшие годы в США было сделано много, чтобы не допустить повторения подобных трагедий. Создано министерство национальной (внутренней) безопасности, которое координирует деятельность всех американских спецслужб. Разработаны и постоянно уточняются списки террористических организаций и лиц, которые могут представлять угрозу США. Ужесточен контроль за мигрантами, иностранцами и гражданами США, как в при прохождении предполетного досмотра, так и в повседневной жизни. Самостоятельно и в сотрудничестве с НАТО, ЕС, ООН США провели ряд военных и контртеррористических операций в Афганистане, Ираке, Пакистане, где, по их мнению, оказывалась поддержка международным террористам (С.Хусейн, Движение "Талибан", "Аль-Каида", Усама бен Ладен и др.). Налаживается взаимодействие в борьбе с терроризмом по каналам спецслужб не только с традиционными западными союзниками, Турцией, Израилем, Саудовской Аравией, Египтом, но и с Россией, другими странами.
И все же ощущение постоянной угрозы не покидает американцев, да и граждан других стран. Анализ заявлений и деклараций угонщиков самолетов и их идейных вдохновителей показывает, что одним ужесточением мер контроля и безопасности с международным терроризмом бороться явно недостаточно. В современном мире много экстремистских, главным образом исламистских организаций, которые располагают значительными финансовыми и материальными средствами, практически неограниченными людскими ресурсами, включая категории, так называемых, смертников и глубоко законспирированных ячеек "Аль-Каиды»"по всему миру, имеют доступ к последним достижениям науки и техники и ОМУ. Для привлечения на свою сторону арабской и исламской молодежи идейные вдохновители и организаторы террора используют нерешенность палестино-израильского конфликта, курдской, кашмирской, кипрской и других проблем современности, сам факт присутствия войск США в зоне Персидского залива, Ираке, Афганистане.
Очевидно, настало время выбить почву из-под ног идеологов терроризма, лишить их вербовочной и материальной базы путем активизации усилий мирового сообщества по мирному разрешению всех сохраняющихся на планете этноконфессиональных и других конфликтов. В первую очередь, было бы весьма своевременным решить ключевую проблему современности – палестинскую, создать наконец-то Государство Палестина, нормализовать отношения Израиля и США с Ираном. Пока будет сохраняться конфронтация на этом направлении, и, в целом, между Западом и Востоком, будет сохраняться и угроза новых масштабных терактов. Следует учитывать, что научно-технический прогресс предоставляет все новые возможности террористам и не за горами то время, когда небольшая кучка людей сможет отравить жизнь уже не только одному государству, но и замахнуться на все живое на Земле.
Иванов Станислав Михайлович, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук, специально для Интернет-журнала "Курдистан.ру".