Речь главы Палестинской национальной администрации (ПНА) на 66-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке 23 сентября т.г. и последующее за ней ответное выступление премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху не случайно оказались в центре внимания мировой общественности. Нерешенная палестинская проблема остается ключевой проблемой современности, которая самым негативным образом отражается на системе всей международной безопасности, провоцирует новые вспышки насилия на Ближнем и Среднем Востоке и террористическую активность исламистских организаций по всему миру.
Краткая предыстория ближневосточного конфликта такова. В соответствии с резолюцией ГА ООН 1947 года на подмандатной территории Великобритании должны были быть созданы два государства: еврейское и палестинское. Евреи реализовали эту возможность и уже в мае 1948 года создали Государство Израиль в отведенных ему границах. Советский Союз поддержал это решение и одним из первых признал новое государство. Палестинцы же оказались как бы заложниками последующей многолетней арабо-израильской конфронтации. Разрозненные палестинские группировки были вовлечены соседними арабскими странами в длительную кровопролитную борьбу с молодым еврейским государством под лозунгом "сбросим евреев в море", что и воспрепятствовало созданию палестинского государства. Попытка семи арабских государств (Египет, Сирия, Ливан, Иордания, Саудовская Аравия, Ирак, Йемен) в 1948 году вооруженным путем захватить территорию Израиля и Палестины провалилась. Иордании удалось лишь аннексировать Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим, а Египту – сектор Газа. Никакого палестинского государства даже на этих территориях арабы создавать не собирались. В 1967 году в результате нового арабо-израильского военного конфликта и поражения арабских армий в ходе, так называемой шестидневной войны, уже вся территория бывшей английской подмандатной территории оказалась под контролем Израиля, который таким образом расширил свои границы и приступил к освоению оккупированных палестинских территорий. Сотни тысяч палестинских беженцев нашли себе временный приют в соседних арабских странах. Позже на части палестинских земель на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа была все же создана палестинская автономия, получившая позднее название - Палестинская национальная администрация, которая в 1988 году заявила о своем суверенитете. На данный момент ее признали 126 государств мира. Россия, как постоянный член Совета Безопасности ООН, также признала ПНА субъектом международного права и установила с ней дипломатические отношения как с независимым государством.
Чем можно объяснить новую инициативу главы ПНА М.Аббаса, которого не удержало от обращения в ООН признать Палестинское Государство в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме ни сохраняющиеся разногласия по этому и другим вопросам с другой палестинской группировкой - ХАМАС, контролирующей сектор Газа, ни предупреждения США о готовности наложить "вето" при голосовании по этому вопросу в СБ ООН, ни другие попытки внешнего давления на руководство ПНА. Скорее всего, глава ПНА исчерпал все другие возможности добиться восстановления законных прав палестинского народа на переговорах с Израилем, а активная экспансия израильских поселенцев на исконных палестинских землях и в Восточном Иерусалиме лишь ускорили события. Похоже на то, что М.Аббас рассчитывает на то, что, даже не добившись официального признания со стороны СБ ООН Государства Палестина, ему удастся этим демаршем укрепить свой личный авторитет среди палестинцев и в арабском мире, привлечь еще раз внимание к палестинской проблеме со стороны мирового сообщества и несколько повысить статус ПНА. Расчет делается на то, что если США воспользуются своим правом "вето" в Совете Безопасности, то тогда Генассамблея ООН может простым голосованием предоставить ей статус "государства-наблюдателя", что позволит палестинцам участвовать во многих форумах и подавать иски в Международный уголовный суд. Глава ПНА заявил, что единственным виновником того, что палестинцам приходится добиваться признания независимости своего государства через ООН является Израиль, осуществляющий "дискриминационную и расистскую политику в отношении палестинского народа". При этом М.Аббас подчеркнул, что он не отказывается от дальнейших переговоров с Израилем, но при условии, что израильские власти прекратят строительство новых поселений и определят временные границы переговоров.
Как и следовало ожидать, мнения участников сессии ГА ООН и политиков во всем мире по этой инициативе главы ПНА разделились.
Премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху назвал обсуждение предложения М.Аббаса в ООН "театром абсурда" и предложил прямо в штаб-квартире этой организации возобновить двусторонние переговоры. Б.Нетаньяху считает, что суть конфликта между палестинцами и израильтянами - не расширение поселений, а то, что палестинцы не хотят признавать права еврейского государства на существование. Израиль, якобы, поддержит идею создания палестинского государства только тогда, когда будет заключено мирное соглашение, гарантирующее безопасность Государства Израиль.
США также считают возможным признание палестинского государства только в результате успешного завершения переговоров с Израилем, а не на основе какого-либо решения ООН и утверждают, что заявка палестинцев о независимости является шагом назад в ближневосточном мирном процессе. Вашингтон расценивает односторонний шаг со стороны руководства ПНА как провокационный и выражает опасения по поводу возможного всплеска насилия в США, Израиле, на Ближнем Востоке после голосования в ООН. Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр также заявил в ООН, что подача заявки ПНА является конфронтационным шагом. "Вы можете принять любую резолюцию в ООН или в Совбезе, но она не сделает вас государством. Если вы не вернетесь к переговорам, любые ваши действия в ООН будут конфронтационными", - сказал он, обращаясь к палестинцам.
США, ведущие европейские государства, Израиль не скрывают, что попытки главы ПНА решать вопрос о признании Государства Палестина в отрыве от договоренностей с Израилем, могут привести к ответным экономическим и другим санкциям с их стороны по отношению к палестинским анклавам. Существенная финансовая и экономическая помощь палестинцам поступает именно из этих стран.
"Квартет" международных посредников по Ближнему Востоку также выступил за продолжение палестино-израильских переговоров. По итогам встречи, созванной после выступлений М.Аббаса и Б.Нетаньяху, ООН, Евросоюз, Россия и США предложили израильтянам и палестинцам встретиться в течение месяца, чтобы договориться о возобновлении переговоров. "Квартет" ожидает значительного прогресса в мирном процессе в течение полугода.
Организация исламского сотрудничества (ОИС) приняла резолюцию в поддержку заявки ПНА на вступление в ООН. Итоговый документ был принят единогласно на координационной встрече министров иностранных дел государств-членов ОИС, которая прошла 23 сентября в Нью-Йорке под председательством казахстанской делегации. Перед министрами 57 государств-членов ОИС выступил глава ПНА Махмуд Аббас.
Россия проголосует за создание Палестинского государства на заседании Совета Безопасности ООН, которое пройдет 26 сентября, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. "Палестинцы стремятся к голосованию в ООН из-за того, что хотят подчеркнуть срочность возобновления переговоров на основе существующих международных рамок, которые были сформированы в резолюциях Совета Безопасности ООН и решениях квартета международных посредников", - заявил С.Лавров.
В столицах ряда западных государств, Ливане, Иордании, Египте, на Западном берегу реки Иордан прошли митинги и демонстрации в поддержку выступления М.Аббаса на ГА ООН. В Израиле были предприняты повышенные меры безопасности на границах с ЗБРИ, сектором Газа и Египтом. Палестинцы в самом Израиле довольно спокойно восприняли дискуссию в ООН по вопросу о признании Палестины в качестве государства.
Очевидно, излишне драматизировать ситуацию с речью М.Аббаса в ООН и его просьбой о признании палестинского государства не следует. И М.Аббас и Б.Нетаньяху вынуждены защищать интересы своих народов. На фоне продолжающихся арабских революций бурлит и "палестинская улица". Миллионы палестинских беженцев не теряют надежды вернуться на свою историческую родину, восстановить свои законные права и свободы, создать свое государство в границах, определенных соответствующими решениями ООН, получить доступ к мусульманским святыням в Восточном Иерусалиме. Наиболее экстремистские круги в палестинских группировках призывают население к новой "интифаде", т.е. восстанию против израильских властей. Весьма жесткого антиизраильского курса придерживается вторая по значению палестинская группировка - ХАМАС. Ее руководители заявляют, что они не поддерживают последнюю инициативу М.Аббаса, но и не мешают ей.
Б.Нетаньяху не скрывает озабоченностей своего правительства ухудшением общей ситуации вокруг Израиля, усилением его изоляции на международной арене. Арабские революции заметно дестабилизировали обстановку в регионе, осложнили отношения Иерусалима с Каиром, Анкарой, заморожен процесс ближневосточного урегулирования на всех направлениях (Ливан, Сирия, сектор Газа, ПНА). Иран продолжает оказывать все виды помощи, в том числе и военной, группировкам ХАМАС и ливанской "Хизбалле".
В этих условиях говорить о перспективах и сроках урегулирования палестино-израильского и арабо-израильского конфликтов весьма сложно. Всем их участникам предстоит преодолеть большое количество, на первый взгляд, неразрешимых противоречий и найти пути к устраивающему народы компромиссу. Альтернативы мирному и справедливому разрешению палестинской проблемы нет. Мировое сообщество не может позволить себе и дальше держать в напряжении народы в этом взрывоопасном с военно-политической точки зрения регионе и подвергаться новым террористическим атакам глобального масштаба.
Станислав Михайлович Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН), кандидат исторических наук, специально для Интернет-журнала "Курдистан. ру".