Как и предполагалось, Россия и Китай дружно заветировали в Совете Безопасности ООН западную резолюцию по Сирии. Это было естественно и предсказуемо, так как наступать два раза "на одни и те же грабли" ни Москва, ни Пекин не хотят. Поставленная на голосование резолюция, если не вдаваться в нюансы, фактически повторяла "ливийский вариант" и развязывала руки Западу в выборе методов воздействия на режим Башара Асада. При этом совершенно не однозначно, что действия НАТО на сирийском направлении повторили бы зеркально все то, что произошло в Ливии. В штаб-квартире альянса, несомненно, учли все те "минусы", которые принесла их операция свержению режима Кадаффи. Но это даже не определяющее в выборе их тактики, которая основывается в настоящий момент на дипломатической и экономической блокаде режима в Дамаске. Здесь налицо явно отсутствие единого подхода к вопросу разрешения кризиса в Сирии, а вернее борьба мотивов. США и Израиль с растущим опасением относятся к усилению роли радикальных исламистов среди сирийской оппозиции. В любом случае пока нет надежды на реальную военную силу, которая была бы способна сохранить стабильность в стране в случае ухода Б.Асада. Совершенно неясно, как поведет себя сирийская армия, и в этой ситуации наиболее вероятным сценарием может стать ее раскол именно по конфессиональному признаку. Это будет означать гражданскую войну, причем у "суннитских" подразделений сирийских вооруженных сил уже на протяжении длительного времени ощущается дефицит топлива для техники и боеприпасов. Так что рассчитывать на них в военном отношении оппозиции будет затруднительно, а вот тот факт, что сирийское население активно вооружается, должен серьезно настораживать. Гражданская война в Сирии, скорее всего, будет сильно отличаться от ливийской. Просто участвовать в открытых столкновения при отсутствии авиационной поддержки для оппозиции (будь то армейские части или повстанцы) смерти подобно. Отсюда переход к партизанской войне с попыткой захвата контроля над дорогами. Без изменения позиции России по вопросу установления над Сирией"бесполетной зоны" все остальные формы вооруженного сопротивления можно даже не обсуждать.
Отсюда и очень пока осторожное отношение Запада к инициативе беглого полковника сирийской армии Р.Асада создать на границе с Турцией некую "свободную зону" с установлением через ООН "бесполетной зоны" как плацдарма по дальнейшему военному наступлению на Дамаск. Это чисто "ливийский сценарий", который будет означать полномасштабное участие НАТО в операции. На сегодняшний день с учетом происходящего в Ливии Брюссель к этому просто не готов.
Другое дело Анкара. Турецкое руководство настроено очень серьезно, и остается только предполагать и строить версии о том, как связана позиция Турции по "Южному потоку" с позицией России по "сирийскому досье" в Совете Безопасности ООН. Но факт остается фактом: Анкара очень серьезно раздражена российской позицией. Отсюда и заявление турецкого премьер-министра Р.Эрдогана о том, что "несмотря на решение Совета Безопасности ООН, у Анкары и ее западных союзников остается полное моральное право на применение экономических санкций против режима в Дамаске". Это очень серьезно, поскольку в состоянии фундаментально нарушить баланс сил в Сирии не в пользу Б.Асада . Мы уже говорили, что турецкие заказы "кормят" торговую и промышленную суннитскую (и не только) буржуазию Алеппо. Она на 90% зависит от турецких партнеров, и за счет этого и неофициальной налоговой амнистии Алеппо сохраняет видимое спокойствие. Это очень важно для Дамаска, который апробирует на этом городе пример модель "утихомиривания страстей" и в других районах. В случае турецкой блокады количество недовольных возрастет в разы. Другой вопрос состоит в том, что такая мера "палка о двух концах", и пожертвует ли Эрдоган своей популярностью у турецких промышленников ради удара по Б.Асаду?
Пока же Дамаск активизировал контакты с т.н. "легальной оппозицией". К ней же совершенно оправданно можно отнести и ту делегацию оппонентов режима, которая гостит сейчас в Москве. Им разрешено говорить все, кроме одного, что остается незыблемым. Это полное и категорическое неприятие идеи иностранного вмешательства и непризнание в этой связи недавно сформированного в Турции Национального Совета. Похоже, что сирийское руководство в настоящее время опасается по настоящему только одного: развития ситуации по "ливийскому сценарию". Все остальное считается преодолимым, поэтому сирийский президент Б.Асад назвал итоги голосования в Совбезе ООН "историческим днем". Делегация такого уровня, которая сейчас приехала в Москву, преследуют цель доказать, что сирийский народ требует реформ, а не военного вмешательства. Он хочет демократии, но не любой ценой. Именно поэтому и возникает оппозиция типа "Народного Движения". При этом сложно угадать степень ее влияния в массах, а это является основным вопросом для выстраивания с ней отношений. Делегация утверждает, что под ее контролем находится пять районов Дамаска, несколько районов Деръа, и т.п. Но проверить это реально невозможно. Зато налицо готовность членов делегации всячески донести мысль о том, что "иностранное военное вмешательство" недопустимо, а сирийский народ благодарен России за вето в Совбезе ООН. Для проверки существует очень простой способ: если бы так думало большинство или хотя бы половина протестующих, то диалог с властью давно начался бы. Но пока это не так.