Итак, я только вернулся из Ирака, - страны интересной, для большинства из нас несколько таинственной и закрытой, ассоциирующейся чаще всего с терактами и висельником диктатором Саддамом Хуссейном. Если говорить точнее, я был в Иракском Курдистане, - государственном новообразовании, граждане-курды которого пока еще пользуются иракскими паспортами, но уже добились многих собственных атрибутов независимости и яростно стремятся к международному признанию. Но все же давайте об этом позже, а пока с самого начала…
Предварительно покопавшись в Интернете, нашел заметки трехлетней давности россиян, которые были в Курдистане, попав туда на автомобиле, - было любопытно хоть что-то узнать о потенциальном месте пребывания. В отличие от россиян, у меня не было возможности ехать туда на машине, пришлось выбрать более тернистый, и, скажем откровенно, недешевый путь, самолетом через Алматы и Стамбул.
В столицу Курдистана Эрбиль прибыл ночью, поэтому рассмотреть его возможности не было, на ожидавшем меня в аэропорту такси я отправился во второй по значимости город Духок, откуда родом многие представители власти. Практически сразу я стал лихорадочно раздумывать над тем, как воспользоваться рекомендациями путеводителя быть осторожными на местных автотрассах, - не добившись никакого понимания со стороны водителя, практически сразу принявшего на видавшей виды "королле" скорость в 140-160 км по ночной трассе, я смирился и лишь периодически проверял прочность ремня безопасности (увиденная на выезде из Эрбиля авария из 3 дымящихся машин стойкости духа, понятно, не прибавила). Поверьте, мои рекомендации набраться терпения и на всякий случай вспомнить всех близких совершенно обоснованы, дорога в Духок местами ведет по извилистой горной дороге с крутыми обрывами…
Как не странно, прибыли до места назначения мы вполне благополучно, - жизнерадостный таксист, получив оплату за проезд и принятую здесь пару бутылок воды в качестве подарка, весело умчался. В последующие дни я сделал еще несколько наблюдений на "автомобильную" тему, - невооруженным глазом видно преобладание на дорогах машин белого цвета. Объяснение этому в условиях местной пыли и жары, доходящей летом до 55 градусов, вполне понятно. Как понятно и мое содрогание в смеси с сочувствием, с каким я смотрел на редких владельцев черных пыльных авто, - горький личный опыт владельца подобного "мерседеса" у меня имеется, он напрочь отбил тяготение к"престижности" этого цвета.
В завершение "автомобильной" темы скажу, что машины в основном, процентов на 80 новые, среди них немало престижных, и, соответственно, недешевых (“Тойота Лэнд Круйзер 200" (новый здесь стоит около 43 тыс.долларов), последние модификации "Рэйнж Ровер", "Ниссан-Патрол", "Порш-Кайенн" и пр.), но все же преобладают пикапы "Toyota-Hilux" и"Nissan-Navara", считающиеся здесь семейными автомобилями, а также "Toyota-Camry". Опыт частых революций последних месяцев в соседних с Ираком странах показывает, что при необходимости мирные жители на таких пикапах представляют многочисленные, молниеносно создаваемые и весьма мобильные подразделения. Оружия же здесь достаточно и в широком ассортименте, разрешено свободное его хранение, существуют лишь общепринятые ограничения для иностранцев.
Как и в большинстве арабских стран, практически все автомобили с кожаными салонами (признаются два цвета, белый различных оттенков и бордо), - местная манера езды также знакома многим туристам по Египту и Турции, с активным использованием звуковых сигналов. Однозначного мнения по этому поводу у меня пока не сложилось, - несколько хаотичная, по нашему мнению, манера езды вполне компенсируется очень спокойным, даже доброжелательным отношением к водителям курдских "гаишников" (“traffic police"), в отличие от их казахстанских коллег почему-то не спешащих с видом победителей наказать "контингент", за все время я видел лишь одно ДТП (в родном городе наблюдаю это практически ежедневно).
Какой-то единой энергосистемы в стране и порядка подключения к ней, вероятно, не существует, - местами улицы города украшают такие причудливые гирлянды проводов, от вида которых моего друга-энергетика наверняка хватил бы инфаркт.
Перебои с электричеством действительно существуют, поэтому во многих учреждениях наличие бензиновых генераторов различной мощности выглядит вполне естественным (кстати, генераторы, как и автомобили, используют в основном бензин, дизельные двигатели здесь не особенно распространены). Со слов моих знакомых, государство компенсирует недостатки электрообеспечения населения, предоставляя по льготным ценам топливо для генераторов.
И еще об энергетике, - отношение к экономии у местных жителей электроэнергии довольно неоднозначное: используются только энергосберегающие лампы и в большом количестве, но при этом они во многих зданиях они не выключаются даже, когда солнце находится в зените…
Здесь довольно жарко, летом температура зашкаливает за 50 градусов, и множество магазинов, торгующих холодильным оборудованием, без покупателей не остаются. Кондиционеры, причем некоторые с функцией увлажнения воздуха, имеются во всех помещениях, - строят в Курдистане довольно немало. Качество стройки и особенно отделки помещений в большинстве случаев откровенно не на высоте, - думаю, это вполне объяснимо объективными причинами, после окончания войны прошло время, еще явно недостаточное для подготовки опытных специалистов. Тем не менее строят, зачастую небольшими, по 2-4 человека бригадами, медленно, год за годом осваивая этаж за этажом. Я не оговорился, в своих неоднократных пеших прогулках видел немало многоэтажных домов, неспешно возводимых всего парой тружеников с самым простым инструментом. В этих условиях объяснимо, что, не дожидаясь завершения строительства всего здания, первые этажи чаще всего уже запускают в эксплуатацию.
С другом-владельцем местного ресторана довелось поездить по местным магазинам, впечатления часто не в пользу цен и качества обслуживания на родине, - фрукты, овощи, многие продукты, электроника, мебель, автомобили стоят намного дешевле, чем у нас. Например, килограмм лимонов стоит около (пересчитывая с местных лир) 36 рублей; бутылка воды 250 мл – 2,5 рубля, плазменный телевизор диагональю 85 см – 23 тыс.рублей и т.д. Доставка товара практически всегда бесплатна и весьма оперативна, нередко она опережала наше возвращение в ресторан.
По словам встречавших меня друзей, в Курдистане практически отсутствует преступность,- это, на мой взгляд, во многом связано со строгими исламскими канонами.
В частности, налицо общественное неприятие потребления алкогольных напитков, - соответствующие магазины имеются в незначительном количестве, при этом покупатели стремятся к их посещению подальше от места жительства и работы. Продавцы также поддерживают нежелание клиентов афишировать "крамольные" покупки, старательно заворачивая их в двойные пакеты (содержимое, как правило, употребляется где-нибудь на дому в узком кругу).
По пятницам, когда собственный организм, многолетней еженедельной практикой привыкший к пивному ритуалу в этот день и требовал очередной дозы пенистого напитка, я почти с умилением наблюдал за нередкими "мальчишниками" в уличных кафе, где взрослые мужчины неторопливо, беседуя, часами пили чай и ели пирожное… Можете себе представить такое у нас? Лично я с трудом. Вообще, как мне показалось, местные жители очень много едят сладкого, и наличие в Духоке Центра диабета, наверное, не является случайностью.
В местной, как и арабской кухне, есть несколько необыкновенно простых и вкусных блюд из сырого мяса (интересующимся готов рассказать отдельно). Кстати, и вполне банальная для казахов процедура заклания барана имеет в Курдистане свои особенности, - будущую жертву предварительно успокаивают человек пять, минут 10-20 поглаживая и разговаривая с ней, дают воду и траву, затем молниеносным движением ножа буквально отсекая голову.
Я человек взрослый, сам не раз принимал участие в этом, но поверьте – впечатляет. Технология сдирания шкуры здесь тоже имеет свои нюансы, - в одной из задних ног делается небольшая прорезь, куда вставляется шланг и вдувается воздух (как результат, процесс заметно ускоряется).
На фоне неприятия в целом общественным мнением алкоголя крайне жесткое отношение властей к наркобизнесу кажется вполне естественным, - как мне пояснили, подобной проблемы здесь практически не существует.
Страна совсем недавно пережила войну, угроза террористических актов остается вполне реальной, хотя и не такой, как на территории собственно Ирака, - в недалеком от Духока Мосуле теракты происходят регулярно. Поэтому принимаемые государством антитеррористические меры не выглядят чрезмерными (особенно в аэропорту Эрбиля, описание которых заняло бы не одну страницу). На улицах много полицейских и военнослужащих пешмерга ("идущие на смерть"), хорошо вооруженных и оснащенных, передвигающихся на новеньких огромных американских джипах. Тем не менее, в мотелях установлены таблички с просьбой не входить с автоматическим оружием…
Еще одно следствие соблюдения религиозных традиций, - со слов друзей-бизнесменов я неплохо осведомлен с проблемой "несунов" на производстве, изощренности применяемых при этом нашими соотечественниками приемов (особенно умиляет способ, когда два яйца прятались в бюстгальтер), - поэтому я еще долго удивлялся оставленным открытыми на ночь магазинам и ресторанам с дверями без замков…
Отдельно хотел бы рассказать о предпринимателях Курдистана, условиях их бизнеса. Государственные расходы (управление, оборона и пр.) покрываются за счет доходов от продажи нефти, в соответствии с договоренностями Ирак передает Курдистану таковых 17 процентов. Этого, вероятно, вполне достаточно, чтобы не беспокоить особо бизнесменов, особенно иностранных инвесторов, которые вообще на 10 лет освобождаются от налогов. Местные платят вполне щадящий единовременный годовой налог от 1,5 до 6 тыс.долларов (в национальной лире), безналичные операции здесь практически не производятся ввиду неразвитости банковской системы. Понятно, что здесь нет кассовых аппаратов, фискальных чеков и многочисленных отчетов в налоговые органы. Здесь вообще много чего нет, - нет проверок пожарниками, СЭС, миграционной полицией, Департаментом труда, таможенниками, ветеринарной службы… В общем, я до сих пор удивляюсь, как курдские бизнесмены умудряются обходиться без постоянного внимания всех этих незаменимых служб.
Конечно, здесь далеко не все еще идеально, города местами захламленный, индустрия досуга развита слабо, не скрывается наличие коррупции, есть вопросы в части обеспечения безопасности - в общем, пока еще очень мало чего из того, что могло бы заинтересовать потенциального туриста. Оценивая Курдистан, как мне кажется, все время нужно помнить, что здесь еще относительно недавно происходили военные действия и для строительства стабильно развивающегося государства объективно нужно время. И все же, для бизнесменов он уже сегодня однозначно представляет интерес, в этом я успел убедиться за непродолжительный период пребывания.
Что еще запомнилось в Курдистане? Пожалуй, резиденция Саддама Хуссейна. Точнее, вид на одну из многочисленных (более 30-ти) роскошных резиденций километрах в 40 от Духока, добраться ближе до которой не было никакой возможности, т.к. расположена она на пике самой высокой из местных гор, куда сам Саддам и персонал когда-то добирались только вертолетами. Сопровождавший меня курд рассказывает, что ни в одной из многочисленных резиденций правитель страны не ночевал более 2 раз подряд; в главной из них, кроме всего прочего, была тюрьма на 5 тыс.человек, где диктатор принимал личное участие в пытках и убийствах. Общеизвестно, что лабораторий по созданию биологического оружия и отравляющие вещества в Ираке (а искали именно в этих резиденциях) американцы так и не нашли. Но роскошь, буквально бросающаяся в глаза на снимках тех лет, не может не поражать воображение: украшенные инкрустациями стены, мраморные полы, дорогие ковры, фонтаны в тенистых внутренних двориках, позолоченные краны в ванной...
После свержения Саддама все резиденции были разграблены мародерами, в Интернете полно фотографий с улыбающимися американскими солдатами в спальнях, залах и бассейнах… Думается, что для памяти потомков стоило бы сохранить хотя бы один из дворцов диктатора, великолепие которых построены не только на нефти, но и крови многочисленных жертв народа.
Чтобы не утомлять дальше читателя, в завершение своих заметок постараюсь кратко объяснить название"…как предчувствие Клондайка". Все очень просто: на территории Иракского Курдистана 4% разведанных мировых запасов нефти (для сравнения, в считающейся богатой углеводородами Ливии ее"всего" 3%), причем нефти"легкой", с низкой себестоимостью, соответственно и особенно притягательной. Потому и спешат сюда мировые компании застолбить, совсем как у Джека Лондона, лакомые участки курдского"Клондайка", - их немало было, со мной в самолете, американских, итальянских, английских бизнесменов, торопящихся в столицу непризнанного еще государства. Побывав в Курдистане, понаблюдав за жизнью местного населения, пообщавшись с ним, уверен, что скоро, буквально через десяток лет, здесь будет жизнь как в Эмиратах. И думаю, что многострадальный курдский народ, гордый и свободолюбивый, обильно пролитой за всю историю своего существования кровью вполне заслужил это.