Начало 2000-х годов характеризовались значительной изоляцией курдов от внешних политических интересов и целей ведущих государств. Тем самым сложились благоприятные условия для монополизации роли США в развертывании курдского проекта в регионе, конечно же, при приоритетных задачах в отношении Ирака. В этот период иракские курды пытались разнообразить свои внешние связи и отношения, но это не приносило результатов.
Курдские политические деятели имеют значительную практику общения с Россией и в последние годы никогда не питали иллюзий относительно возможности содействия со стороны России их движениям. Россия, скорее, интересовала курдские организации как страна дислокации их опорных баз, по части политических эмигрантов, ретранслирования идей и пропаганды, получения вооружений и пространства для передвижений.
После визита руководителя СВР Е.Примакова и руководителя ФСБ С.Степашина в Анкару осенью 1994 года и переговоров с представителями турецких спецслужб накануне проведения операции в Чечне, где Россия взяла обязательства невмешательства в курдские проблемы в Турции, курды окончательно сделали выводы о позиции России. Их подходы к России носят в настоящее время спокойный, уравновешенный и прагматичный характер. По словам официального представителя РПК в СНГ – "от России нужно взять все, что можно, не строя иллюзий".
По выражению члена парламента Турецкого Курдистана Ростома Броева (Ростом Броев гражданин Казахстана и не имеет никакого отношения к парламенту Турции - ред.), "Деятельность курдов в России более чем продуктивна, если иметь в виду реалистичность надежд и подходов. Ожидать большего от России сейчас невозможно".
В аналитических кругах России и Европы сложилось устойчивое мнение о том, что Россия занимает вполне разумную позицию в отношении курдских проблем. Россия не обладает политическими и материальными ресурсами для абсорбции основных организаций курдского национального движения, и ее действия могли бы стать ущербными в части ее собственной безопасности. Вместе с тем, спецслужбы России умело оказывают влияние и осуществляют контроль над курдскими группировками на территории России, что, совместно с некоторым участием российских политиков ГосДумы и политических партий в курдских акциях в Москве, способствует поддержанию ровных отношений с курдами. Эксперты совершенно верно считают, что для России гораздо важнее поддерживать дружественные отношения с Ираном, Ираком, Турцией и Сирией, нежели с курдскими движениями и организациями.
Вместе с тем, поддержание отношений с курдами является полезным для России, особенно, исходя из перспективы, когда, возможно, окрепшей и решившей свои военно-политические проблемы России будет необходимо оказывать давление на Турцию или Иран, а также на США на арене Ближнего Востока.
Курдская проблема довольна сложна для России, которая столкнулась с множеством других проблем. Курдская ментальность никак не сопряжена с теми приоритетами, которые, постепенно, вырабатываются в России по мере укрепления российского государства, ее вооруженных сил и экономики. Рассмотрение политики России на Ближнем Востоке в последние годы позволяет оценить стиль и подходы России или, вернее, те приемы, которые Россия могла бы себе позволить. России гораздо удобнее иметь отношения с традиционными партнерами, предпочитая не очень разделять их по функциям и предпочтениям, тем более, что в настоящее время России имеет отношения с Израилем.
Вряд ли России удастся сформировать устойчивые, обязывающие отношения с Иракским Курдистаном и, тем более, с курдскими политическими организациями в Турции и Иране. В этой ситуации, когда курды стали преданными партнерами США и Великобритании, трудно сформулировать позицию России за рамками вынужденного следования тем процессам, которые развиваются уже длительное время. Кроме того, в отличие от предыдущих этапов, ведущие курдские партии и организации стараются не отмечать свои связи и контакты с Россией, чтобы не раздражать американцев. Возможно предпринять попытку осуществлять легитимные отношения с Иракским Курдистаном посредством сотрудничества с Израилем и Ираном, конечно же, в различных контекстах.
Известно о существовании специально созданной группы по курдским проблемам с участием представителей спецслужб США и Турции. Данная группа сотрудничает со спецслужбами Великобритании, Германии, Швеции, Греции, Сирии. Примерно в начале 1998 года ЦРУ ставило задачу снять претензии Турции относительно деятельности в Армении курдских организаций. В связи с данными контактами в Стокгольме известно, что данная американо-турецкая объединенная специальная группа призвана также генерировать различные идеи и проекты по курдским проблемам. Нередко выдвигаются самые фантастические и нереальные проекты, относящиеся к организации массовых переселений курдов из отдельных стратегически важных регионов Турции и других стран.
В частности, известны три идеи. Первая касается превращения района нефтяного месторождения Киркук в зону, находящуюся под международным контролем. В связи с этим, Турция продвигает перед американцами планы иракского правительства по выселению курдского населения из данной зоны, как дестабилизирующего элемента. США внимательно наблюдают за этим процессом, не выражая своей позиции. Видимо, для Турции это является важным моментом в достижении компромиссов с Ираком по ряду вопросов.
Другим проектом является выдвижение Турцией идеи о создании курдского национального очага в малонаселенных районах Южного Казахстана, при соответствующем материальном участии США, Турции и других государств-доноров. Возможно, этот проект связан, также и стремлением создания в Центральной Азии фактора давления на Россию (хотя это пока трудно объяснить). Наряду с этим, выдвигается идея массового переселения турецких курдов в Северо-восточный Ирак и предоставление этому государственному образованию до 30% доходов от иракской нефти (сейчас доля курдов составляет 13%, что игнорируется правительством Ирака). Предполагалось, что важную посредническую роль в этом проекте может сыграть Швеция, пользующаяся большим авторитетом среди курдов.
Следует отметить, что перед Турцией стоит важная задача не допустить создания условий для превращения курдских политических организаций и возможных курдских государственных организаций в партнеров и тем более в стратегических союзников США в регионе. Это вынуждает Турцию форсировать формирование турецко-израильского блока - как безальтернативного стратегического союзника США в регионе, а также принимать целый ряд требований США в геостратегической и геоэкономической сферах. Для Турции является весьма тяжелым курдский фактор как инструментарий политики ЕвроСоюза и ведущих европейских государств.
Полноценное использование данного фактора американцами приведет к расчленению турецкого государства, чего не могут не понимать турецкие политики, отличающиеся предельной предметностью мышления. Вместе с тем, США так и не сумели достаточно убедительно выразить свою позицию по Иракскому Курдистану, что было со всей очевидностью обнаружено во время знакового визита ГосСекретаря К.Райс в Турцию в апреле 2006 года. К.Райс была готова к самым сложным вопросам в Анкаре, но турки предложили гораздо более сложные постановки вопросов, что привело к пониманию того, что США ожидают очень тяжелые политические решения, к которым они совершенно не готовы.
Несмотря на различные внешние политические условия, проблемы Косово и Иракского Курдистана выстраиваются в один ряд аналогичных проблем, которые сближены, скорее, не по содержательности, а по возможным способам решения. В связи с тем, что Турция не очень умело и эффективно, но все же последовательно продвигает на международной арене проект Косово, не исключается, что США попытаются "обменять" Косово на Иракский Курдистан, хотя ввиду несопоставимости этих двух проблем с точки зрения интересов Турции, США должны будут употребить в этом "обмене" дополнительные политические ресурсы, возможно, в сфере обороны и экономической помощи. Вместе с тем, нужно отметить, что обеспокоенность США ухудшением отношений с Турцией из-за данного вопроса преувеличивается, если вновь напомнить, что США и Израиль заинтересованы не в интегрированном в регионе курдском государстве, а в долговременном изолированном его существовании.
Возможно, именно с этими целями связано то, что, как утверждает Сонер Кагаптай (Soner Cagaptay) – ведущий исследователь "Вашингтонского института ближневосточной политики, США вовсе не собираются бороться с Рабочей партией Курдистана, с ее отрядами и действиями боевиков. Видимо, в современном мире, различные инсургенты и "неподконтрольные территории" недостаточно ориентированны на оказание радикальных форм политического сервиса, поэтому данные функции будут приданы вновь признанным государствам в регионах.
Не совпадают не цели и задачи, а время и средства для маневра. Вместе с тем, результаты данного визита К.Райс в Анкару и параллельные переговоры между турецкими военными и Д.Рамсфельдом привели к тому, что Турция предприняла военную операцию против отрядов РПК и перешли границу Ирака, нанося удары уже на иракской территории.
Лидеры Курдистана вполне реалистично оценивают политику США, что стало фактором принятия решений в умеренном поведении курдов в период военной операции в Ираке, они пытаются не оказаться однозначно в американо-британо-израильской орбите. Президент Курдистана Масуд Барзани был приглашен в Китай, и это обстоятельство может оцениваться как попытки Китая войти в большую ближневосточную игру, которая, видимо, связана не только с проблемами нефти, но и задачами приобретения позиций в регионе, в чем роль курдов может стать достаточно высокой. Роль Китая может усилиться в "проекте" по сдерживанию амбиций Турции.
Таким образом, США, пользуясь крайне тяжелым и порой безвыходным положением курдских политических организаций, практически во всех странах Ближнего Востока, отсутствием реального влияния на курдов со стороны ЕвроСоюза и России, поставили целью создание в регионе сильного геополитического фактора в лице курдских государственных образований на основе федерализации. В связи с этим, осуществляются меры по трансформации ведущих политических партий и организаций курдов в организации либерального и демократического характера, в целях превращения их в политических партнеров и представления их как субъектов политической власти в курдских регионах.
Не получив должной поддержки ни от одной из стран региона, курды вполне переосмыслили свою внешнеполитическую ориентацию, и, несмотря на наличие некоторых традиционных политических лозунгов и тезисов, курдские организации в Ираке практически стали партнерами США и Великобритании, а Рабочая партия Курдистана находится в процессе переориентации в отношении США. Попытки Франции и Германии усилить влияние Европейского Союза на курдов уже не могут заинтересовать искушенных в политической борьбе курдских лидеров. Курдские организации попытаются сохранить отношения с Ираном, с Сирией и с европейскими структурами, но практически интегрируются в американо-британскую политику в регионе Ближнего Востока.
К концу 2001 – началу 2002 года в Иракском Курдистане сложилась политическая ситуация, когда под протекторатом США и Великобритании создано курдское квази-государство. Иракский Курдистан постепенно трансформируется из периферийного региона Ближнего Востока и становится одним из ключевых точек напряженности, политических манипуляций и активного политического проектирования. Местная администрация – региональное правительство Иракского Курдистана пытается проводить определенную политику, включающую ряд задач: включить Иракский Курдистан в качестве активного партнера в американо-британский проект подавления международного терроризма; расширение анти-иракской пропаганды; вывод проблемы Иракского Курдистана на международную арену; демонстрация данного государственного образования как потенциально-демократического, лояльного Западному сообществу; отмежевание от экстремистских, террористических организаций.
Иракские курды и их две ведущие политические организации "Патриотический союз Курдистана" и "Демократическая партия Курдистана" связывают перспективу создания национального государства с политикой и интересами США и Великобритании. Ранее, особенно, после неудачного восстания курдов в Юго-восточных районах Турции весной 1998 года, основные политические силы курдского народа пришли к выводу о целесообразности на данном историческом этапе требования автономии на основе федералистских отношений в рамках Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Вместе с тем, курды пришли также к выводу, что их союзником и партнером в части данного проекта могут быть практически только США, а также Великобритания и Израиль.
При этом следует принять во внимание, что иракские курды и их политические организации традиционно были тесно связаны с Ираном и получали помощь от этой страны в своей борьбе против режима Садама Хусейна. Эти обязывающие связи продолжаются и сейчас, в связи с чем возрастает двойственность политики иракских курдов. Но в целом после событий "11 сентября" местная курдская администрация – региональное правительство Иракского Курдистана - все более занимает проамериканскую политику, даже выражая симпатии Израилю.
Администрация Б.Обамы не была достаточно подготовлена по курдской проблеме, тем более, что в Вашингтоне не было к этому временим сколько-нибудь разработанных планов в части решения ни проблем курдов, ни проблем Ирака, в целом. США выбрали наиболее полезный для себя путь, то есть, объявляя своей целью сохранение государственно-территориальной целостности Ирака, американцы всячески укрепляли государственные структуры Иракского Курдистана. Нет сомнений в том, что нынешняя американская "доктрина", вернее, планы по курдской проблеме, разработаны не администрацией Б.Обамы, а предыдущей командой в Вашингтоне. Но, это были именно планы, а не актуальная политика. США выжидали, и не были вполне уверены в своих намерениях.
Администрация Б.Обамы, оказавшись наследницей команды Дж.Буша, попыталась рассмотреть курдскую проблему несколько иначе. То есть, при соблюдении уже определенных, ранее, геополитических целей, администрация Б.Обамы пытается декларировать свою политику по курдской проблеме как меры по внедрению в эти условия демократических правил игры, которые и пытается навязать, прежде всего, Турции. Такие задачи, как создание и усиление партии "Демократии и мира", теневой версией которой является Рабочая партия Курдистана, а также выдвижение требований по образованию в Турции территориальной автономии курдов, стали образом политики США по этой проблеме. В действительности, администрация Б.Обамы продолжает разработанную, командой Дж.Буша – К.Райс стратегию по дезорганизации, сначала, Турции, а затем и других государств региона.
Следует отметить, что, все еще, ни одно ведущее государство, ни один из центров силы мирового значения не проявил реальных инициатив в отношении курдской проблемы. Заинтересованы в этой проблеме Израиль и Великобритания. Возможно, со временем, ведущие арабские страны предпочтут более активное участие в курдской проблеме, если она станет более ощутимой в регионе.
Игорь Мурадян, Иратес де-факто