Если мусульманин сражается против мусульманина, это свидетельство неверия обоих.
Пророк Мухаммед.
Истинно добрый и истинно верующий человек не имеет национальности. Он следует по указанию сердца и разума, проповедуя в своей жизни добро и стремясь к миру.
Есть такая примечательная для мусульманского мира, и мало известная на западе, личность, как Саид Нурси. Этот прекраснодушный человек мог бы родиться кем угодно, потому что его идеи абсолютно космополитичны. Но он родился курдом, жил в неспокойном регионе и потому постоянно подвергался обвинениям со стороны власти в желании развала государства. Это был человек сложной судьбы, но только преодолевая испытания ты можешь по-настоящему понять многие вещи. Как говорил Пророк Мухаммед: "Когда Всевышний Аллах возлюбит кого-нибудь, Он подвергает его испытаниям."
И именно сейчас, в период очередного напряжения турецко-курдских отношений мне вспомнилось о Бадиюззамане – так звали Саида его соотечественники – "диво своего времени". Саид Нурси был человеком необычайного ума, поразительного научно-религиозного уровня. Его современники в своих воспоминаниях о нем свидетельствовали, что Нурси обладал феноменальной памятью. Ни один человек, из оказавшихся рядом с ним, по любую сторону "баррикад" в последствии не отзывался о мулле без должного уважения, что лишний раз свидетельствует о всеобъемлемости его взглядов и общности их для всех людей.
Связан Саид Нурси был некоторым образом и с Россией. В 1916-м году он попал в плен в Костромской губернии, в которой провел два года. Там он служил имамом в татарской мечети. Из плена Саид бежал.
Огромным трудом всей жизни Саида Нурси стал написанный им тафсир (толкование Корана) - "Рисале-и Нур" (к сожалению, большинство томов из этого собрания сочинений запрещены к переводу на русский язык). Он призывает в своих книгах людей к вполне понятным и, казалось бы, таким простым вещам – отвергать насилие, вражду, порок и разврат. Он проповедовал объединение христианства и ислама, в борьбе с безбожием, говоря о том, что у всех религий единое начало и что всё человечество едино. Что может быть логичнее? Но почему же до сих пор между всеми религиями такая пропасть, хотя говорят они об одном и том же? Я думаю, что потому что мы мало знаем друг о друге. Почему люди даже внутри одной религии устраивают кровавые бойни, когда, казалось бы – им вовсе нечего делить? Почему забывают о том, что превыше всего Бог, жизнь, любовь? Почему не понимают, что убивая себе подобных они унижают себя и свою религию? Боль порождает боль.
Как может премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган утверждать, что "Саид Нурси является совестью турецкой нации и без этого богослова нет турецкой морали и нравственности", а потом отправлять самолеты бомбить курдов в Ирак? Между прочим в России проживает около 50 тысяч курдов. Нам тоже ждать турецкие военные самолеты? Как могут соотечественники Саида Нурси - правоверные курды убивать ни в чем не повинных людей? Ведь в Коране ясно сказано, что убийство это харам (тяжкий грех). И разрешено только лишь убийство воина-неверного в бою во время Джихада (газавата). Были ли люди, пострадавшие с обеих сторон воинами? Были ли они неверными? Нет, не были. Кстати, для справки – христиане и иудеи, согласно Корану, не являются неверными, а насильное обращение их в Ислам – тоже харам. Нормальный человек не может желать смерти другого человека, тем более невинного, тем более своего брата по вере.
Ведь в самом конце Бог/Аллах не спросит у Вас о том, что сделано было Вами для политики, он спросит о вере, о намазе, об искренности и помощи людям. Саид Нурси утверждал, что "99% вопросов и тем, охватываемых шариатом, касается основ веры, совершения поклонения, морали и личности человека, и только 1% касается политики". Но нет, мы не думаем об этом, забываем о душе и лезем в самые дебри политических конфликтов.
Несмотря на общеизвестное отношение Нурси к политике, разного рода вожди с обеих сторон постоянно старались воспользоваться его авторитетом и склонить в свою сторону. Так случилось и в 1925 году, во время восстания курдов под предводительством Шейха Саида. Но Нурси сказал пришедшим к нему за поддержкой курдским вождям из Вана: "Солдаты Ататюрка – дети нашей земли. Они ваши и мои родственники, друзья, знакомые. Кого вы будете убивать? А кого они будут убивать? Подумайте! Вы хотите заставить Ахмеда убить Мехмеда, а Хасана убить Хусейна? Вы говорите, что хотите шариата, но то, что вы делаете - против шариата." Вожди послушали слов мудрого человека, не приняли участия в восстании и тем спасли жизни всему городу. Лично же Шейху Саиду мулла в письме ответил вот что: "Борьба, которую вы собираетесь предпринять, есть бесполезное братоубийство. Потому что курды и турки едины, они братья." Шейха письмо Нурси, конечно же, не остановило. И даже при том, что Саид отказался участвовать в восстании, а так же отговорил многих других, когда оно было подавлено и власти начали арестовывать лидеров, Нурси был вместе со всеми сослан в Анатолию.
Была в жизни Саида Нурси и другая история, тоже связанная с вождем, правда с противоположной - турецкой стороны. Мустафа Кемаль Ататюрк предлагал мулле почетную религиозную должность, депутатское кресло, дом и 300 лир жалования. Он хотел сделать из Нурси "ходжу-героя". Но Бадиюззаман оказался от столь заманчивого предложения, потому что не поддерживал идеалы и устремления и этой стороны, всё дальше уходящие от истины и религии. Кто-то может решить, что Саид Нурси был дремучим религиозным фанатиком, попросту не готовым принять новый мир, но это далеко не так. Нурси принял все идеи отмены халифата, идею народной власти, даже светскость государства. Но он говорил о том, что без веры, без незыблемого фундамента религиозных норм страна не сможет быть здоровой. И время доказывает, то он не ошибался.
У многих русских в последнее время всё чаще возникает вопрос – что вообще не поделили турки и курды. Поэтому небольшое отступление от темы. Курды это национальное единство. Начиная с 1842-го года они предпринимали разной степени успешности попытки создать собственное государство. После распада Османской империи, сильные страны поделили между собой земли. И курдский народ оказался на территориях сразу четырех государств – Турции, Ирака, Ирана и Сирии, где и продолжил свои попытки к объединению и отделению. На данный момент курдов около 30 миллионов. Почти 50 процентов проживают в Турции. В начале 80-х годов прошлого века на территории Турции была создана Рабочая Партия Курдистана (признанная, кстати, большинством государств террористической организацией), которая по сей день продолжает борьбу с правительством Турции за свои права и автономность. Турция периодически шла на уступки и в последнее время вела вполне про-курдскую политику. Но одно тянет за собой другое и в драке всегда сложно найти кто начал. То ли курды совершили очередной теракт, то ли турки оставили свою лояльность. Факт один – более чем полтора века турки и курды убивают друг друга! Не пора ли остановиться в этой беспощадной и бессмысленной войне!
И если хоть один человек после прочтения этой статьи задумается о том, что все люди братья, если хоть один человек, после этой статьи пойдет и прочтет хотя бы маленький кусочек из Рисале и Нур, значит я писала не зря.
В январе этого года вышел художественный фильм о жизни этого великого человека: "Hür adam Said Nursi" (свободный человек Саид Нурси). Пока он еще не переведен на русский язык. Он интересен не только с точки зрения изучения биографии Бадиуззамана, но и для того, чтобы увидеть и понять историю того не простого для Турции времени.