Состоявшийся 6-7 октября 2011 года визит президента Франции Николя Саркози в Закавказье, как и ожидалось, вызвал большой интерес политологов и мировых СМИ и получил неоднозначную оценку в ряде стран региона.
На фоне общей активизации внешнеполитической деятельности Франции в Европе и арабском мире посещение ее президентом трех закавказских государств можно расценивать не только как очередной этап предвыборной президентской кампании, но и как попытку Н.Саркози сохранить за собой роль активного посредника в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, турецко-армянских и российско-грузинских отношений.
Не случайно, что первой страной Закавказья, которую посетил французский президент, была выбрана Армения. Как известно, накануне состоялся визит президента Армении Сержа Саргсяна в Париж, где стороны обсудили насущные вопросы двустороннего сотрудничества и региональную проблематику. Именно тогда Н.Саркози заявил, что с нетерпением ожидает своего ответного государственного визита в Армению, ибо такой формат поездки сам по себе свидетельствует об исключительно теплых отношениях между двумя странами. Следует заметить, что посещение президентом Франции Баку и Тбилиси было сравнительно кратким по времени и носило подчеркнуто рабочий характер.
В Ереване Н.Саркози обратился к турецкому руководству с предложением ратифицировать наконец-то армяно-турецкие соглашения о нормализации двусторонних отношений и признать факт геноцида армян в Османской империи в 1915 году. Вечером на пресс-конференции он повторил эти требования, пригрозив принять в противном случае закон, предусматривающий наказание за отрицание геноцида армян, чем вызвал в Анкаре бурю негодования. Похоже на то, что свой визит в Армению Саркози использовал в качестве трибуны, где от имени стран Евросоюза еще раз напомнил турецким властям, что им предстоит сделать значительно больше в плане демократизации страны и нормализации отношений с соседями, чтобы заслужить право полноправного членства в ЕС.
С.Саргсян предложил Франции и другим странам ЕС поддержать идею налаживания торгово-экономического, культурного и другого сотрудничества с НКР, не дожидаясь, ее официального признания. В какой-то степени армянская сторона опирается на опыт признания в странах ЕС Палестинской национальной администрации. Похоже на то, что Франция не возражает против таких подходов и в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ будет продвигать это предложение.
Обсуждались и вопросы торгово-экономического характера, в частности, перспективы франко-армянского сотрудничества в модернизации АЭС, хотя поставщиком энергоблока уже выступает Россия. Действующая АЭС нуждается в усилении мер защиты и обеспечивает лишь 40 процентов потребностей Армении в электроэнергии. Армения планирует строительство нового блока АЭС мощностью около 1.000 мегаватт с реактором российского производства и европейским сертификатом безопасности. Стоимость проекта оценивается до 6 миллиардов долларов США. В заключение визита было подписано соглашение о франко-армянском двустороннем сотрудничестве.
В Баку президент Франции провел переговоры с И.Алиевым, где подчеркнул неприемлемость силового решения нагорно-карабахской проблемы, вручил его жене орден Почетного легиона в связи пожертвованиями в фонды Лувра и Страсбургского собора и принял участие в церемонии закладки Французского лицея. Проводя параллели с визитом главы Франции в Армению, одно из изданий пишет, что "в Ереване Саркози провел почти сутки, посетив мемориал геноцида армян и сделав громкие заявления о необходимости признания Турцией геноцида. В Баку же он не нашел времени, чтобы посетить Аллею шахидов (жертв войны за Нагорный Карабах)".
В Тбилиси Николя Саркози также находился всего лишь несколько часов, провел переговоры с М.Саакашвили, после чего выступил с рядом заявлений. В частности, он назвал Грузию «европейской страной» и призвал Грузию и Россию к возобновлению диалога, а также напомнил России о невыполненных обязательствах, которые РФ, якобы, взяла на себя, подписав в августе 2008 года соглашение о прекращении огня при посредничестве Саркози. Независимые политологи заострили внимание на том, что Саркози ни разу не употребил словосочетание «оккупация Абхазии и Южной Осетии», подчеркнув, что Россия является стратегическим партнером Франции и должна стать им и для Грузии, а также дал понять, что Париж ничего не гарантирует Тбилиси в упомянутых интеграционных процессах.
Визит президента Франции Николя Саркози в страны Южного Кавказа вызвал в регионе неоднозначную реакцию. Вопреки анонсированному маршруту Ереван–Тбилиси–Баку, Саркози из армянской столицы направился в азербайджанскую, символизируя необходимость перехода от состояния войны к налаживанию связей. Другая странность вояжа покоробила Баку и – меньше – Тбилиси: Еревану он уделил почти сутки, а им – по несколько часов. Особенно уязвленным себя ощутил Баку, добросовестно исполняющий транзитные функции для стран ЕС и не услышавший что-то обнадеживающее для себя по карабахскому вопросу. "Европа ценит Азербайджан, его энергополитику, но в регионе важен мир, вопросы должны решаться без силовых действий" – таков посыл Саркози. Схема «нефть и газ в обмен на Нагорный Карабах» была отклонена. На этом фоне заявление Саркози о том, что никто лучше Франции не знает, что такое для Армении Карабах, перестало носить реверансный характер. И ряд бакинских аналитиков выразили сомнение в нейтралитете Франции в Минской группе ОБСЕ, курирующей армяно-азербайджанские переговоры.
Подобная «разносторонность» в трех столицах действительно была бы странной, если б не два фактора. Первый – Саркози играет на повышение акций Франции на мировой арене, и только Ливией его амбиции не ограничиваются. Второе – президентские выборы, до которых остается около полугода и в которых сегодня он не выглядит безусловным фаворитом. В поездке его сопровождала внушительная группа журналистов – заявления президента, звучавшие в Закавказье, были рассчитаны и на свою аудиторию.
В Ереване он, во-первых, попытался перетянуть на свою сторону полумиллионную армянскую диаспору Франции. Во-вторых, атакой на Анкару Саркози сыграл на французских правых и центристах, не приемлющих идею возможного присутствия Турции в ЕС. В-третьих, дал понять самому Еревану, что Франция может помочь ему выйти из изоляции в регионе и ориентироваться стоит не только на Москву. В свою очередь, Парижу, который не прочь усилить влияние на Южном Кавказе, лояльность Армении, при ориентации Грузии, главным образом, на США, а Азербайджана – на Турцию, не будет лишней.
В Азербайджане, куда иные мировые лидеры приезжают в роли просителя энергоресурсов и в поисках расположения Ильхама Алиева, заявления о недопущении силового решения карабахской проблемы стали предупреждением Баку не только от президента Франции, но и от одного из лидеров Евросоюза.
В целом, вояж французского президента в Закавказье и его заявления в ходе визита не вносят каких-либо существенных корректив в баланс сложившихся здесь политических сил и торгово-экономических интересов. Налицо лишь стремление Франции играть более активную роль на международной арене и в этом регионе и, в какой-то мере, ограничить внешнюю экспансию своего конкурента – Турции. Франция и ее партнеры по ЕС всячески стремятся не допустить реанимации Османской империи в новых исторических условиях. Вряд ли визит Н.Саркози может как-то существенно затронуть национальные интересы других стран, за исключением, пожалуй, Турции и Азербайджана. Объективно, Франция играет позитивную роль в регионе. В конечном итоге, мирное решение карабахской проблемы отвечает интересам всех стран региона, а нормализацию турецко-армянских отношений и вывод Армении и НКР из торгово-экономической блокады можно только приветствовать.
Станислав Михайлович Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН), кандидат исторических наук, специально для интернет-журнала "Курдистан.ру".