Станислав Григорьев – удивительный человек и ученый.
Его карьера в науке чем-то неуловимо напоминает голливудскую авантюристскую эпопею про Индиану Джонса, только в нашем случае все более серьезно и приближенно к реалиям современного мира.
Григорьев работал на Ближнем Востоке (в Ираке) и в Германии.
Корреспондент "МК-Урал" встретился с одним из первых исследователей Зюраткульского геоглифа и поговорил о, так сказать, перспективах данного открытия. Впрочем, и еще о многом, в том числе об издании уникального фотоальбома, посвященного одной из самых закрытых религий в мире – езидизму.
Об археологии в геополитике
- Здравствуйте, Станислав Аркадьевич. Знаю, что вы непосредственно участвовали в выпуске уникального, единственного на сегодняшний день издания – альбома "Святой Лалыш" - посвященного культовым местам езидов. Как возник такой опыт в вашей биографии?
- Очень просто. По приглашению правительства Иракского Курдистана мы два сезона в 2006 - 2007 годах отработали на их территории в качестве приглашенных специалистов-археологов.
- Там же в это время стояли американские войска. Как вы прорвались через границу?
- Приглашали нас с коллегой чиновники из правительства курдов на севере Ирака. Кстати, забавный момент: если в 2006 году все прошло более-менее гладко с оформлением документов, то в 2007 году правительство в Багдаде нам визы уже просто не выдало.
- Но вы все равно побывали в Ираке?
- Да, как мы шутили в тот момент, добирались караванными тропами. Самолетом в Иорданию, а оттуда уже прямой самолет в Эрбиль, столицу Иракского Курдистана. И уже там местные пограничники нам просто проштамповали визы, так мы и оказались во второй раз на этой древней земле.
- А общались как?
- Через переводчика. Надо сказать, у нас был великолепный переводчик – Дмитрий Пирбари, он, пожалуй, лучший на сегодняшний день знаток езидизма в мире, великолепно разбирающийся в ситуации на Ближнем Востоке.
- Прямо-таки лучший в мире?
- Да, без иронии, лучший, плюс он еще священник высшей касты езидизма, плюс человек, который владеет каноническим арабским языком, он его знает лучше, чем сами арабы, которые общаются между собой на множестве диалектов. Знает также фарси (персидский), изъясняется на трех диалектах курдского языка, немного по-немецки, владеет английским. В общем, умница, уникум и прекрасный товарищ.
- Из бывших советских людей?
- Вообще, если знать историю курдского народа, то известно, что многие курды после столкновений с турецким правительством в XIX – XX вв. бежали на территорию Российской империи, а потом СССР, через Закавказье. Предки Дмитрия в этом смысле не исключение. И сам он до сих пор считает себя советским человеком, над рабочим столом у него флаг СССР, а на столе - бюст Сталина. Я считаю, что сразу же после развала Союза у правительства России был уникальный шанс воспользоваться тем, что многие из курдской элиты или воспитывались в СССР, или, по крайней мере, понимали русский язык. И когда они вернулись в Ирак, на землю собственно Курдистана, за которую сражались веками, а последний в этом смысле свирепый гонитель курдов был Саддам Хусейн, можно было воспользоваться нашими связями. Тем, что курдской элите было легче и логичнее общаться с Кремлем, нежели, например, с Вашингтоном. Тогда этого не произошло, а сейчас, конечно же, наше место уже заняли американцы.
- Станислав Аркадьевич, вы объясните, пожалуйста, кто такие езиды. Почему они связаны с курдами?
- Езиды являются этноконфессиональной группой курдов, все традиции и культура которых основаны на религии – езидизме. При этом езидом ни один человек не может стать, им можно только родиться. Браки вне этой группы, то есть с иноверцами, запрещены, моментально теряется статус езида. Езидизм в широком смысле слова это домусульманские верования Ближнего Востока, после прихода ислама в этот регион езидизм и его последователи выдержали тяжелую многовековую борьбу за существование.
- Езиды - закрытая группа от внешнего мира?
- Абсолютно и полностью закрытая в том смысле, что в езидизм нельзя вступить. А так, разумеется, езиды живут и работают, как и все другие члены общества.
- Почему вас единственного из европейцев допустили в святая святых этой религии – храмовый комплекс, – где вы смогли не только сделать шикарные снимки, но и затем, уже в России, издать роскошный альбом, не имеющий аналогов в мире. Как это получилось?
- Видимо, доверяли нам (улыбается)… Вообще, конечно же, опыт издания этого альбома был бесценным. В том числе с точки зрения создания научно-популярных текстов, которые, как я для себя выяснил, безумно сложно писать. С одной стороны, ты должен дать всю фактуру, чтобы к ней не было претензий со стороны твоих коллег по научному миру, с другой – надо написать так, чтобы было интересно и понятно человеку без специального образования. Кстати, позднее так же я и мои коллеги мучились при создании альбома, посвященного мегалитам острова Веры.
- Станислав Аркадьевич, а ваш труд оценили те, кто вас допустил в Лалыш? Какая реакция была?
- Думаю, да, и оценили положительно. Заказы на альбом приходили со всего мира, даже из Австралии. Дело в том, что езиды как этнос рассеяны по всей планете, их небольшие группы присутствуют во многих странах.
- И в России?
- И в России в том числе, еще с тех, советских времен. И даже в Челябинске существует сильная община езидов. Я считаю, что выпустив в свет этот альбом, мы смогли пройти по краю огромных проблем на Ближнем Востоке, никого при этом не задев, не вызвав ненужных склок и обид.
Что будет с геоглифом
- Наверное, вернемся, как водится, к нашим баранам. А что с геоглифом на Зюраткуле? ("МК-Урал" писал об этом в номере № 37.)
- А что с ним?! Все нормально, несмотря на появившиеся кое-где скептические публикации, геоглиф на Зюраткуле существует, и это, в принципе, доказала наша разведочная вылазка на место в сентябре нынешнего года. Есть археологический отчет по итогам разведки, на 2012 год будем заказывать в Институте археологии России открытый лист на проведение планомерных раскопок.
- То есть вы с Николаем Меньшениным по-прежнему настаиваете на том, что на Южном Урале в промежутке между VI – II тысячелетием до новой эры был создан огромный рукотворный объект – геоглиф? И не собираетесь отказываться от этой точки зрения?
- От чего мы должны отказываться?! Результаты наших исследований зафиксированы в документе – отчете, который немного позднее будет отправлен в Москву. А все эти инсинуации в газетах – ну, что ж, пусть пишут что хотят. Кстати, существует предварительная договоренность с министром образования и науки и министром культуры Челябинской области о выезде на место, для того чтобы они сами смогли убедиться в нашей правоте, а также и для того чтобы оценить туристический, возможно, образовательный потенциал этого уникального объекта.
- Внимательно прочитал ваш отчет о проделанной работе на геоглифе. В двух словах можно охарактеризовать, что было выявлено?
- Любопытные вещи повылазили. Начнем с того, что при строительстве объекта сначала подрезалась погребенка (погребенная почва, то есть та поверхность, на которой стояли строители геоглифа. – Авт.) сантиметров на 50 в сторону от границ объекта. Затем выкапывались внутри снятого грунта либо ямки, либо траншеи. Грунт, кстати, сбрасывался внутрь конструкции, чтобы меньше затем было носить мелких камней для забутовки. Такие вот детали. И после этого говорить, что этот объект естественного происхождения, разумеется, не приходится. Все это, повторюсь, было зафиксировано согласно методике археологических исследований.
- Вы говорили, а мы писали, что нужны комплексные исследования на будущий год. Как вы их видите?
- На будущий год, если появятся деньги, планируем вскрыть на геоглифе большую площадь, скажем, метров 500 квадратных. Может быть, пойдет датирующий материал… Хотя вряд ли. Это общая проблема во всей мировой археологии – датировка таких крупных объектов.
- Простите, а что будет в таком случае датирующим материалом?
- Остатки каких-либо деревянных конструкций, например, или, скажем, керамика, по которой можно с точностью продатировать время создания объекта. Но датирующий материал может и не появиться, объект-то ведь культовый, это не поселение и не курган, где обязательно встречаются какие-либо вещи.
- Хорошо, Станислав Аркадьевич, а откуда все-таки возникла такая широкая датировка создания геоглифа – в пределах четырех тысяч лет? Какие были для этого основания?
- Так как никаких естественнонаучных методов мы в этом году на геоглифе просто не применяли, исходили только из того, что можно продатировать на глазок. А исходили мы, в частности, из того, что на момент создания конструкции лося на Зюраткуле там слой почвы был 10 сантиметров. А сейчас – 40 - 50 см. А почва, как известно, начала образовываться в горах Зюраткуля после таяния ледника. Скорость таяния, кстати, тоже везде разная. Поэтому в широком смысле по дате геоглиф мог быть создан от неолита до раннего железного века. Скорее это даже неолит - энеолит, то есть от восьми до пяти тысяч лет назад.
- Станислав Аркадьевич, не дает покоя вопрос: а зачем, собственно, людям, обитавшим здесь тысячелетия назад, понадобилось строительство геоглифа? С огромными трудозатратами, видимо, путем напряжения всех сил племени. Зачем?
- Боюсь, что на этот вопрос мы никогда не получим ответа. Можно только предполагать.
- Давайте предполагать.
- Любой культовый объект является способом общения с богами, с высшими силами. Это, прежде всего, некое им сообщение. Что хотели сказать они этим – решить сложно. Но мы думаем, что лось являлся основной пищей того времени.
- То есть неолит – энеолит?
- Да. Но знать точно, повторюсь, о целях создания этого объекта мы никогда не будем. Может быть, подчеркиваю предположение, создание такого рода культовых объектов они рассматривали как вопрос выживания, как вопрос помощи неба в своей повседневной жизни.
- А как вы планируете раскапывать геоглиф в 2012 году?
- Хороший вопрос! Необходимо создание плана как по раскопкам этого уникального объекта (в предыдущем материале мы писали о том, что Зюраткульский геоглиф является первым, по данным ученых, подобного рода известным объектом на территории Евразии. – Авт.), так и по дальнейшей его музеефикации. Вскрывать всю площадь объекта, разрушая его при этом, конечно же, не имеет никакого смысла. Геофизическими методами мы надеемся выявить какие-то особые площадки на объекте, там, например, где почва более утрамбована. После раскопок в выявленных местах на них создаются расчищенные площадки для осмотра туристами, а сами контуры не раскопанного (и не уничтоженного!) объекта, возможно, будут дополнительно прочерчены, скажем, какой-нибудь подсыпкой. Или накрыты сеткой, чтобы с вершины Зюраткуля туристы смогли оценить вид самого геоглифа в момент его создания.
- Смело и красиво!
- Будем работать.