Курдский вопрос и позиции политических партий в отношении конфликта становится с каждым днем все более запутанными и сложными.
Это Рабочая партия Курдистана убила мирный процесс, вдруг увеличив насилие? Или это значит, что правительство блокирует мирный процесс, не предприняв смелых шагов, необходимых для достижения реального прогресса? Как это бывает во всех долго, упорных сражениях и спорах, на эти вопросы нет простых ответов.
В этой статье, однако, я хочу рассмотреть на нечто более глубокое: психологические составляющие многих курдов в Турции, которые создают народную поддержку РПК. Этот психологический фактор также создает одно из самых больших препятствий в мирном процессе. Я думаю, это вопрос о надежности турецкого государства в глазах курдов.
Я много думал над этим, и внезапно это снова пришло мне в голову, когда я читал длинное письмо, написанное лидером РПК Муратом Карайыланом Ахмету Алтану, главному редактору газеты "Тараф". Карайылан, в середине своего письма говорит: "На каждом этапе истории, обман курдского народа турецким государством практически стал судьбой. Так что, разве не очень интересно то, что я слышал от стариков моей деревни, когда я был еще очень молод? “Dewlet be ker be jî xwe lê meké ” ("Не иди к государству, даже если ты осел"). Мы также никогда не забудем слова Сейида Ризы, лидера восстания в Дерсиме, последнего курдского восстания до нашего времени (в 1937-38 гг. – ред.): "Я не мог совладать с вашим обманом - так пусть это будет уроком для меня, и я не встал на колени перед вами, так пусть это будет уроком вам. "Эти слова легли в заключение, следующее из жизненного опыта, так как государство постоянно обманывало курдов".
Карайылан пытается объяснить, почему РПК не хочет сложить оружие. Честно говоря, я не думаю, что это единственная причина, по которой РПК противится разоружению. Есть совсем другие причины. Ястребы в РПК питаются всеми этими конфликтами.
Я думаю, что заявление Карайылана гораздо важнее для объяснения народной поддержки РПК. Курды не верят турецкому государству, и это недоверие имеет долгую историю в Турции. С момента создания Турецкой Республики, курдские требования не принимались во внимание и курды только тогда обращали на себя внимание, когда они восставали, и все их восстания подавлялись самым кровавым образом.
Посмотрите на последние три десятилетия в Турции. Курдские деревни были сожжены. Их дети были похищены и убиты. Их близкие пропали без вести. Тысячи и тысячи курдов были замучены. Видимо ли мы теперь, что государство обращается к прошлому открыто и честно? Можем ли мы утверждать, что оно извиняется перед гражданами за все эти ужасные вещи? У меня нет ни малейшего подозрения в доброй воле этого правительства в отношении решения курдского вопроса, и я приветствовал все позитивные шаги, которые они предприняли. Однако я не думаю, чтобы это правительство когда-либо оценило серьезность этой проблемы доверия. Карайылан ссылается на это коллективное подсознание курдского народа Турции, который всегда считал, что подвергается насилию и обману. Если правительство не сделает что-то с этим коллективное подсознанием, никогда не будет базового доверия к государству, которое является важнейшей основой любого мирного процесса в любой стране. Из-за этого коллективного подсознательного, РПК, никогда не потеряет полностью поддержку со стороны курдского народа, независимо от того, какие ужасные вещи они делают.
Итак, что мы в основном должны изменить это отношение между государством и курдами в Турции? Первым шагом могло бы быть честное, открытое извинение перед всеми курдами за все ужасные вещи, от которых они пострадали. За этими извинениями должно последовать правосудие, при котором преступников осудят за их настоящие преступления: уничтожение деревень, похищения, пытки и другие бесконечные преступления, которые они совершили. Без исцеления этих ран, мы всегда будем склонны к разрушению мирного процесса в Турции.