Позорное окончание натовской войны в Ливии, окончательно погружающее эту страну в средневековье, лишь усугубляет сгущающийся мрак международных отношений, неуклонно деградирующих после крушения СССР, который, хоть в какой-то мере, часто в ущерб своим национальным интересам, выступал как сдерживающая сила империалистическим устремлениям и действиям Запада. Власть развращает, абсолютная власть – абсолютно. Это видно по нынешним действиям НАТО, которые, как "зайцев" в тире, расстреливали войска Каддафи, а затем и мирных жителей своевременно не сдававшихся ливийских городов. Если враг не сдается, его уничтожают. Дэвид Кэмерон был подавлен в первые часы, комментируя зверское убийство толпой Каддафи, пробормотал, что тот и сам был не лучше...
Ливийский прыжок в будущее не удался
Процветавшая Ливия, пытавшаяся провести модернизацию и войти в число экономически развитых стран, имевшая средства приобретать оружие и воображавшая себя субъектом мировой политики, лежит в руинах. Полковник Каддафи пытался найти свой путь в современность. Это было опасно. Побочным продуктом модернизации является приобретение ядерного и другого оружия. Сейчас в Ливии разрушена промышленная и транспортная инфраструктура, уничтожена взращивавшаяся десятилетия интеллигенция, образование и наука, медицина, уничтожена национальная элита. Остро стоит вопрос о выживании, о воде и хлебе насущном. Страна отдана на разграбление толпе. Воцарилась охлократия. Бунт, бессмысленный и беспощадный, правит бал, а НАТО умывает руки, ее войска прекращают свою миссию, удаляются, оставляя в Ливийской пустыне клубок змей кусать и жалить друг друга.
В Ливии были семена гнева, власть злоупотребляла. А где их нет? И семян гнева, и злоупотреблений властью? Разве недавно эти же семена не дали о себе знать в Париже, Лондоне, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско? А что, если не бунт против злоупотреблений властью, происходит сейчас в Греции? Сегодня Збигнев Бзежинский предупреждает о грядущих городских бунтах в США, где все большая доля населения не способна себя прокормить: для нее реальность те же продуктовые талоны, что были при Саддаме в Ираке. И это в Америке, где и климат, и ресурсы, и соотношение между численностью населения и обжитой территорией, - все много лучше и обильнее, чем в Северной Африке.
Сейчас нет ни одного благоприятного прогноза не то, что для Ливии, но даже для Туниса и Египта, стран, которые еще вчера считались сравнительно развитыми и способными преодолеть порог модернизации, стать экономически на равных с лидерами. Что их ждет дальше? Деградация. На Олимпе всем места нет.
Мировое сообщество опять ни причем
Общество осуждает заведомое оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению. Но такое поведение в отношении страны – это более тяжелое преступление. Если вы разрушили страну, то создайте международные условия для ее восстановления, чтобы там были условия не хуже, чем при Каддафи, чтобы там, по крайней мере, утвердился порядок. Если вы действовали по резолюции ООН, так продолжайте, верните цивилизацитю на землю Ливии.
Звучит рационально, но это – утопия. Что не получилось у США (в Ираке), заведомо не получится у Франции и Англии (в Ливии), хотя бы потому, что им не получить мандат, как его они не дали США. Мы знаем, чем закончились планы долговременной оккупации Ирака ради укоренения там демократии западного типа. Провались. Потери гражданского населения в поствоенный период в Ираке многократно превысили потери в период боевых действий по свержению режима Саддама Хусейна. Никто не вспоминает Бремера, которому не достались лавры Ленина и Троцкого. Его штаб не с того перрона отправили.
Это не удивительно. Если бы не было сталинского СССР с его идеей мирового соцлагеря, была бы брошена на произвол судьбы и Германия, разрушенная до основания: немцы должны были копаться в мусорках, пахать на бабах, долгие годы расплачиваться за ужас, который они вызвали. (Не может быть, чтобы немецкие канцлеры забыли это.) Япония бы тоже до сих пор питалась одним рисом по нормам токугавского периода: полкило на человека в день. Американцы собирались сделать это, покинув разрушенную в пыль Европу, но в Европу их вернул Черчиль, испугавший Трумена готовыми к прыжку Советами, а в радиоактивную Японию – Мао Дзедун, создавший коммунистический Китай. Сейчас коммунистической альтернативы нет. И вообще нет альтернативы.
Будет ли Запад – "друг Ливии" – нести ответственность за эту страну, которую он подтолкнул в пропасть катастрофических потрясений? Реально нет, во всем виноват несговорчивый Каддафи: его предупреждали – сдавайся. Только перед историей придется ответить, но это еще никого не останавливало.
Черед Сирии?
Сейчас тот же сценарий – разрушения государственности, ставящей перед собой цели модернизации, – продавливают в Сирии, поддерживаемые извне силы добиваются свержения правящего режима, реальной альтернативы которому нет. Вопреки всем международным договоренностям восставшие не только получают материальную поддержку, но и фактически уже получили международное признание, хотя никто не называет имен, представляющих это движение. Но тогда еще искали повод – ядерное или биологическое оружие, сейчас это уже лишнее. В Сирии пытаются повторить иракский сценарий, организовав оппозицию, которой, естественно, обещают все, но этот сценарий в Ираке закончился провалом, поскольку он изначально был обречен, потому что никто тогда, как и сейчас, ни в Вашингтоне, ни в Дохе не собирается удовлетворять законные интересы оппозиции (например, предоставления сирийским курдам равных прав и автономии), там лишь добиваются смены режима. Новый режим будет в лучшем случае зеркальной, но суннитской, или даже хуже радикально исламской, копией нынешнего режима.
Перспектива
Тем не менее, у нынешней тенденции есть тупиковый, непрогрессисткий вариант этно-цивилизационного развития. Ближний Восток обладает колоссальными ресурсами, поэтому он может, и даже может показаться, что сам "завоевал" себе эту возможность, а на деле обречен Западом на то, чтобы создать уникальную (непроизводящую и непроизводительную) цивилизацию с собственными вневременными, неактуальными, а историческими консервативно-исламскими ценностями, абсолютно чуждую тому, что есть в Европе, Америке, Азии. Это и будет (второй или третий) исламский (т.е. принципиально отличный, незападный) мир. Это можно допустить, жестко изолировав его в собственных пределах, чтобы он не мог негативно влиять на Запад, выбрасывая туда толпы мигрантов и сети террористов. Кстати, Европа последние десятилетия разрабатывавшая планы интеграции Северной Африки в свое пространство, собственными руками (пушками и бомбами) вырыла ров, отделивший практически навсегда исламский мир от европейского (возможно тоже тупикового).
Внешне ислам даже победил (можно палить в воздух), но на деле Запад нашел вариант, как законсервировать ближневосточный мир, оставив его в лоне самостийности и самодостаточности строить жизнь на базе патриархальных исламских ценностей, на которых капитализм с его технологиями, как известно, не построишь, да и оружия (не у тех) не купишь. В Вашингтоне считают, что и не надо: что положено быку, не положено Юпитеру.