На Армянском нагорье произошла новая беда – землетрясение. Несмотря на то, что наше Нагорье находится в сейсмоопасной зоне, и землетрясения здесь довольно часты, они не всегда становятся причиной для трагедий. На этот раз, к сожалению, произошедшее в окрестностях города Ван землетрясение повлекло за собой многочисленные жертвы. Какова окончательная цифра погибших, еще не известно, но уже понятно, что речь идет о сотнях, если не тысячах жертвах стихии. Однако если с количеством жертв еще можно будет определиться, то к политике Турции по отношению к пострадавшему региону возникают вопросы.
Тема политики Анкары по отношению к населенной курдами территории оставшейся в плену Армении требует более углубленного изучения, но речь сейчас не об этом. Турция отказалась от помощи не только Армении. Она не позволила прилететь в пострадавший регион также спасателям России, Израиля, США и еще около десятка государств. Точнее будет сказать, что принимать участие в спасательных работах Анкара позволила лишь Азербайджану. Почему Анкара приняла такое решение? Откуда такая избирательность в выборе спасателей?
Можно было бы подумать, что землетрясение 23 октября 2011 года незначительно по масштабам и не требует массовых спасательных работ. Но, это не так. Погибли сотни людей, обрушилось огромное количество жилых домов и административных зданий, сотни людей все еще находятся под завалами. В высокогорном Ване по ночам наблюдается заморозки, и оставшиеся под завалами и не дождавшиеся помощи люди уже умирают от переохлаждения. То есть, Турция, а еще больше – пострадавшие люди, нуждаются в неотложной помощи. Но Анкара отказывает собственным гражданам в праве на жизнь.
Причин подобного поведения Анкары может быть несколько, но главными из них, как представляются, являются две: а) Турция не желает общения местного населения с прибывшими из-за рубежа спасателями и журналистами и б) гибель населяющих провинцию курдов не воспринимается Анкарой как трагедия.
Обе эти причины имеют право на жизнь, так как обе они исходят из проводимой десятилетиями по отношению к курдам политики Турции. Населенные курдами юго-восточные провинции Турции являются наглядным пособием по результатам дискриминации национального меньшинства государства. Экономика там находится в зачаточном состоянии, а социальные условия курдов – ужасными. Это не Стамбул и не курортные зоны турецкого Средиземноморья, здесь царят полицейский произвол, нищета и ничем не ограниченная феодальная власть турецких чиновников. Юго-восток Турции – иллюстрация для учебников по Средним векам.
Естественно, что курдов не устраивает пребывание на положении третьесортных граждан Турции. Вообще, государство, третирующее собственное население или его часть, должно понимать, что оно рано или поздно столкнется с организованным сопротивлением и движением за свободу. И курды в этом плане не стали исключением. Начиная с двадцатых годов прошлого столетия, Турцию перманентно сотрясают курдские восстания разной интенсивности и с разным количеством жертв. Однако если до сих пор центральному правительству удавалось подавлять эти восстания, то ныне у Турции уже нет такой уверенности. На то есть множество причин, в том числе наличие фактически независимого Курдистана в соседнем Ираке, но главным препятствием для карательной машины Турции является информационная интернационализация конфликта.
Таким образом, прибытие больших групп сопровождаемых журналистами спасателей из разных стран в населенную курдами зону бедствия пугает Турцию не меньше, чем повстанческие отряды курдов. Преступник, как правило, старается замести следы своих преступлений, и Турция в этом смысле не является исключением. Достаточно напомнить, как яростно нынешняя Турция отрицает преступление Геноцида Армян в 1894-1923 годах.
Тем не менее, под влиянием неотразимых аргументов и широкого распространения по миру информации о преступлениях Турции, позиции Анкары слабеют и рушатся. И речь идет не только о Геноциде армян, но и о продолжающемся десятилетиями уничтожении курдского населения Турции.
Вторая причина, по которой Турция отказывается от помощи иностранных спасателей, заключается в том, что гибель населяющих зону бедствия курдов не воспринимается Анкарой как трагедия. Более того, турки в большинстве своем злорадствуют по поводу постигшей курдов трагедии. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно в эти дни зайти на турецкие сайты, блоги и форумы. "Это Аллах послал наказание курдам", "Пусть все отправляются в ад", "Поздравляем с землетрясением! Желаем повторения", "Мы просим Всевышнего, чтобы земля в Хаккари провалилась вместе со всеми курдами", - турецкое интернет-пространство пестрит подобными "поздравлениями" и "пожеланиями".
Все эти записи полностью отражают настроения турецкого политического истеблишмента. Будь это не так, ведущая турецкого телеканала ХабарТюрк не заявила бы в прямом эфире новостей: "Невзирая на то, что землетрясение произошло в Ване, оно взволновало турецкий народ". Как тут не вспомнить массовые празднества закавказских турок после катастрофичного армянского землетрясения в Шираке и Лори.
Курдские общественные и политические деятели бьют тревогу: люди гибнут не дождавшись помощи. Так, председатель курдской Партии мира и демократии в Эрдише в прямом эфире телеканала РОЖ ТВ рассказал ужасающие подробности с места трагедии: "Правительство не помогает людям с продовольствием, и многие просто не могут достать куска хлеба", "Пострадавшим и раненым не оказывается своевременная помощь", "У людей нет доступа к машинам скорой помощи". С подобными заявлениями выступили представители Красного креста, видные курдские шейхи.
Количество жертв среди курдов растет с каждым часом. Под завалами все еще слышны стоны раненых, взывающих о помощи людей. А люди, готовые и умеющие профессионально оказывать помощь, на территорию зоны бедствия не допускаются. Несмотря даже на то, что правительство Турции "взволновало" известие о землетрясении.