Сайт "Новости Армении" приводит статью Джуди Демпси, опубликованную в "The New York Times", с некоторыми сокращениями:
Когда бойцы из объявленной вне закона Курдской рабочей партии убили 24 турецких солдат в восточной провинции Хаккари, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган немедленно приказал 10 тыс. солдат проникнуть в Ирак и найти боевиков. "Это – операция с целью получить результат", – сказал Эрдоган.
Возрождение группы, известной как КРП, кроме того, что спровоцировало одну из крупнейших наземных операций против курдских боевиков в последние годы, также показало трудности, с которыми Анкара сталкивается сейчас в корректировке внешней политики, которая была основана на амбициозной стратегии "ноль проблем" в регионе.
"Стратегия "ноль проблем" на практике означала иметь дело с авторитарными режимами. Так что, когда наступила Арабская весна, она выявила фундаментальные недостатки этой политики, – заявил Синан Ульген, председатель Центра по экономическим и внешнеполитическим исследованиям независимой исследовательской группы в Стамбуле.
"Политика "ноль проблем" была чрезмерно оптимистичной, почти наивной в том, что сложные проблемы можно решить легко", – добавил Ульген.
Турция, возможно, теперь расплачивается за свою запоздалую защиту прав человека в регионе, особенно в Сирии и Иране. Анкара возбуждена предположениями, что эти страны могут стоять за атаками КРП.
На практике эта политика означала отход от традиционной надежды Турции на Соединенные Штаты и от тесных военных связей с Израилем к стратегии на региональной основе, направленной на то, чтобы Турция стала главным игроком в регионе.
В качестве первого шага Анкара улучшила связи с сирийским режимом. Права человека не играли никакой роли между Дамаском и Анкарой, хотя Анкара использовала этот аргумент для поддержки прав палестинцев.
Ничего не вышло с инициативой по посредничеству между Израилем и Сирией в отношении Голанских высот. Причиной отсутствия успеха были бомбардировки Израилем Сектора Газа в 2008–2009 гг., которые разозлили турецкую общественность, а также чрезмерная самоуверенность Анкары в своих дипломатических увертюрах.
Также были попытки достичь путем ведения переговоров решения для иранской ядерной программы, которая вызывает беспокойство особенно у США.
Опять же Анкара обратила мало внимания на подавление иранской оппозиции, к большому разочарованию движений гражданского общества в регионе. Это, по мнению аналитиков, пошатнуло полномочия внешней политики Турции. Ее иранская инициатива оказалась безуспешной в дипломатическом отношении.
Что же касается попыток Турции нормализовать отношения с соседней Арменией, с которой дипломатические отношения были разорваны в 1992 г., политика "ноль проблем" не оправдала ожиданий.
После секретных переговоров в Швейцарии в 2009 г. был подписан протокол с надеждой на восстановление дипломатических отношений и открытие границ.
Оттепель быстро закончилась. Азербайджан, который традиционно имел очень тесные связи с Турцией, с самого начала был подозрителен в отношении какого-либо прорыва. Азербайджанские власти опасались потерять рычаги воздействия на Армению, если восстановление дипломатических отношений между Арменией и Турцией не будет связано с разрешением конфликта в Нагорном Карабахе.
С 1994 г. Нагорный Карабах контролируется Арменией. Этническое азербайджанское население покинуло анклав, а этнические армяне бежали из Азербайджана.
В результате предусловий Азербайджана переговоры зашли в тупик. Вместо того, чтобы попытаться сохранить импульс – даже с риском ухудшения отношений с Азербайджаном, Эрдоган отступил.
"Турция должна продолжать сосредоточивать внимание на армянском вопросе, ведь Армения, в конце концов, находится в непосредственной близости, а не расширять свою внешнюю политику", – сказал Ричард Киракосян, директор независимого Центра региональных исследований в Ереване (Армения).
"Турция не оказалась способной решить конфликт с Арменией, – сказал Том де Ваал, специалист по Кавказу в Фонде Карнеги за международный мир в Вашингтоне. – Турция захотела бежать, прежде чем она могла ходить".
Затем наступила Арабская весна.
Внезапно Турция поняла, что она подвергается серьезному риску того, что ее начнут избегать вновь возникающие демократические силы, потому что она уделяла так мало внимания правам человека в своей политике "ноль проблем". Она быстро переделала свою стратегию.
Турция была одной из первых стран, оказавшей помощь повстанцам Ливии, выделив 300 млн. долларов наличными, и она была одной из первых, кто призвал к отставке бывшего президента Египта Хосни Мубарака.
Изменение ее позиции в отношении Сирии и Ирана еще более радикально. Турция сегодня открыто критикует сирийский режим. Ее отношения с Ираном тоже напряжены, тем более что Анкара согласилась в прошлом месяце разместить часть американской системы ПРО на своей территории.
Если Турция продолжит проводить внешнюю политику, основанную на правах человека, она может завоевать уважение и поддержку в регионе. Однако, как говорят аналитики, никакая такая политика не может работать, если Турция исключит из нее курдов.