Предстоящий в конце года уход американских войск из Ирака дает о себе знать в росте напряженности в стране.
Суннитский фактор
Правительство Нури эль-Малики провело широкие аресты среди арабов-суннитов, бывших членов саддамовской партии БААС и бывших офицеров, подозреваемых в подготовке заговора против нынешнего политического режима в стране. Это вызвало широкие протесты в суннитских провинциях.
Правительство Малики – коалиционное. В нем участвуют все главные партии страны, в том числе и "Иракийя", представляющая в том числе и суннитов. "Иракийя" заявила, что будет внимательно следить за развитием событий.
Представители правительства Малики и ранее высказывали опасения, что баасисты попытаются вернуть себе власть после ухода американцев. На прошедшей неделе были арестованы более 300 человек, принадлежавших к группе, которая, по заявлению генерал-лейтенанта Хусейна Камаля, заместителя министра внутренних дел по разведке, действовала в провинциях Багдад, Наджаф, Нассирия, Васит, Ниневия, Дьяла, Киркук и Анбар. Силы министерства внутренних дел продолжают преследования лиц, имеющих, по их мнению, отношение к этому заговору. Это не первый всплеск антибаасистской кампании, последний всплеск был накануне выборов 2008 года, когда многие политики-сунниты получили "черные метки".
Многие сомневаются в том, что в стране возможен баасисткий переворот. Но, в то же время, нельзя не признать, что арабы-сунниты, не довольные утратой своих доминирующих позиций в Ираке, все еще не нашли для себя формы примирения с новым политическим режимом в стране. Очевидно, что их доля участия во власти будет в дальнейшем сокращаться, поскольку это определено не только политическими предпочтениями, которые проходят по водоразделу межэтнических и межконфессиональных границ, но и демографией, которая однозначно складывается в пользу шиитов. Трудно рассчитывать, что избиратели на выборах в парламент страны перестанут голосовать по этно-конфессиональному принципу. Что делать?
Курдский вариант
Выход из этого положения предложили курды. Он состоит в создании в Ираке федерации со сравнительно слабым центром, поскольку основные полномочия по управлению страной предлагается сосредоточить на уровне федеральных регионов. Курды идут по этому пути уже двадцать лет, поскольку они создали свое федеральное образование еще в 1991 году. За годы международной блокады саддамовского Ирака курдская автономия на севере Ирака благодаря международной поддержке: введению резолюцией СБ ООН №688 "зоны безопасности", а так же отчислениям от продажи иракской нефти по программе "Нефть в обмен на продовольствие", - укрепилась настолько, что со свержением режима Саддама Хусейна в 2003 году Иракский Курдистан сумел стать островком благополучия и развития в поверженном Ираке.
Курды выступают за федеративный Ирак, в котором основная власть будет в руках регионов, а в Багдаде будут сосредоточены представительские функции и функции по координации деятельности практически самостоятельных регионов. В этом случае Ирак выступал бы как некоторая ниша, в рамках и под защитой, прежде всего международно-правовой защитой, которой могли бы начать развитие фактически новые государственные образования. Это было и сейчас необходимо, поскольку ситуация на Ближнем Востоке такова, что нет другого пути оградить новые этнополитические общности от вмешательства извне.
В период подготовки и принятия Конституции Ирака (15 октября 2005 года) влияние курдов было достаточным, чтобы добиться включения в Конституцию статей, которые делают возможным осуществление предлагаемой ими модели политического устройства страны. Но эти положения предлагают формулу примирения не только курдов с Багдадом как федеративным центром и с другими частями Ирака, но Багдада с Курдистаном, по Конституции многое, что там существует де факто, должно получить правовое подтверждение и закрепление.
Реальность отношений со слишком сильным центром
Но на этом пути возникли существенные сложности и, по сути, идет пробуксовка. До сих пор не реализованы положения Конституции, предполагающие решение проблемы спорных районов (ст.140), что касается не только Курдистана, но и других районов страны. Не найдено решение по интеграции пешмерга (местной национальной гвардии) в структуру вооруженных сил Ирака, не решены вопросы, регулирующие освоение, эксплуатацию природных богатств и распределения доходов от них. Причем курдам противостоят не только шииты, но и сунниты, которые, казалось бы, должны быть заинтересованы в развитии федерализма.
Кстати, именно сунниты пытались блокировать принятие Конституции (2005), но не смогли обеспечить две трети голосов против Конституции в трех своих провинциях: в провинции Анбар против высказалось 97%, в Салах-эд-Дине – 81%, а в Ниневии, где реально проживает смешанное население – курды, арабы-сунниты и другие меньшинства, – "только" 55% были против. Этого протестного голосования не хватило, чтобы заблокировать принятие Конституции, но, как видно, подавляюще большинство арабов-суннитов (более 2/3) были против этой конституции. В дальнейшем постоянно возникала угроза, что шииты и сунниты могут придти к компромиссу за счет "курдских" статей Конституции. Возможно, что только личная нелюбовь и конкуренция Нури эль-Малики и Айяда эль-Аллави помешала им найти основу для централистского компромисса между их партиями в преддверии выборов 2008 года.
Естественно, что в сейчас, в преддверии ухода американских войск, которые были гарантами принятия Конституции и ее сохранения, курды обеспокоены. На прошлой неделе в Багдаде работала курдская делегация во главе с премьер-министром Бахрамом Ахметом Салихом. Она добивалась ответа на вопрос, когда же будут реализованы положения Конституции и Эрбильские договоренности (о разделе власти), которые обеспечили выход из конституционного кризиса после выборов 2008 года, когда правительство не могли сформировать десять месяцев. Эти договоренности касаются всех сторон: шиитов, курдов и суннитов, поскольку закрепляли компромисс, на базе которого было сформировано второе правительство Малики. Этот вопрос был адресован как премьер-министру, лидеру шитского блока, так и спикеру парламента Усаме Нуджаифи, который представляет (преимущественно суннитскую) "Иракийю".
Курды требуют выполнения Конституции, настаивая, что в противном случае они имеют право на полную независимость, что зафиксировано в преамбуле к Конституции. Это был бы самый сложный и непредсказуемый вариант развития ситуации, но альтернативой ему может стать утрата реальной автономии и всех плодов борьбы против режима Саддама. Иракскому Курдистану приходится держать порох сухим, поскольку борьба за собственную государственность еще не закончилась.
Скорее всего, будет достигнут курдско-шиитский компромисс
Курды верно оценили нынешнюю ситуацию: уход американских войск резко повышает заинтересованность шиитов в курдах, поскольку открывает путь к возобновлению силового противостояния суннитов и шиитов. Признаки этого обострения уже на лицо.
По итогам встреч Бархама Салеха с премьер-министром Нури эль-Малики были созданы комитеты по статье 140 Конституции (о спорных районах), по статусу сил пешмерга и по закону о нефти и газе. Комитеты уже представили свои доклады премьер-министру. На встрече было решено, что до 31 декабря 2011 года будут либо внесены согласованные поправки в законопроект об углеводородах, либо законопроект будет принят в редакции 2007 года. Скорее всего, стороны сойдутся на старой редакции законопроекта, которая была в свое время согласована и устраивает региональные власти, поскольку время уходит и нет возможности согласовать позиции.
Еще одним итогом развития ситуации в стране стало заявление Совета провинции Салах эд-Дин о намерении добиваться статуса федерального региона, принятое в ответ на волну арестов. Несмотря на то, что оно было принято с нарушениями закона: Совет может только заявить о проведении референдума, а не принять решение по этому вопросу, это важный признак перемен в умонастроениях суннитов. Однако смена кардинальная курса суннитов, их поворот от идеи реванша к федеративному устройству жизни в Ираке – дело далекого будущего, если она вообще возможна.
Сегодня все зависит от способности курдов и шиитов договориться, чтобы избежать колоссальных потрясений в Ираке. Надежда в том, что они уже имеют богатый опыт достижения компромиссов.