Военный вертолет с ревом пролетел над курдским селением Гедикбулак, и толпа подняла вверх головы. Некоторые глухо бормотали проклятия.
Сильное землетрясение, произошедшее 23 октября на востоке Турции, и последующие спасательные работы сплотили широкие слои турецкого общества. Но как свидетельствует обстановка в Гедикбулаке, эти события еще и подчеркнули острый конфликт, разделивший турков и курдское национальное меньшинство страны.
Землетрясение силой 7,2 балла унесло в этом поселке с населением в 2 тысячи человек десять человеческих жизней, 70 человек получили серьезные ранения, а все без исключения дома были полностью разрушены. Местные жители возмущены поведением военных, правительства и большинства государственных структур, ответственных за спасательные операции и работы по ликвидации последствий стихийного бедствия: за три дня, прошедшие с момента землетрясения, единственной помощью, оказанной пострадавшим в этом населенном пункте, расположенном на одной из основных трасс, стали лишь 60 палаток, предоставленных турецким Красным Полумесяцем. По мнению местных жителей, подобная неспешная реакция отчасти продиктована национальной враждой.
"Нас игнорируют, потому что мы – курды, – утверждает 27-летний Фейзулла Йылдиз (Feyzullah Yildiz). – Правительство заботится лишь о своих. Мы голосуем за прокурдскую Партию мира и демократии (ПМД), вот нас и игнорируют".
Всего в результате землетрясения погибло 523 человека, 1650 получили ранения. Турецкий Красный Полумесяц предупреждает, что под завалами могут находиться еще люди. Меж тем курдские и турецкие политики обмениваются колкостями о ходе спасательных работ.
Выступая в парламенте вскоре после трагедии, премьер Реджеп Тайип Эрдоган сравнил мероприятия по оказанию помощи, осуществляемые под руководством местных органов власти, подчиняющихся возглавляемой им правящей Партии справедливости и развития (ПСР) с работами, проводимыми прокурской Партией мира и демократии. В саркастических выражениях он уничижительно отозвался о возможностях прокурдской партии. "Муниципалитеты в этом регионе не смогли позаботиться о районе, находящемся у них под самым боком, – отметил он, пишет газета Today’s Zaman. – Как выяснилось, люди, организующие народ на то, чтобы швыряться камнями в полицейских и солдат, учинять вандализм на улицам, бросаться бутылками с зажигательной смесью, не сумели ничего поделать в момент бедствия".
В интервью EurasiaNet.org депутат парламента от ПМД Себахат Тунджел (Sebahat Tuncel) переадресовала это обвинение самому правительству. "Правительство больше помогает людям, близким ПСР, нежели ПМД", – отметила она, подвергнув критике правительство, отклонившее ряд предложений помощи со стороны зарубежных организаций, поступивших в момент трагедии. Позже власти отказались от этого своего решения. "Мы полагаем, что землетрясение стало новой проблемой в турецкой политике".
В день, когда произошло землетрясение, Партия мира и демократии предприняла попытку разрядить напряженность в отношениях с Анкарой, предложив отложить парламентские дебаты по курскому вопросу. Как сообщила газета Hürriyet Daily News, эта инициатива не прошла из-за требований регламента. Обсуждение состоялось 26 октября за закрытыми дверями, в ходе которого премьер заявил, что критика оппозиции в адрес правительства является по сути выражением поддержки в адрес сепаратистской Рабочей партии Курдистана (PПК).
Оставив в стороне все эти шпильки, надо сказать, что недовольство действиями Анкары по ликвидации последствий землетрясения далеко не однородно на юго-востоке Турции, являющемся районом компактного проживания курдского населения. Многие жители города Эрджиш, наиболее пострадавшего от стихийного бедствия, выражают благодарность за поступающую гуманитарную помощь. В ходе специального телемарафона, организованного 23 октября медеа-группой Samanyolu, за один только вечер для пострадавших от землетрясения было собрано пожертвований на сумму в 65 млн. турецких лир (свыше 36,8 млн. долларов).
По словам двадцатилетнего студента Гохана Бакана, семья которого, как и большинство семей в этом городе, не смогла вернуться в свой дом, он впечатлен оказываемой людям помощью.
"В целом о востоке страны не слишком заботятся, но сейчас мы благодарны правительству, – говорит молодой человек. – Нам оказывают огромную помощь".
По словам Мустафы Аратоглу (Mustafa Aratoglu), являющегося чиновником муниципалитета города Эрджиша, подконтрольного Партии мира и демократии, он тоже воодушевлен объемом помощи, поступающей со всей страны. "Я думаю, это землетрясение сплотит нас и мы сможем стать единым народом", – отмечает он.
Но отвратительные националистические выпады, звучащие со страниц некоторых СМИ, провоцируют полемику вокруг роли, которое сыграло это землетрясение в жизни общества, расколов или сплотив его.
Многие люди из пострадавших от стихийного бедствия районов были возмущены комментарием одного телеведущего, давшего понять, что жертвы землетрясения были причастны к убийству курскими повстанцами турецких солдат и полицейских. "Каждый должен знать свое место, – заявил 25 октября репортер Муге Анли (Muge Anli) на проправительственном канале ATV. – Вот вы швыряетесь камнями в солдат словно в стаю птиц. А потом приходят трудные времена, и вы зовете их "любимыми" и просите у них помощи".
Накануне землетрясения в турецком обществе разгорелись нешуточные страсти в связи с ликвидацией 19 октября боевиками РПК 24 турецких военнослужащих. Этим негодованием и были продиктованы ряд комментариев, оставленных вскоре после трагедии в социальных сетях турками, что, мол, стихийное бедствие явилось "карой Господней" за действия РПК.
Хоть 27 октября министр обороны Турции Исмет Йылмаз (Ismet Yilmaz) и заявил о завершении вооруженными силами операции против боевиков РПК за гибель военных, он подчеркнул, что "борьба с террором продолжается", сообщило полуофициальное ИА Анатолии Anatolia News Agency.
Однако, как сообщил в интервью EurasiaNet.org официальный представитель РПК Рой Велат (Roj Welat), "воздушные бомбардировки и артобстрелы продолжились [после землетрясения]. Они и не прекращались". Беседуя по телефону с территории северного Ирака, Велат заявил, что реакция на землетрясение со стороны турецкого правительства и отдельных турецких СМИ подтвердила "расистское" отношение Анкары к курдам.
Антикурдские выступления в СМИ и подверглись широкому осуждению, но они отражают проблему, глубоко укоренившуюся в турецком обществе, полагает Ашли Айдинташбаш (Aslı Aydıntaşbaş) – обозреватель газеты Milliyet, критически настроенной по отношению к властям. "Эти настроения пронизывают все общество. И на западе, и на востоке Турции в настоящий момент имеет место эскалация расизма", – подчеркивает она.
"Здесь свою роль должны сыграть политики, – добавляет обозреватель. – Я не понимаю, как мы сможем ликвидировать этот раскол, постоянно подвергая нападкам и остракизму прокурдскую Партию мира и демократии".
Землетрясение поставило непростые вопросы перед Турцией, выходящие за рамки спасательных работ и мероприятий по ликвидации последствий трагедии, считает она. "Мы постоянно говорим о "глубинном государстве", но людям приходится иметь дело с "глубинным обществом". Как мы собираемся решать проблему с этим скрытым расизмом?"
От редактора:
Александр Кристи-Миллер является независимым журналистом из Стамбула.