26 октября 2011 года в Центре международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук состоялось заседание круглого стола на тему "Иракский Курдистан сегодня" (применима ли модель его самоопределения на постсоветском пространстве?).
Круглый стол открыл член-корреспондент РАН, доктор исторических наук Арбатов Алексей Георгиевич. В мероприятии приняли участие видные российские ученые-востоковеды, представители МИД России, научного сообщества и правительства Иракского Курдистана. С докладами выступили автор монографии "Иракский Курдистан на современном этапе", ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Иванов С.М. и представитель Курдистанского региона Ирака в РФ и странах СНГ Хошави Бабакр. В обсуждении повестки дня участвовали заведующая сектором курдоведения Института востоковедения РАН, доктор исторических наук Жигалина О.И., начальник правового управления правительства Курдистанского региона Пештиван Али, главный редактор интернет-журнала "Курдистан.ру" Набиев Ю.Ш., профессор Салахэддинского университета Насих Гафур, политолог, советник министра иностранных дел НКР Рубен Заргарян и другие эксперты.
В ходе обсуждения заявленной темы участники круглого стола констатировали, что Иракский Курдистан представляет собой уникальную модель решения этно-конфессиональных проблем, гибкого сочетания двух основных принципов международного права: права наций на самоопределение и территориальной целостности государств. За прошедшие 8 лет после свержения режима Саддама Хусейна Курдистанскому автономному району Ирака (три северные провинции страны: Эрбиль, Дохук, Сулеймания) удалось пройти сложный путь закрепления прав курдского меньшинства страны в новой иракской конституции и добиться статуса субъекта федерации в новом Ираке. Иракский Курдистан теперь обладает всеми атрибутами государства: флаг, гимн, конституция, региональный свод законов, парламент, президент, правительство, судебная система, правоохранительные органы, включая региональные вооруженные силы (бригады "пешмерга"), осуществляет внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность. В регионе аккредитовано свыше 30 иностранных дипломатических и торговых представительств, включая Генеральное консульство РФ, работают тысячи иностранных и смешанных иностранных фирм и компаний. Регион переживает строительный бум, создан благоприятный инвестиционный климат. Строятся новые электростанции, ирригационные сооружения, мосты, дороги, аэропорты, жилые дома, университеты, институты, школы, больницы, восстанавливаются разрушенные войной промышленность, сельское хозяйство, населенные пункты. На фоне других районов Ирака здесь довольна низка террористическая активность, налаживаются взаимовыгодные добрососедские отношения с Турцией, Ираном, другими странами.
Иракские курды активно участвуют в работе центральных органов власти. Президентом страны является авторитетный политик, лидер одной из ведущих курдских партий - Патриотического союза Курдистана - Джаляль Талабани, курды занимают шесть постов в иракском правительстве, включая пост министра иностранных дел, весьма достойно представлены и в новом парламенте. Курдский язык признан вторым государственным языком, ежегодно из госбюджета страны выделяется 17 % его расходной части на развитие Курдистанского региона (пропорционально численности населения).
Во многом благодаря посредничеству курдских лидеров в Ираке удалось преодолеть затянувшийся многомесячный кризис власти после парламентских выборов 2010 года, возобновить работу парламента в новом составе и сформировать новое правительство. Курды играют важную связующую роль между политическими альянсами и партиями двух основных конфессиональных групп населения: арабами-шиитами и арабами-суннитами.
Вместе с тем, накануне предстоящего до конца 2011 года вывода американских войск, в стране остается ряд весьма важных, до сих пор нерешенных вопросов в отношениях между центральными властями и Курдистанским регионом. Для курдов жизненно важным является реализовать положения статьи 140 новой конституции Ирака, которая предусматривает возвращение насильственно перемещенных в период правления С.Хусейна лиц к местам своего прежнего проживания (имеется ввиду, арабов и курдов), после чего - проведение переписи населения, так называемых, «спорных районов», в первую очередь, богатого запасами углеводородов, г. Киркук, организация референдумов населения в этих районах на предмет их волеизъявления о будущей административной принадлежности территорий с преимущественно курдским составом населения. По мнению курдов, центральные власти всячески затягивают исполнение этой статьи конституции. Другими, не менее важными, проблемами в отношениях Эрбиля с Багдадом остаются принятие новых законов: об углеводородах (порядок заключения контрактов на их разведку, добычу и экспорт), а также о статусе и финансировании вооруженных сил Иракского Курдистана («пешмерга»).
В вопросе использования запасов нефти и газа Ирака в настоящее время отмечается путаница и неразбериха. Багдад полагает, что по старому, еще саддамовских времен, закону прерогатива заключения договоров, соглашений, контрактов на все виды деятельности в этой сфере принадлежит центральным властям. Эрбиль же считает тот закон утратившим силу, а, в отсутствие нового федерального закона, руководствуется своим законодательством, которое предусматривает заключение контрактов по нефти и газу на территории Курдистанского региона представителями региональных властей. При этом курды подчеркивают, что все доходы от экспорта нефти и газа, как и раньше, будут поступать в федеральный бюджет. На вопрос, в чем же экономическая выгода этих требований, курды отвечают, что это право позволит им привлекать в регион больше инвесторов, развивать ускоренными темпами свои промышленность и инфраструктуру, создавать новые профессии и рабочие места. При этом, курды не скрывают, что право самим распоряжаться природными ресурсами региона делает их более защищенными от какой-либо дискриминации со стороны федерального центра и, в случае обострения отношений с Багдадом, обеспечит им экономическую безопасность. Что касается финансирования вооруженных сил "пешмерга", то курды хотели бы законодательно закрепить, что эти формирования являются частью вооруженных сил Ирака и должны финансироваться из госбюджета. Одновременно будут решены вопросы их перевооружения, подготовки кадров, строительства современных военных городков, учебных центров, полигонов и т.п.
При всей своей внешней миролюбивости и подчеркнутого стремления и дальше оставаться в едином иракском государстве, курды дают Багдаду понять, что в случае дальнейшего игнорирования их требований, они будут вынуждены в одностороннем порядке пойти на большую самостоятельность, вплоть до провозглашения самостоятельного государства.
То есть, достигнутый на сегодня баланс сил и интересов между основными этно-конфессиональными группами населения Ирака остается весьма хрупким и легко может быть разрушен. Вероятность распада страны на несколько частей или возобновления гражданской войны сохраняется.
Вряд ли сохранению Ирака, как единого целого, способствуют и ряд внешних факторов. Дестабилизация ситуации в Сирии, где проживает около 3 млн. курдов, военные операции турецких вооруженных сил против боевиков турецкой Рабочей партии Курдистана вдоль совместной с Ираком границы, проникновение в Курдистанский регион отрядов иранской курдской военно-политической группировки "ПЕЖАК", сопровождаемые артобстрелами и военными операциями иранских частей КСИР вдоль ирано-иракской границы – все это самым негативным образом сказывается на ситуации в Иракском курдистане и Ираке в целом.
Чтобы снизить уровень угроз национальной безопасности с турецкого и иранского направления Эрбиль проводит разъяснительную работу среди курдских беженцев, пытается не допускать перехода на свою территорию вооруженных курдских повстанцев и активизирует свои контакты с руководствами Ирана и Турции. В конце октября – начале ноября 2011 года президент М.Барзани совершил важный государственный визит в Тегеран, на очереди – поездка в Анкару. Наряду с обсуждением всего комплекса двусторонних отношений в различных областях, стороны уделиляют значительное внимание и вопросам предотвращения новых террористических актов вдоль совместных границ, усилению взаимодействия по линии силовых структур.
Вместе с тем, есть определенные предпосылки к тому, что иракским курдам все же удастся преодолеть весьма серьезные разногласия с центральными властями и наладить нормальные добрососедские отношения с сопредельными государствами (Турция, Иран, Сирия). На данном этапе сохранение единого иракского государства отвечает интересам не только курдов, но и всех этно-конфессиональных групп страны и ее соседям.
Что касается возможного использования модели самоопределения иракских курдов в других странах, то участники обсуждения на круглом столе пришли к выводу, что сегодня по такому пути могли бы пойти турецкие, иранские и сирийские власти. Любые формы курдской автономии в Турции, Иране и Сирии могла бы снизить уровень протестных настроений и антиправительственных выступлений среди курдских меньшинств этих стран.
На постсоветском пространстве в большинстве региональных конфликтов время самоопределения народов в форме расширенной автономии или полноправных субъектов федерации безвозвратно упущено. Народы Абхазии и Южной Осетии длительное время подвергались дискриминации и попыткам насильственной ассимиляции со стороны властей Грузии. Танки и артиллерия оказались не лучшими аргументами для приглашения к сотрудничеству с Тбилиси своих национальных меньшинств. Вряд ли в какой-либо форме абхазы и осетины могут теперь вернуться в состав Грузии. Не менее сложной остается ситуация и в нагорно-карабахском конфликте. Армянское население НКР скорее пойдет на интеграцию с Арменией, чем будет восстанавливать какие-либо отношения с Азербайджаном. Возможно использование опыта Иракского Курдистана в решении Приднестровского конфликта. Но на сегодня также нет предпосылок к вхождению этой непризнанной республики в состав Молдавии в качестве субъекта федерации. Скорее всего, здесь возможен вариант конфедерации, но он будет реален лишь после признания Приднестровской Молдавской республики в качестве независимого государства.
Некоторые достижения Иракского Курдистана в области развития федерализма могли бы позаимствовать и российские власти. В частности, уже сейчас в российском руководстве и обществе активно обсуждаются предложения о поправках в законы: о выборах, предусматривающих право населения регионов самостоятельно выбирать своих глав и других муниципальных чиновников. Назрели поправки в налоговый и бюджетный кодексы, чтобы большая часть налоговых поступлений оставалась на местах и число дотационных регионов в РФ сократилось бы до миниума. Любое федеративное государство может развиваться стабильно и поступательно только при наличии сильных, экономически самостоятельных и динамично развивающихся субъектов федерации.
В целом, круглый стол показал высокий уровень заинтересованности российских и курдских ученых во взаимном обмене взглядами и воззрениями на события в Иракском Курдистане и вокруг него, возможном использовании опыта иракских курдов в развитии модели федерализма на постсоветском пространстве и в других странах. Участники обратили внимание и на необходимость активизации отношений России и ее отдельных регионов с Иракским Курдистаном.