Вы знаете, что такое гамбит? Правильно, шахматная комбинация. Жертвуете фигурой или пешкой, ради скорейшей возможности перейти в атаку. А там как Господь положит: может быть даже и партию выиграете… Во всяком случае, фора у вас получается приличная, если все пойдет, как вы замыслили в сложном аналитическом хитросплетении ходов и позиций.
Но первоначальное значение итальянского выражения наиболее точно отражает интригу – "подставить ножку". В шахматах, в жизни, в сражении, в любой игре, где ставки очень высоки или мизерны...
Турция жертвует благорасположением Израиля и США и направляет суда с гуманитарными грузами в сектор Газа. Причем, турецкие спецслужбы, ничуть не уступающие в пронырстве всем иным, предостерегают: во-первых, израильтяне флотилию не пропустят, во-вторых, последствия могут быть крайне нежелательными… Зато какие политические дивидены! Анкара становится "девой-защитницей сирых, замшелых и обездоленных".
Игра в поддавки, заигрывание с Арабским регионом, который, что бы ни говорили, остается лидером мусульманского мира, движителем исламской цивилизации, идет успешно. Турки – отличные гамбитчики!
Стратегия Анкары прочитывается легко. На предварительных стадиях – стать проводником маркетинговых идей Запада и США на Ближнем и Среднем Востоке. При этом можно поступать недостойно. Для Турции это, вроде бы, не возбраняется: вторжение прикрывается благими намерениями соседнего исламского государства, исламскими заповедями. Государство-единоверец и не скрывает, что оказалось в одной упряжке с теми, кто вынашивает идеи превратить Арабский Восток в сырьевой придаток и рынок сбыта продукции турецких и западных компаний. Затем рывок – и неоспоримое духовное лидерство на Ближнем и Среднем Востоке. Иран отдыхает…
Турки преуспели. Вышедшее недавно из подполья, тунисское движение политического ислама "Ан-Нахда" (Возрожджение), точно так же, как и турецкая Партия справедливости и развития (АКР – Adalet ve Kalkinma Partisi) одержало "чистую победу" на первом этапе демократизации – выборах. Примеряя на себя модель, созданную Эрдоганом и его соратниками, новый лидер Туниса Рашид аль-Ганнуши заявил, что намерен создать государство, в котором "сведет воедино исламские и современные демократические ценности".
А вот и атака после гамбита и некоторых пожертвований – устами араба Ганнуши воспеть славу турецкой формуле государственной власти: "Турция становится образцом подражания не только для Туниса, но для всего арабского мира, поскольку она сосредоточена на экономическом развитии, на жестком противостоянии коррупции в общественном секторе, отстаивает независимость закона и судопроизводства, приводит армию к подчинению народом избранной власти и никогда не выступает против надежд и чаяний своих граждан. Такому образцу стоит следовать и нам, и всем арабам".
Первый крупный успех турецкой исламистской модели в арабском мире вызвал ликование Запада и его горячую поддержку – тому есть причины. Однако еще слишком рано судить о том, к чему приведет эта затея. Некоторые народы, вижу в их первых рядах египтян, возможно, последуют примеру Анкары. Однако большинство трезво мыслящих людей и многие политические партии уже усматривают в эксперименте опасность, сокрытую в чрезмерно упрощенческом толковании добродетелей государства фундаменталистского режима правления.
Ганнуши стал чрезвычайно популярным, всеобщим любимцем не столько потому, что люди поголовно разделяют идеи движения, которое он возглавляет, сколько из-за людского сострадания: партия была разгромлена прежним президентом Бен Али, загнана в подполье, выслана за пределы страны. На волне народного сочувствия к "страдальцам" триумфатор не торопится растолковывать простые истины.
Турция сама не в состоянии найти выход из политического кризиса, продолжая вести войну с курдами, как на своей территории, так и в соседнем Северном Ираке. Стало быть, не может справедливо и без обид закрыть "досье национальных меньшинств", и с этой стороны арабам помощи ждать от Анкары не приходится. То есть, разбирается по своему усмотрению, предпочитая разрубать гордиев узел там, где стоит поломать голову и поработать филигранно. Эту воинственность и агрессивность перенимать у Анкары никто не станет.
Расправа с курдами – это лишь часть того, что Европа вершит турецкими руками. Анкара готова бросить многое на алтарь Евросоюза, угодливо выгибаться, слушать указания и, взяв под козырек, поспешать их исполнить. Вот об этих, в частности, интересах Запада в продвижении "турецкой модели" на Ближний Восток, мы с вами и говорили чуть выше…
Турция сегодня, по выражению Ганнуши, "сводит воедино исламские и современные демократические ценности". Идя на поводу у Запада, упорно сохраняет и насаждает вековое наследие Кемаля Ататюрка. От которого исламистские движения и течения по всему миру не в восторге. И не спешат примерять его на себя. Зачем? Ведь стержнем этого "модерна" всегда оставалась тяжба, распря с военными институциями, либо прямое им противостояние. И непреложно – подавление прессы либо введение суровой цензуры и прочих ограничений.
Некоторые полагают, что турецкие исламисты практикуют политический оппортунизм. Я этого не заметил. Однако та легкость, с какой они меняют свои решения, заставляет выразить здоровое сомнение в разумности того, к чему нас призывают – всецело полагаться на них.
Они крепко повздорили с Тегераном – дело дошло даже до личностей и обмена угрозами. Из-за позиции относительно режима Асада и натовского ракетного щита над Дамаском. Потом внезапно угомонились, когда Анкара сочла необходимым сомкнуть турецко-иранские ряды в сражении с общим врагом – боевиками Курдской рабочей партии.
Анкара снизила уровень двустороннего дипломатического представительства с Тель-Авивом, в жесткой риторике потребовала извинений за десантную операцию против гуманитарной флотилии. Затем просила Израиль дать приют жертвам недавнего землетрясения. Вот он гамбит…
Все это тревожно, очень тревожно. Как арабские исламисты будут перенимать модель государственного правления, когда у них вообще нет никакого опыта правления чем-либо, выходящим за пределы деревенской фракции. Наследие, оставленное тираническими режимами, крепко отложилось в сознании и вошло в противоречие с революционной анархической вольницей, что вылилось в кровавые столкновения в Египте мусульман и коптов. И если прежде дискриминация в сектах, фракциях, в диаспорах меньшинств как-то обуздывалась, то сегодня исламисты, отвергающие плюрализм и не желающие делить власть ни с кем, дают волю националистическим настроениям. И их, разумеется, поддержат в этом турецкие единоверцы. Коптам и прочим "нацменам" будет трудно отстаивать тот минимум прав, которым они все-таки легитимно пользовались.
Убежден, арабские исламисты постепенно свернут с заявленного ими курса "умеренности и модернизации". Если столкнутся с трудностями, связанными с удерживанием на плаву сконструированного ими причудливого образования. Либо, когда придется идти на последовательные уступки в их невразумительном альянсе светскости и "добродетелей сурового ислама".
Патриарх маронитов Бешара Рай предостерегает нас всех в том, что падение режима Асада повлечет за собой развал последней "буферной зоны" перед "османским полумесяцем", уже озаряющим бескрайние просторы от Стамбула до Египта, высвечиваясь и над Ливаном…
И воскресает в памяти трагический опыт столетий султанского ига…
Осторожно! Турецкий гамбит…
Armenia Today