Нарастающая международная изоляция Исламской Республики Иран в результате принятия все новых ограничительных санкций ООН, США, Евросоюза и других стран подталкивает иранское руководство к активизации своей внешней политики на региональном уровне. При этом особое внимание уделяется Южному Кавказу, где исторически влияние Ирана было значительным. Тегеран стремится сохранить здесь свои позиции и дифференцированно развивать отношения со странами Закавказья, несмотря на противодействие США, Турции и Израиля.
Безусловно, ближе всех к Ирану территориально и политически оказалась Армения, границы которой с Турцией и Азербайджаном закрыты, а с Грузией - позволяют только выход к Черному морю. В схожих условиях внешней изоляции Иран и Армения испытывают взаимную потребность в активизации двусторонних контактов и наращивании торгово-экономического сотрудничества, в котором основой служат энергетические и транспортные проекты. Не отказываясь полностью от контактов и связей с Грузией и Азербайджаном, Тегеран, тем не менее, уделяет приоритетное внимание развитию своих отношений с Арменией.
С 2008 года иранский природный газ поступает в Армению по газопроводу Тебриз - Арарат, мощностью до 2,6 млрд. куб. м газа в год, построенному с участием «Газпрома». Оплата за полученный газ осуществляется поставками в ИРИ электроэнергии. Ранее Армения получала природный газ только из России транзитом через Грузию.
Между Арменией и Ираном действуют две высоковольтные линии электропередач, посредством которых между двумя странами осуществляются сезонные взаимоперетоки электроэнергии. Сооружается еще одна линия, которая позволит увеличить мощность перетоков энергии в несколько раз.
Готовятся проекты строительства гидроэлектростанции на приграничной реке Аракс, нефтепровода Тебриз-Ерасх, нефтеперерабатывающего завода и терминала жидкого топлива. Еще одним перспективным проектом может стать строительство железной дороги Иран – Армения при поддержке Азиатского банка развития (АБР), МВФ и Кувейта. Строительство, по предварительным расчетам, обойдется в 1,5 - 2 млрд. долларов США. Длина железной дороги составит 470 км, из которых 60 км придется на территорию Ирана и 410 - на территорию Армении. Согласно предварительной договоренности, Иран обеспечит выход Армении к Персидскому заливу. Таким образом, может быть открыт транспортный коридор Юг – Север к портам Черного и Каспийского морей. Открытие Прикаспийской железной дороги и аналогичной дороги Иран – Пакистан позволит Ирану и Армении выйти на индийский, центральноазиатский и российский рынки. Между странами уже построена одна и строятся еще две современные шоссейные автомагистрали.
Стремясь к укреплению своих политических и экономических позиций в Армении, Исламская Республика Иран не раз предлагала Еревану на экспорт стрелковое оружие и боеприпасы, минометы, реактивные системы залпового огня, снаряжение и другое имущество. Однако реальное военно-техническое сотрудничество ограничивалось поставками иранского вещевого имущества и продуктов питания длительного хранения для вооруженных сил Армении. После принятия резолюции 1929 Совета Безопасности ООН возможности для такого сотрудничества еще более сузились.
По некоторым данным, между Ираном и Арменией существует договоренность о сотрудничестве на случай войны. В соответствии с этим договором в военное время ИРИ обеспечивает тыл Армении, а Ереван препятствует блокаде Ирана и не допускает использования своей территории для любых военных операций против ИРИ с этого направления. Реализуемость такого договора вызывает серьезные сомнения, особенно в случае американо-иранского конфликта. В Ереване слишком дорожат своим сотрудничеством с Западом и не хотели бы обострять отношений с Вашингтоном. Любая же форма военного или военно-технического сотрудничества с Ираном, несоблюдения санкций ООН в отношении Тегерана неминуемо приведет к усилению блокады Армении и сокращению западной финансовой помощи, в первую очередь, со стороны родственных диаспор Франции и США.
Армения высоко ценит ту позитивную роль, которую ИРИ сыграла при урегулировании вооруженного карабахского конфликта. До 1997 года Тегеран принимал опосредованное участие в переговорном процессе, взаимодействуя по дипломатическим каналам с Россией. Позднее, после формирования института сопредседательства Минской группы ОБСЕ, дипломатическая активность Ирана на этом направлении снизилась. Тем не менее, Тегеран продолжает предлагать свои услуги в качестве посредника при урегулировании карабахской проблемы и, что имеет для России особое значение, выступает против вмешательства в дела региона внешних игроков и развертывания в зоне конфликта миротворческого контингента НАТО. Иран оказывает гуманитарную помощь НКР, например, поставил два десятка хлебоуборочных комбайна.
В целях придания нового импульса ирано-армянским отношениям президент Ирана Махмуд Ахмадинежад планирует посетить Армению в течение ближайших двух месяцев. Стороны готовят к подписанию ряд важных документов в торгово-экономической, энергетической, транспортной и других сферах. Объективно, дальнейшее развитие ирано-армянского сотрудничества повышает уровень региональной безопасности, поскольку позволяет сохранить сложившийся здесь баланс сил и не допустить эскалации конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Иванов Станислав Михайлович, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН), кандидат исторических наук, специально для Интернет-журнала "Курдистан.ру".