Я провел последние несколько дней в поездке по богатому нефтью автономному региону Курдистан на севере Ирака, посещая месторождения и беседуя с официальными лицами и иностранными руководителями. Это - стрела времени для Курдистана, который, как надеются оптимисты, вскоре может производить больше нефти, чем некоторые члены ОПЕК. Когда я уже уезжал, Курдистан праздновал приход на свою территорию ExxonMobil, первого из так называемых "магнатов", для разведки нефти.
Но будущее не будет простой траекторией.
Разведки оказались успешными. Нефтегазовая карта Курдистана пять лет назад была в значительной степени пустой. Сегодня ее усеивают десятки значков месторождений, так как компании находят углеводороды в коммерческих количествах в восьми из каждых десяти скважин, которые они бурят.
Но бурение не так просто, как представлялось несколько лет назад, из-за сложной геологии региона, и бюджеты в некоторых случаях превышаются более чем на треть.
Все выглядит многообещающе, но реальность жестока. Региональное правительство Курдистана рассчитывает достичь производства 1 млн. баррелей в день - более чем в два раза больше Эквадора, самого маленького представителя нефтяного картеля ОПЕК - к 2015 году, по сравнению с менее чем 200 000 б/д в настоящее время.
И все же будущее производство зависит от политического соглашения между КРГ и федеральным правительством в Багдаде, долженствующим одобрить долгожданный иракский закон о нефти, который откаладывался с 2007 года. Хотя временное соглашение учитывает ограниченный экспорт, который может составить в следующем году до 175 000 б/д, компании будут неохотно вкладывать значительные средства, чтобы поднять производство до 1 млн б/д, пока специальное политическое соглашение не позволит принять закон о нефти. КРГ и Багдад говорят, что юридический текст будет готов к концу 2011 года, но циничные нефтяные компании в Эрбиле отмечают, что обе стороны повторяют эти слова в течение последних пяти лет.
Пришествие Большой Нефти: пять лет назад лишь несколько небольших компаний решились прийти в регион, но бейджики на недавней нефтегазовой конференции в Эрбиле читались, как справочник "Кто есть кто в отрасли". Пионеры, в том числе DNO из Осло, турецкая Genel Enerji и лондонская Gulf Keystone все еще там, но появляются новые участники, в том числе большие группы, такие как американские Hess и Marathon, испанская Repsol YPF и австрийская OMV. Exxon стал первым магнатом (supermajor), подписавшим контракт о разведке в регионе. Нефтяные руководители, дипломаты и региональные чиновники говорят, что другие магнаты вскоре могут присоединиться к крупнейшей нефтяной компании в мире.
Воздействие прихода Exxon остается неясным. Оптимистичные нефтяные компании говорят, что это может заставить Багдад принять требования КРГ по развитию собственной промышленности, но другие говорят, что это может ухудшить отношения между Курдистаном и федеральным правительством, откладывая на неопределенное время принятие нефтяного закона. Приход других магнатов – часто упоминаемых американского- Chevron, французской Total и итальянской Eni может однако позволить КРГ взять вверх.
.
Пришло время для M & A. Большая часть территорий, открытых для разведки, уже раскуплена, так что новички имеют только два пути: так называемые соглашении о фермах, согласно которым компания покупает долю в поле или разведочном районе в обмен на финансирование, или покупка существующей компании. КРГ, которая по необходимости поддержала в самом начале небольшие компании, теперь предпочитают видеть в отрасли консолидацию, при которой игроков меньше, а сами они больше.
После прихода Exxon, рынок оценивает нынешних игроков по гораздо более высоким мультипликаторам, поэтому стоит ожидать многомиллиардных сделок. Нефтяные руководители в Эрбиле, в частности, говорят о двух сделках: Gulf Keystone, которая может быть куплена магнатом, ищущим быстрый вход, а также потенциальное слияние DNO и Genel Enerji.
Турция является новым другом. Пять лет назад, Анкара рассматривала некоторых из самых высокопоставленных чиновников КРГ как террористов. Сегодня турецкие дипломаты видят иракский Курдистан в качестве источника энергии для быстрого экономического роста страны. Анкара хочет покупать газ из Курдистана для производства электроэнергии. Кроме того, Турция хочет консолидировать Джейхан, как нефтяной порт Восточного Средиземноморья. Порт уже стал конечным пунктом иракско-турецкого нефтепровода и газопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Анкара хотела бы видеть другой нефтепровод, идущий в порт - скорее всего, для низкокачественной курдской тяжелой нефти - и, возможно, газопровод из Курдистана для снабжения завода по производству сжиженного природного газа. Анкара и Эрбиль мечтают, чтобы иракский Курдистан поставлял природный газ в трубопровод "Набукко".
Быстро развивающийся курдский город, Эрбиль, политическая столица иракского Курдистана, вступает в нефтяной бум. Миллионный город, в котором до сих пор нет хорошей больницы, видел открытие первого отеля класса люкс - и еще три находятся в стадии строительства. Руководители нефтяных компаний летают авиакомпаниями, предлагающими новые маршруты каждый месяц. Но в то время как в регион вкладываются деньги, ему еще предстоит разработать услуги и извлечь выгоду из них, при том что он импортирует все, от оборудования до еды. Затраты также быстро растут. Цены на жилье заоблачные, тогда как зарплата в нефтяной промышленности удвоились за последние пять лет. И при том что более чем 40 компаний дерутся за место в Эрбиле и в регионе, сохранение квалифицированного персонала является проблемой. Местные политические комментаторы уже предупреждают, что регион - как и другие страны Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока – может увидеть, как благословение нефти превращается в проклятие.