Как известно, курды – самый большой народ в мире, не имеющий собственного государства. И если говорить о причинах, по которым это произошло, то главными из них было – отсутствие единства и слабость идеологии, вокруг которой строится национальное единство – национализма.
В XIX веке межплеменная и межклановая борьба позволяла турецким султанам и персидским шахам благополучно управлять курдами, тем более, что объединяющей идеологией служила религия – ислам суннитского толка, и стало быть, главой всех курдов оказывался ни кто иной как турецкий султан, в качестве халифа правоверных. Именно раздробленность, отсутствие скоординированных и целенаправленных политических действий послужили одной из главных причин того, что курды упустили уникальную возможность создать собственное государство, представившуюся им после Первой мировой войны; в конечном итоге, они вновь оказались игрушками в руках чуждых сил и чуждых идеологий, встав под знамена Мустафы Кемаля. К сожалению, распространение национализма в ХХ веке не сумело надолго объединить курдов: искони присущий им партикуляризм взял верх, и курдские движения начали раскалываться на группы и группки, ожесточенно (нередко с оружием в руках) принявшиеся выяснять, кто из них лучшие патриоты. В то же время, с национализмом конкурировал в курдской среде коммунистический проект, который в качестве наднациональной идеологии во многом пришел в ХХ веке на смену исламу: вспомним, что самые сильные компартии Ближнего Востока, иракскую и сирийскую, возглавляли курды. В своей маоистской ипостаси, левый проект породил РПК, которая долгое время пыталась поставить национализм в зависимость от левацких идеологических схем и вела ожесточенную борьбу с "чистыми" курдскими националистами (или "примитивными националистами", как именовались они в пропаганде РПК).
Эпоха восстания Мустафы Барзани (1961-1975 гг.) была эпохой первого величественного подъема курдского национализма и реально достигнутого национального единства. Однако следует признать, что это единство было достигнуто на основе гегемонии иракской ДПК, которая, в свою очередь, сложилась благодаря слабости и как следствие несамостоятельности курдского движения за пределами Ирака. Крах Сентябрьского восстания означал и конец этого положения. Десятилетие спустя, в Турецком Курдистане образовался новый своеобразный центр национально-освободительной борьбы в лице РПК, который тотчас начал претендовать на объединение под своей эгидой всего курдского национального движения. Однако по целому ряду причин, РПК не добилась, да и не могла добиться поставленной цели. Главной причиной было то, что РПК в 80-х – 90-х годах не пыталась найти "общий знаменатель" с другими курдскими силами, а довольно бесцеремонно навязывала курдскому обществу собственную левацкую идеологию и собственные узкопартийные интересы, которые предъявляла как общекурдские. Взаимоотношения в треугольнике "иранская ДПК-иракская ДПК – ПСК" (в 80-е годы) и "ДПК-ПСК-РПК" (в 90-е годы) явились, можно сказать, печальным апофеозом курдской раздробленности.
К началу нового века, тренд пошел в сторону единства. ДПК и ПСК заключили мир, РПК же на время просто вышла из игры (с арестом Оджалана). После американского вторжения в Ирак, перемирие двух главных южнокурдских партий превратилось в прочный стратегический союз, а управляемый ими Иракский Курдистан анклава с малопонятным статусом "бесполетной зоны" – в быстро развивающийся федеральный регион, а фактически полунезависимое государство, играющее все более видную роль в региональной политике, да и экономике. Начало разработки нефти еще более повысили этот статус Курдистанского Региона.
Таким образом, Южный Курдистан вернул себе положение неоспоримого центра курдского национального движения, которое он занимал во времена Мустафы Барзани.
В такой ситуации находились курды, когда разразилась "арабская весна". Стремительные изменения на Ближнем Востоке предоставили курдам очередной исторический шанс, и от степени курдского единства вновь будет зависеть, сумеют ли курды им воспользоваться. В настоящее время, курды кажутся более сплоченными, чем на протяжении большей части своей истории. О необходимости единства курдов вновь говорилось на прошедшем недавно совместном заседании Политбюро ДПК и ПСК, на котором, в частности, была отмечена неотложность проведения общенациональной конференции. На уровне массового сознания, все более растет понимание, что судьба курдов во всех частях Курдистана взаимосвязана. Трагедия Вана продемонстрировала единство и сплоченность курдской нации: курды во всех частях Курдистана и диаспоре поднялись для помощи соплеменникам, и турецкий публицист Али Биранд не зря отмечал в "Миллиет", что помощь, которую Иракский Курдистан оказал пострадавшим в Ване, намного превосходит помощь, которую предоставила любая другая страна в мире.
В наше время, курдские партии научились признавать и принимать существование других, самостоятельных и независимых от них политических сил. В курдском обществе растет понимание того, что единство предполагает не объединение вокруг какой-то одной партии, одного вождя или одной идеологии, а выработку общенациональной стратегии, определяющей для которой должна быть идея здорового национализма. Именно под знаменем национализма должны объединяться левые и правые, мусульмане, немсульмане и неверующие. Объективным ходом событий, на роль несомненных символов курдского национализма выдвинулись лидеры иракских курдов, признанные во всем мире в качестве политиков международного уровня, и прежде всего, по своему статусу – президент Курдистана Масуд Барзани. Именно президент Барзани постепенно превращается в центр, вокруг которого вращается общекурдская политическая жизнь. Будем надеяться, что грядущая общенациональная конференция качественно усилит эти процессы, в то же время дав отпор опаснейшему ныне для курдов явлению: попыткам региональных держав вмешиваться в курдские дела и манипулировать курдскими партиями.
В единстве политических сил курдского народа, закладывается фундамент для реализации мечты многих поколений курдов – Большого Курдистана. Прежде, чем он возникнет на карте – он возникает в умах и сердцах курдского народа. Курды всех стран, объединяйтесь! – только так вы сможете, впервые в своей истории, взять свою судьбу в свои собственные руки.