Иракский Курдистан представляет собой уникальную модель решения этно-конфессиональных проблем, гибкого сочетания двух основных принципов международного права: права наций на самоопределение и территориальной целостности государств. За 8 лет после свержения режима С.Хусейна Курдистанскому автономному району Ирака удалось добиться внутриполитического единства, найти консенсус с доминирующим в центральных органах власти арабо-шиитским большинством, наладить диалог с все еще влиятельными партиями арабов-суннитов, закрепить свои права и свободы в иракской конституции и получить статус субъекта федерации в новом иракском государстве.
Сегодня Иракский Курдистан обладает всеми внешними атрибутами государства: флаг, гимн, конституция, региональный свод законов, парламент, президент, правительство, бюджет, судебная система, правоохранительные органы, включая региональные вооруженные силы (бригады "пешмерга"), осуществляет внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность. В регионе аккредитовано свыше 30 иностранных дипломатических и торговых представительств, включая Генеральное консульство РФ, работают тысячи иностранных и смешанных иностранных фирм и компаний, создан благоприятный инвестиционный климат для бизнеса. Строятся новые электростанции, ирригационные сооружения, заводы и фабрики, мосты, дороги, аэропорты международного класса, жилые кварталы, ВУЗы, колледжи, школы, больницы, восстанавливаются разрушенные войной тысячи деревень, промышленность и сельское хозяйство, развивается туристическая отрасль. На фоне других районов Ирака здесь довольна низка террористическая деятельность, налаживаются добрососедские отношения с Турцией, Ираном, другими странами региона (страны Персидского залива, Израиль). Курды принимают активное участие в работе центральных органов власти: президентом страны является лидер одной из ведущих курдских партий - Патриотического союза Курдистана - Джаляль Талабани, они занимают шесть постов в иракском правительстве, включая пост министра иностранных дел, достойно представлены в парламенте. Курдский язык признан вторым государственным языком, тысячи курдских студентов обучаются в ВУЗах центральной части Ирака и за рубежом, из госбюджета выделяется 17 % его расходной части (доходы от продажи нефти) на развитие Курдистанского региона (пропорционально численности населения).
Курды играют важную связующую роль между политическими альянсами и партиями арабов-шиитов и арабов-суннитов. Во многом благодаря посредничеству курдских лидеров удалось преодолеть затянувшийся кризис власти в Ираке после парламентских выборов 2010 года, возобновить работу парламента и сформировать новое правительство. Курдские региональные власти стараются также учитывать интересы своих национальных меньшинств (арабы, туркоманы, армяне, айсоры, езиды и др.). Все национальные и религиозные меньшинства представлены в региональных и местных органах власти Иракского Курдистана, имеют возможность обучения и общения на родных языках, соблюдать религиозные обряды.
Вместе с тем, накануне предстоящего до конца 2011 года вывода американских войск, не решен ряд важных проблем в отношениях между центральными властями и Курдистанским регионом. Для курдов жизненно важно реализовать положения статьи 140 новой конституции Ирака, которая предусматривает возвращение насильственно перемещенных в период правления С.Хусейна лиц к местам прежнего проживания (арабов и курдов), после чего - проведение переписи населения, в, так называемых, «спорных районах», в первую очередь, в богатом запасами углеводородов, г. Киркук, организацию референдумов населения, по результатам которых и будет решаться административная принадлежность спорных территорий. Другими, не менее важными, проблемами в отношениях Эрбиля с Багдадом остаются: принятие нового закона об углеводородах (порядок заключения контрактов на разведку, добычу и экспорт нефти и газа), а также о статусе и финансировании вооруженных сил Иракского Курдистана.
В вопросе использования запасов нефти и газа Ирака в настоящее время отмечается путаница и неразбериха. Багдад полагает, что по старому, еще саддамовскому закону прерогатива заключения договоров, соглашений, контрактов на все виды деятельности в этой сфере принадлежит центральным властям. Эрбиль же считает тот закон утратившим силу, а, в отсутствие нового федерального закона, руководствуется своим законодательством, которое предусматривает заключение контрактов по нефти и газу на территории Курдистанского региона представителями региональных властей. Курды подчеркивают, что все доходы от экспорта нефти и газа, как и раньше, будут поступать в федеральный бюджет. Они отмечают, что право самостоятельного заключения контрактов позволит им привлечь в регион больше инвесторов, развивать ускоренными темпами промышленность и инфраструктуру, создавать новые профессии и рабочие места. При этом курды не скрывают, что возможность самим распоряжаться природными ресурсами региона делает их более защищенными от какой-либо дискриминации со стороны федеральных властей, а в случае обострения отношений с Багдадом, обеспечит им экономическую безопасность.
Что касается финансирования вооруженных сил "пешмерга", то курды хотели бы законодательно закрепить, что эти формирования являются частью вооруженных сил Ирака и должны финансироваться из госбюджета. Таким образом будут решены вопросы их перевооружения, подготовки кадров, строительства современных военных городков, учебных центров, полигонов.
Курдские лидеры опасаются, что после вывода из страны войск США их конституционные права и свободы могут быть проигнорированы центральными властями. При всей своей внешней миролюбивости и подчеркнутого стремления и дальше оставаться в едином иракском государстве, курды дают понять Багдаду, что в случае отсутствия позитивных встречных шагов со стороны центральных властей, Эрбиль готов в одностороннем порядке пойти на большую самостоятельность в своих действиях, вплоть до провозглашения независимости Курдистанского региона.
Все это свидетельствует о том, что достигнутый на сегодня баланс сил и интересов основных этно-конфессиональных групп населения Ирака весьма хрупок и легко может быть нарушен. Вероятность распада страны на несколько частей или возобновления гражданской войны все еще существует. Дестабилизирующую роль в Ираке играют и внешние факторы. Продолжающиеся народные волнения и вооруженные столкновения в Сирии, где проживает около 3 млн. курдов, военные операции турецких вооруженных сил вдоль турецко-иракской границы с целью нейтрализации действий боевиков Рабочей партии Курдистана, проникновение в Курдистанский регион боевиков иранской курдской военно-политической группировки "ПЕЖАК" и, как следствие, обострение обстановки на ирако-иранской границе – все это негативно сказывается на общей обстановке на севере Ирака. Состоявшиеся в конце ноября - начале декабря текущего года визиты президента Иракского Курдистана Масуда Барзани в Тегеран и Анкару несколько снизили остроту положения и способствовали дальнейшему развитию взаимовыгодных двусторонних отношений, но нерешенность курдской проблемы в Турции и Иране, судя по всему, останется долгосрочным дестабилизирующим ситуацию фактором в приграничных районах Ирака, Турции и Ирана.
В целом, несмотря на позитивные результаты развития Иракского Курдистана как субъекта федерации нового иракского государства, обстановка здесь продолжает оставаться крайне нестабильной и требует к себе самого пристального внимания со стороны мирового сообщества. Предстоящий вывод войск США из Ирака может сопровождаться обострением существующих противоречий и разногласий между Эрбилем и Багдадом, столкновением интересов региональных игроков: Ирана, Турции, Израиля, Сирии, Саудовской Аравии. Вряд ли США и НАТО останутся в стороне в случае распада Ирака, смены режима в Сирии или открытого вооруженного конфликта между Израилем и Ираном или Саудовской Аравией и Ираном. Соответствующие группировки ВС США и НАТО морского и наземного базирования в зоне Персидского залива и Средиземного моря сохраняются. Возможное новое осложнение ситуации в Ираке и вокруг него, безусловно, самым негативным образом скажется на всей системе региональной и международной безопасности. Любой новый вооруженный конфликт в регионе может вновь отбросить иракских курдов на десятки лет назад и свести на нет все их достижения в мирном строительстве.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович, специально для интернет-журнала "Курдистан. ру"