Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Курды и ислам

Просмотры5288Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2011-12-13
Курды и ислам

В последнее время актуализировался вопрос о роли ислама в Курдистане. В связи с этим мы публикуем дисскусию развернувшуюся по этому вопросу на интернет-сайте netkurd.com между публицистом Хошангом Брока и Набиевым Юрием в прошлом году. Думаю эта дисскусия и сегодня представляет интерес.
***
Прежде всего, мы, конечно, не "рекламируем" ислам, точно так же как не боремся против него. Мы просто стараемся писать про курдов и в значительной степени также для курдов, а курды - нация по преимуществу мусульманская, и Курдистан - страна мусульманская. Это объективный факт, нравится он отдельным курдским националистам или нет. Следовательно, ислам объективно играет громадную роль в курдском обществе. Какова же эта роль?
  Многие курдские националисты считают ее исключительно отрицательной. Претензии националистов к исламу как правило сводятся к следующему:
1. Ислам - религия иноземных завоевателей.
2. Ислам веками использовался и ныне используется против национального самосознания курдов: курдам внушалось, что их национальная идентичность не имеет никакого значения перед идентичностью исламской, и потому, в конечном итоге, им следовало не бороться за свои национальные права, а быть лояльными "исламскому" государству проживания (в бытовой форме этот довод звучал так: какая разница, курд или турок (араб, перс) - главное, что мы все мусульмане!).
3. Мировое исламское движение, столь озабоченное каждым пострадавшим палестинцем, ничего не сделало для защиты прав курдов и даже защиты их от физического уничтожения во времена Саддама. Его позиция в отношении курдов колебалась в спектре от игнорирования до открытой враждебности, вплоть до того, что выступления курдов против арабской власти воспринимались как выступления против Ислама.
4. С исламом связаны обскурантизм и отсталость, и именно ислам мешал и мешает курдам занять достойное место в семье цивилизованных народов мира.
  Ниже мы попытаемся показать, что эти претензии либо верны лишь частично, либо вовсе неверны и основаны на предрассудках; во всяком случае, существует и другая сторона роли ислама в курдском обществе, на которую до сих пор практически не обращали внимания.
  Исторически ислам, действительно, был привнесен в Курдистан мечами арабских захватчиков. Ситуация эта, в общем, нередкая в истории: насильственно исламизирован был не только Курдистан, но и все страны за пределами арабского мира, ставшие полем арабской экспансии; однако, и для персов, и для афганцев, и для народов Средней Азии ислам является важной частью не только национальной истории, но и национального самосознания, и, ни в коем случае не приходит в противоречие с национальной идентичностью. Это касается, впрочем, не только исламских народов - разве христианство не насаждалось огнем и мечом среди саксонцев в Германии, а затем немцами - среди народов Прибалтики? Но теперь христианство является частью национальной идентичности этих народов. Если вернуться к исламу, то достаточно вспомнить, что персы, нард с издревле сильно развитым национальным чувством, нашли любопытный выход в столкновении религиозной и национальной идентичности, создав свой, "персидский ислам" - шиизм, который и стал символом их национальной идентичности взамен древнего зороастризма. Таким образом, то, что ислам использовался и используется для "растворения" курдской идентичности - проблема не столько ислама, сколько самих курдов, которые не имели национального самосознания достаточно сильного, чтобы, подобно соседним народам, "ассимилировать" ислам и приспособить его к своим национальным нуждам. Крайне поверхностным следует признать и взгляд, отрицающий культурный потенциал ислама. Является школьной истиной, что в Средние века именно ислам создал общество, наиболее передовое в экономическом, культурном и научном отношениях, и в частности, являвшее собой блестящий образец религиозной терпимости, так недостававшей христианской Европе. Хрестоматийным стало сравнение христианских рыцарей-крестоносцев, поголовно вырезавших все мусульманское и еврейское население Иерусалима, и исламского героя Саладина, который за умеренный выкуп выпустил из взятого Иерусалима всех христиан. А разве не из исламского мира пришли в средневековую Европу основы современной науки, разве не арабского происхождения самые названия алгебры или химии? Нельзя забывать, что и курдская культура развивалась в этой великой традиции исламской науки и культуры, которая дала миру Аверроэса и Ибн Сину, Низами и Омара Хайяма. Разве великий Ахмед Хани не был исламским ученым и разве его поэзия была бы возможна без исламской традиции? Следует ясно отдавать себе отчет, что в курдской культуре все, что относится к области так называемой "высокой культуры" - т.е. то, что выходит за рамки чистого фольклора - связано с исламом. Мы знаем, что в ХХ веке появились идеи, предполагавшие "отменить" полуторатысячелетнее развитие курдской культуры, как какое-то историческое недоразумение, и вместо этого построить новую "национальную культуру" по заранее сконструированным чертежам. Эти идеи никак нельзя назвать плодотворными; более того, они были бы опасны, если бы не были целиком утопичны. История ХХ века показала нам, насколько убога и печальна судьба народов, которых (как правило, с самыми лучшими намерениями) отрывали от исторических корней, чтобы дать им "новую культуру".
    Несомненным является то, что современный ислам сильно политизирован и что политический ислам направлен острием разом как против западной цивилизации (а по большому счету - против цивилизации вообще), так и против курдов. Однако ислам сам по себе вовсе не требует от курдов принимать участие в бесновании, охватившим значительную часть мусульманского мира (но далеко не весь этот мир!). Вопрос в том, что будут понимать под исламом курды, а не в том, что понимали под ним аль-Ваххабб и аятолла Хомейни. И это заставляет вспомнить о той традиции, с которой связан ислам в Курдистане - традиции суфийских орденов. Мистическое учение суфизма, воспринявшее многое из неоплатонической философии и через нее отдаленно родственное европейскому мистическому богословию (включая православный исихаизм) - несет в себе несомненный заряд гуманистического и универсиалистского потенциала, заложенный в исламе. Суфийские мыслители, подобные Джелаладдину Руми, принадлежат безусловно не одному исламу, но всей мировой культуре. Суфиями, кстати были и средневековые курдские поэты, включая великого Хани. С другой стороны, курдская суфийская традиция прямо связана с национально-освободительной борьбой. На протяжении долгого времени мы видим, что знамя восстания поднимают суфийские шейхи либо люди, происходящие из семейств суфийских шайхов, и что их религиозная деятельность прямо связана с политиеской. Фактически, шейхами или родственниками шейхов орденов накшбанди и кадирийя были все основные курдские лидеры до середины ХХ века (кроме, разве, Кази Мухаммеда, который не был шейхом, но зато был исламским судьей). Это Шейх Обейдулла и его сыновья - сеид Таха и шейх Абдул-Кадир; шейх Саид; шейх Махмуд Барзанджи; шейх Ахмед Барзани и его брат Молла Мустафа Барзани. Исламское самосознание гармонично уживалось у них с национальными ценностями; интересно, что шейх Ахмед Барзани даже выступил в роли религиозного реформатора, пытаясь создать особый "курдский ислам". К модернизированной суфийской традиции принадлежит и выдающийся курдско-турецкий мыслитель современности Фетулла Гюлен, пользующийся громадной популярностью на курдском востоке Турции. Посмотрите как рьяно отстаивают национальные курдские интересы депутаты иракского парламента от Исламского союза Курдистана и Исламской группы Курдистана. То же можно сказать о депутатах-курдах турецкого парламента от происламской АКП. В иракском и турецком Курдистане служители в мечетях все больше ведут свои проповеди на курдском языке. Даже святой Коран переведен на курдский язык. Сегодня задача курдского национального движения состоит не в том чтобы бороться с исламом, а сделать его союзником в борьбе за курдские права – всемерно содействовать патриотический настроенным курдским служителям культа и продвигать “курдский ислам”. В последнее время курдские моллы активно стали участвовать в международных исламских конференциях и мероприятиях и это очень хорошо, так как они громко заявляют на них о правах курдских мусульман. Знаменательно, что недавно известный курдский ученый-богослов Али Карадахи избран главой Всемирного союза мусульманских богословов.

netkurd.com/?mod=author&option=view&id=738 - статья Юрия Набиева на курдском языке
netkurd.com/?mod=author&option=view&id=748 - статья Хошанга Брока на курдском языке

Ответ уважаемому Хошангу Брока

Я с интересом прочитал статью г-на Хошанга Брока, посвященную моим размышлениям, но признаться был сильно разочарован. И далеко не тем, что г-н Брока не соглашается со мной. Всегда интересно и полезно поспорить о роли ислама в истории курдов и курдском обществе с оппонентом, который хорошо разбирается в теме и способен выдвигать интересные мысли. Но, к сожалению, г-н Брока ни моей позиции элементарно не понимает, ни сам не может сформулировать собственную более или менее четко и последовательно.
  Во-первых, он почему-то принял меня за проповедника политического ислама и сторонника исламского государства. Сообщаю специально для г-на Брока, что я не только не являюсь исламистом, но не являюсь даже мусульманином: я езид. И к исламу я подхожу не как к религии, ниспосланной Богом, а как к реальности курдской традиции, истории и современной национальной жизни. То, что ислам играет громадную роль в жизни современных курдов - вне обсуждения. Уважаемый же Хошанг Брока пафосно заявляет Wek teorî, li ser asta hukum û biryara „Allah“ û herweha zimanê wî, anku „Erebî“, ku zimanê „asmanan û buheştê“ ye(zimanê pîroz û bilind e), ne Islam(bi qasî dîtina min) dikare bibe bi Kurdî, û ne jî Kurdî di Islamê de, dikare bibe Qur’an. Хочу напомнить ему, что курды вот уже на протяжении 1300-1400 лет являются мусульманами и ислам стал неотъемлемой частью их жизни. Это может кому-то не нравиться, но это объективная реальность. Именно игнорирование ислама в жизни курдского общества со стороны некоторых курдских партии, толкает верующих курдов-мусульман в объятия таких партии как турецкая АКП.
 Отрицать это бессмысленно. Не считаться с этим тоже бессмысленно. Не считаться с этим могут только люди особой породы, которые сначала выдумывают себе какой-то свой собственный Курдистан и своих собственных курдов, а потом начинают проповедовать устно и печатно, требуя от реального Курдистана и реальных курдов, чтобы они соответствовали их мечтам. Их не волнует вопрос: что делать с миллионами верующих курдов, которые ходят в мечети и творят намаз. Для них этих миллионов как бы не существует.
  Оппонент, вообразив меня сторонником исламского государства, не заметил, что я говорю не о решении курдского вопроса, не о строительстве государства и не о строительстве религии. Я говорю о строительстве нации. Оппонент апеллирует к Европе; об истории которой, честно говоря, у него такие же смутные представления, как о курдах. Он что-то слыхал о Вестфальском мире 1648 года, но воображает, что именно в 1648 году религия в Европе была отделена от государства, хотя в эту эпоху в Европе не было ни одного государства, в котором не существовало бы государственной религии, а во многих государствах было просто запрещено селиться инаковерующим. Отделение религии от государства началось со времен Французской революции, но религия, наряду с языком, поныне остается основой культурной идентичности европейских наций. У одних наций это выражено более четко: например у ирландцев, поляков, греков, для которых религия в том числе была знаменем национально-освободительной борьбы, а с другой стороны у испанцев и англичан, у которых религия всегда была тесно связана с национальной государственностью.  То, что действительно исчезло в Европе после 1648 года, это конфликт национальной и религиозной идентичности: в конечном итоге, религиозная идентичность была подчинена национально-государственной и стала ее частью. Возьмем греков, армян, грузин, сербов, русских – все они христиане но у каждой нации своя церковь свои патриарх. У армян Армянская григорианская, у грузин, русских, сербов, греков у каждой нации своя православная церковь.   Нетрудно заметить, что именно этого я и хочу для курдов. Но, может быть, подобное возможно только в христианской культуре, а ислам с таким положением принципиально несоединим, как уверяет нас автор? Увы, сам же автор тотчас и опровергает себя, когда начинает многословно обличать Фетуллу Гюлена в том, что он - турецкий националист и использует ислам в турецких национальных интересах. Значит, "турецкий ислам" все-таки возможен? А если возможен ислам турецкий, почему невозможен ислам курдский? Неужели потому, что в исламе арабский язык считается священным? Но у католиков до недавнего времени священным считался латинский язык - и это нисколько не мешало их национальному самосознанию. В Азербайджане и России(даже в российских автономиях Татарстане, Башкордостане, республиках Северного Кавказа) свой муфтият – который организационно объединяет верующих на своей национальной территории.  Ислам можно считать или не считать ниспосланной с неба религией, но и мусульманин, и немусульманин согласятся, что на земле в любом случае ислам таков, как его понимают люди. Очевидно, что ислам Саладдина и Мустафы Барзани имеет очень мало общего с исламом аятоллы Хомейни или бен Ладена. Модернизация ислама, его приспособления к требованиям и задачам современного общества - исторический вызов, на который должны ответить мусульманские нации, если они хотят занять достойное место среди народов мира. И у курдов есть все возможности стать на этом пути первопроходцами.

netkurd.com/?mod=author&option=view&id=756 - статья Хошанга Брока на курдском языке
netkurd.com/?mod=author&option=view&id=752 - ответ Юрия Набиева на курдском языке
***
Наш спор с г-м Хошангом, по-видимому, теряет смысл. Трудно спорить, когда оппонент не отвечает на выдвинутые аргументы, а попросту игнорирует их, вновь и вновь повторяя одни и те же чисто декларативные утверждения. Еще труднее спорить, когда тебе приписывают совершенно чуждые и несимпатичные взгляды - как упорно приписывается мне исламизм и враждебность к секулярному государству, хотя я именно сторонник секулярного государства и много раз повторял, что мои рассуждения касаются вопроса о роли ислама внутри курдского общества, но ни в коем случае не в политической системе курдистанского государства - тут ни один вменяемый человек не станет спорить, что насаждение и поддержание какой-либо религии не дело политической власти.
    На мой взгляд, позиция уважаемого Хошанга ошибочна по двум основным причинам. Во-первых, он стремится совершенно игнорировать роль религии в жизни всякого общества. При этом он почему-то путает общество с государством и уверен, что если государственные органы в стране не покровительствуют религии, то значит и для общества религии как бы не существует. Хотя религия по-прежнему играет важную роль в европейских обществах и в самосознании европейских наций. Если эмигрант, проживающий например в Германии, не замечает важнейшей роли христианства в европейской культуре и общественной жизни, и воображает Германию неким безрелигиозным раем - это происходит не потому, что такой роли нет, а просто потому, что эмигрант недостаточно интегрирован в местную среду. С другой стороны, тот факт, что общество Европы более секуляризовано, чем общество в Курдистане, говорит не о том, что в Курдистане следует игнорировать религиозные вопросы, мнимо подражая в этом Европе, а, наоборот о том, что в Курдистане вопрос о роли и месте религии в общественной жизни приобретает гораздо большую важность, чем в Европе. Что же касается до соотношение ислама и национализма, то если мы, вслед за уважаемым Хошангом, будем отказывать верующим курдам в патриотизме, то, очевидно, хуже от этого будет не для ислама, а для курдского национализма. Но я чувствую, что я повторяюсь и что наш спор определенно идет по кругу; доводы и позиции обеих сторон вполне ясны читателям, и пусть же они и рассудят нас. В любом случае я благодарен уважаемому Хошангу за то, что эта тема получила публичное освещение.

netkurd.com/?mod=author&option=view&id=757 - ответ Юрия Набиева на курдском языке


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

К визиту Эрдогана в Ирак

2024-04-24 Станислав Иванов
К визиту Эрдогана в Ирак

Впервые за последние 13 лет президент Турции Р.Т. Эрдоган прибыл с официальным визитом в Ирак, где провел переговоры с центральными властями в Багдаде и региональным правительством Иракского Курдистана...

Что можно ожидать от конфронтации Израиля с Ираном?

2024-04-15 Станислав Иванов
Что можно ожидать от конфронтации Израиля с Ираном?

Как известно, 1 апреля т. г. ВВС Израиля нанесли ракетно-бомбовый удар по зданию иранского консульства в столице Сирии Дамаске, в результате которого погибли 13 человек...

Исламское государство как угроза безопасности стран ШОС

2024-03-27 Станислав Иванов

Унесший жизни 137 граждан России масштабный теракт в "Крокус Сити Холл" 22 марта 2024 года еще раз продемонстрировал звериный оскал радикальных исламистских группировок, которые подвергают смертельной опасности тысячи мирных граждан на нашей планете...

Ко дню рождения Мустафы Барзани

2024-03-14 Kurdistan.Ru
Ко дню рождения Мустафы Барзани

Имя Мустафы Барзани хорошо известно и за пределами Курдистана. Не имея в своем распоряжении танковых армий и воздушных флотов, он мог проявлять свои военные таланты лишь на ограниченном театре партизанской войны...

К 33-й годовщине курдского восстания

2024-03-05 Kurdistan.Ru
К 33-й годовщине курдского восстания

5 марта – особый день в истории Курдистана. В этот день в 1991 году начались события, конечным последствием которых является нынешнее существование полунезависимого региона Курдистан в Ираке...

Россия пытается сплотить ряды палестинцев

2024-03-05 Станислав Иванов

Очередная вспышка насилия в секторе Газа вновь привлекла внимание мирового сообщества к палестинской проблеме...

Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

2024-02-28 Kurdistan.Ru
Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

Якобы, 29 февраля – 2 марта 2024 года в МИД РФ состоится очередная межпалестинская встреча в составе 12-14 делегаций палестинцев, включая ХАМАС и "Исламский джихад" (признана террористический и запрещена в РФ)...

Палестинский тупик: причины, перспективы

2024-02-26 Станислав Иванов

Нападение боевиков радикальных палестинских группировок ХАМАС и "Исламский джихад" (организация признана террористической и запрещена в РФ) 7 октября 2023 года на Израиль и последующая военная операция Армии обороны Израиля – ЦАХАЛ под кодовым названием..

К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

2024-02-20 Станислав Иванов
К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

На фоне резкого ухудшения отношений с Израилем вскоре после начала масштабной военной операции ЦАХАЛ в секторе Газа Анкара активизировала усилия по развитию своих отношений с Египтом и рядом других арабских стран...

Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

2024-02-13 centrasia.org
Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

Командующий курдским вооруженным альянсом Мазлум Абди (в центре) не раз обвинял в раздувании конфликта официальный Дамаск и его ключевого внешнего союзника – Тегеран...

Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

2024-02-03 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

Ницше — один из самых влиятельных философов 20 века, чья философия стала основой для возникновения постмодернизма. Все усилия этого философа были направлены на создание высшего человека...

Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

2024-01-29 Станислав Иванов
Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

Получив накануне очередных президентских выборов в мае 2023 года максимум возможного от крена в сторону России (ЗРК "С-400", АЭС "Аккую, легализация своего военного присутствия на севере Сирии, поставки газа на льготных условиях, односторонняя выгода...

Иран вымещает злость на Иракском Курдистане, - Игорь Субботин

2024-01-16 centrasia.org

Официальный представитель МИД Ирана Насер Канани заявил, что его страна выступает за мир и лишь отвечает на угрозы...

Что может последовать за ракетными ударами КСИР Ирана по Ираку?

2024-01-16 Станислав Иванов

Казалось бы, в начале 2024 года глава иракского правительства Мухаммед Шиа ас-Судани официально заявил о начале процедуры по выводу войск Международной коалиции из страны...

Разбой и пиратство как метод солидарности с палестинцами

2024-01-14 Станислав Иванов

Cпровоцированный радикальными исламистскими группировками ХАМАС и "Исламский джихад (запрещено в РФ) вооруженный конфликт в секторе Газа и Израиле сопровождается активизацией деятельности других исламистских группировок в регионе...

Иракский Курдистан не хочет отпускать американских военных, - Игорь Субботин

2024-01-11 centrasia.org

Война в секторе Газа стала стресс-тестом для отношений Вашингтона и Багдада...

Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

2024-01-10 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

Веками китайская философия поражала умы своей глубиной и мудростью. Философы Востока искали ответы на вечные вопросы о смысле жизни, природе мира и месте человека в нем...

Уйдут ли американские военные из Ирака?

2024-01-08 Станислав Иванов
Уйдут ли американские военные из Ирака?

Как известно, первый вывод войск США и их союзников из Ирака имел место в конце 2011 года после завершения их миссии по свержению режима Саддама Хусейна (операция "Иракская свобода")...

Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

2023-12-29 Расул Фряд Исмаил Расул
Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

Данная статья рассматривает политическую и экономическую ситуацию в Иракском Курдистане и борьбу курдов за независимость. Описывается история попыток создания независимого Курдистана, а также влияние военных конфликтов на политическую обстановку в регионе

Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

2023-12-23 Расул Фряд Исмаил Расул
Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

В данном докладе рассматриваются исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы...

Израиль перед дилеммой: завершить разгром ХАМАС или остановиться?

2023-12-14 Станислав Иванов

Предпринятая после нападения на Израиль 7 октября 2023 года масштабная военная операция Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) под кодовым названием "Железные мечи" в секторе Газа в целях уничтожения военной структуры палестинской группировки ХАМАС...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика