Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Курды и ислам

Просмотры5403Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2011-12-13
Курды и ислам

В последнее время актуализировался вопрос о роли ислама в Курдистане. В связи с этим мы публикуем дисскусию развернувшуюся по этому вопросу на интернет-сайте netkurd.com между публицистом Хошангом Брока и Набиевым Юрием в прошлом году. Думаю эта дисскусия и сегодня представляет интерес.
***
Прежде всего, мы, конечно, не "рекламируем" ислам, точно так же как не боремся против него. Мы просто стараемся писать про курдов и в значительной степени также для курдов, а курды - нация по преимуществу мусульманская, и Курдистан - страна мусульманская. Это объективный факт, нравится он отдельным курдским националистам или нет. Следовательно, ислам объективно играет громадную роль в курдском обществе. Какова же эта роль?
  Многие курдские националисты считают ее исключительно отрицательной. Претензии националистов к исламу как правило сводятся к следующему:
1. Ислам - религия иноземных завоевателей.
2. Ислам веками использовался и ныне используется против национального самосознания курдов: курдам внушалось, что их национальная идентичность не имеет никакого значения перед идентичностью исламской, и потому, в конечном итоге, им следовало не бороться за свои национальные права, а быть лояльными "исламскому" государству проживания (в бытовой форме этот довод звучал так: какая разница, курд или турок (араб, перс) - главное, что мы все мусульмане!).
3. Мировое исламское движение, столь озабоченное каждым пострадавшим палестинцем, ничего не сделало для защиты прав курдов и даже защиты их от физического уничтожения во времена Саддама. Его позиция в отношении курдов колебалась в спектре от игнорирования до открытой враждебности, вплоть до того, что выступления курдов против арабской власти воспринимались как выступления против Ислама.
4. С исламом связаны обскурантизм и отсталость, и именно ислам мешал и мешает курдам занять достойное место в семье цивилизованных народов мира.
  Ниже мы попытаемся показать, что эти претензии либо верны лишь частично, либо вовсе неверны и основаны на предрассудках; во всяком случае, существует и другая сторона роли ислама в курдском обществе, на которую до сих пор практически не обращали внимания.
  Исторически ислам, действительно, был привнесен в Курдистан мечами арабских захватчиков. Ситуация эта, в общем, нередкая в истории: насильственно исламизирован был не только Курдистан, но и все страны за пределами арабского мира, ставшие полем арабской экспансии; однако, и для персов, и для афганцев, и для народов Средней Азии ислам является важной частью не только национальной истории, но и национального самосознания, и, ни в коем случае не приходит в противоречие с национальной идентичностью. Это касается, впрочем, не только исламских народов - разве христианство не насаждалось огнем и мечом среди саксонцев в Германии, а затем немцами - среди народов Прибалтики? Но теперь христианство является частью национальной идентичности этих народов. Если вернуться к исламу, то достаточно вспомнить, что персы, нард с издревле сильно развитым национальным чувством, нашли любопытный выход в столкновении религиозной и национальной идентичности, создав свой, "персидский ислам" - шиизм, который и стал символом их национальной идентичности взамен древнего зороастризма. Таким образом, то, что ислам использовался и используется для "растворения" курдской идентичности - проблема не столько ислама, сколько самих курдов, которые не имели национального самосознания достаточно сильного, чтобы, подобно соседним народам, "ассимилировать" ислам и приспособить его к своим национальным нуждам. Крайне поверхностным следует признать и взгляд, отрицающий культурный потенциал ислама. Является школьной истиной, что в Средние века именно ислам создал общество, наиболее передовое в экономическом, культурном и научном отношениях, и в частности, являвшее собой блестящий образец религиозной терпимости, так недостававшей христианской Европе. Хрестоматийным стало сравнение христианских рыцарей-крестоносцев, поголовно вырезавших все мусульманское и еврейское население Иерусалима, и исламского героя Саладина, который за умеренный выкуп выпустил из взятого Иерусалима всех христиан. А разве не из исламского мира пришли в средневековую Европу основы современной науки, разве не арабского происхождения самые названия алгебры или химии? Нельзя забывать, что и курдская культура развивалась в этой великой традиции исламской науки и культуры, которая дала миру Аверроэса и Ибн Сину, Низами и Омара Хайяма. Разве великий Ахмед Хани не был исламским ученым и разве его поэзия была бы возможна без исламской традиции? Следует ясно отдавать себе отчет, что в курдской культуре все, что относится к области так называемой "высокой культуры" - т.е. то, что выходит за рамки чистого фольклора - связано с исламом. Мы знаем, что в ХХ веке появились идеи, предполагавшие "отменить" полуторатысячелетнее развитие курдской культуры, как какое-то историческое недоразумение, и вместо этого построить новую "национальную культуру" по заранее сконструированным чертежам. Эти идеи никак нельзя назвать плодотворными; более того, они были бы опасны, если бы не были целиком утопичны. История ХХ века показала нам, насколько убога и печальна судьба народов, которых (как правило, с самыми лучшими намерениями) отрывали от исторических корней, чтобы дать им "новую культуру".
    Несомненным является то, что современный ислам сильно политизирован и что политический ислам направлен острием разом как против западной цивилизации (а по большому счету - против цивилизации вообще), так и против курдов. Однако ислам сам по себе вовсе не требует от курдов принимать участие в бесновании, охватившим значительную часть мусульманского мира (но далеко не весь этот мир!). Вопрос в том, что будут понимать под исламом курды, а не в том, что понимали под ним аль-Ваххабб и аятолла Хомейни. И это заставляет вспомнить о той традиции, с которой связан ислам в Курдистане - традиции суфийских орденов. Мистическое учение суфизма, воспринявшее многое из неоплатонической философии и через нее отдаленно родственное европейскому мистическому богословию (включая православный исихаизм) - несет в себе несомненный заряд гуманистического и универсиалистского потенциала, заложенный в исламе. Суфийские мыслители, подобные Джелаладдину Руми, принадлежат безусловно не одному исламу, но всей мировой культуре. Суфиями, кстати были и средневековые курдские поэты, включая великого Хани. С другой стороны, курдская суфийская традиция прямо связана с национально-освободительной борьбой. На протяжении долгого времени мы видим, что знамя восстания поднимают суфийские шейхи либо люди, происходящие из семейств суфийских шайхов, и что их религиозная деятельность прямо связана с политиеской. Фактически, шейхами или родственниками шейхов орденов накшбанди и кадирийя были все основные курдские лидеры до середины ХХ века (кроме, разве, Кази Мухаммеда, который не был шейхом, но зато был исламским судьей). Это Шейх Обейдулла и его сыновья - сеид Таха и шейх Абдул-Кадир; шейх Саид; шейх Махмуд Барзанджи; шейх Ахмед Барзани и его брат Молла Мустафа Барзани. Исламское самосознание гармонично уживалось у них с национальными ценностями; интересно, что шейх Ахмед Барзани даже выступил в роли религиозного реформатора, пытаясь создать особый "курдский ислам". К модернизированной суфийской традиции принадлежит и выдающийся курдско-турецкий мыслитель современности Фетулла Гюлен, пользующийся громадной популярностью на курдском востоке Турции. Посмотрите как рьяно отстаивают национальные курдские интересы депутаты иракского парламента от Исламского союза Курдистана и Исламской группы Курдистана. То же можно сказать о депутатах-курдах турецкого парламента от происламской АКП. В иракском и турецком Курдистане служители в мечетях все больше ведут свои проповеди на курдском языке. Даже святой Коран переведен на курдский язык. Сегодня задача курдского национального движения состоит не в том чтобы бороться с исламом, а сделать его союзником в борьбе за курдские права – всемерно содействовать патриотический настроенным курдским служителям культа и продвигать “курдский ислам”. В последнее время курдские моллы активно стали участвовать в международных исламских конференциях и мероприятиях и это очень хорошо, так как они громко заявляют на них о правах курдских мусульман. Знаменательно, что недавно известный курдский ученый-богослов Али Карадахи избран главой Всемирного союза мусульманских богословов.

netkurd.com/?mod=author&option=view&id=738 - статья Юрия Набиева на курдском языке
netkurd.com/?mod=author&option=view&id=748 - статья Хошанга Брока на курдском языке

Ответ уважаемому Хошангу Брока

Я с интересом прочитал статью г-на Хошанга Брока, посвященную моим размышлениям, но признаться был сильно разочарован. И далеко не тем, что г-н Брока не соглашается со мной. Всегда интересно и полезно поспорить о роли ислама в истории курдов и курдском обществе с оппонентом, который хорошо разбирается в теме и способен выдвигать интересные мысли. Но, к сожалению, г-н Брока ни моей позиции элементарно не понимает, ни сам не может сформулировать собственную более или менее четко и последовательно.
  Во-первых, он почему-то принял меня за проповедника политического ислама и сторонника исламского государства. Сообщаю специально для г-на Брока, что я не только не являюсь исламистом, но не являюсь даже мусульманином: я езид. И к исламу я подхожу не как к религии, ниспосланной Богом, а как к реальности курдской традиции, истории и современной национальной жизни. То, что ислам играет громадную роль в жизни современных курдов - вне обсуждения. Уважаемый же Хошанг Брока пафосно заявляет Wek teorî, li ser asta hukum û biryara „Allah“ û herweha zimanê wî, anku „Erebî“, ku zimanê „asmanan û buheştê“ ye(zimanê pîroz û bilind e), ne Islam(bi qasî dîtina min) dikare bibe bi Kurdî, û ne jî Kurdî di Islamê de, dikare bibe Qur’an. Хочу напомнить ему, что курды вот уже на протяжении 1300-1400 лет являются мусульманами и ислам стал неотъемлемой частью их жизни. Это может кому-то не нравиться, но это объективная реальность. Именно игнорирование ислама в жизни курдского общества со стороны некоторых курдских партии, толкает верующих курдов-мусульман в объятия таких партии как турецкая АКП.
 Отрицать это бессмысленно. Не считаться с этим тоже бессмысленно. Не считаться с этим могут только люди особой породы, которые сначала выдумывают себе какой-то свой собственный Курдистан и своих собственных курдов, а потом начинают проповедовать устно и печатно, требуя от реального Курдистана и реальных курдов, чтобы они соответствовали их мечтам. Их не волнует вопрос: что делать с миллионами верующих курдов, которые ходят в мечети и творят намаз. Для них этих миллионов как бы не существует.
  Оппонент, вообразив меня сторонником исламского государства, не заметил, что я говорю не о решении курдского вопроса, не о строительстве государства и не о строительстве религии. Я говорю о строительстве нации. Оппонент апеллирует к Европе; об истории которой, честно говоря, у него такие же смутные представления, как о курдах. Он что-то слыхал о Вестфальском мире 1648 года, но воображает, что именно в 1648 году религия в Европе была отделена от государства, хотя в эту эпоху в Европе не было ни одного государства, в котором не существовало бы государственной религии, а во многих государствах было просто запрещено селиться инаковерующим. Отделение религии от государства началось со времен Французской революции, но религия, наряду с языком, поныне остается основой культурной идентичности европейских наций. У одних наций это выражено более четко: например у ирландцев, поляков, греков, для которых религия в том числе была знаменем национально-освободительной борьбы, а с другой стороны у испанцев и англичан, у которых религия всегда была тесно связана с национальной государственностью.  То, что действительно исчезло в Европе после 1648 года, это конфликт национальной и религиозной идентичности: в конечном итоге, религиозная идентичность была подчинена национально-государственной и стала ее частью. Возьмем греков, армян, грузин, сербов, русских – все они христиане но у каждой нации своя церковь свои патриарх. У армян Армянская григорианская, у грузин, русских, сербов, греков у каждой нации своя православная церковь.   Нетрудно заметить, что именно этого я и хочу для курдов. Но, может быть, подобное возможно только в христианской культуре, а ислам с таким положением принципиально несоединим, как уверяет нас автор? Увы, сам же автор тотчас и опровергает себя, когда начинает многословно обличать Фетуллу Гюлена в том, что он - турецкий националист и использует ислам в турецких национальных интересах. Значит, "турецкий ислам" все-таки возможен? А если возможен ислам турецкий, почему невозможен ислам курдский? Неужели потому, что в исламе арабский язык считается священным? Но у католиков до недавнего времени священным считался латинский язык - и это нисколько не мешало их национальному самосознанию. В Азербайджане и России(даже в российских автономиях Татарстане, Башкордостане, республиках Северного Кавказа) свой муфтият – который организационно объединяет верующих на своей национальной территории.  Ислам можно считать или не считать ниспосланной с неба религией, но и мусульманин, и немусульманин согласятся, что на земле в любом случае ислам таков, как его понимают люди. Очевидно, что ислам Саладдина и Мустафы Барзани имеет очень мало общего с исламом аятоллы Хомейни или бен Ладена. Модернизация ислама, его приспособления к требованиям и задачам современного общества - исторический вызов, на который должны ответить мусульманские нации, если они хотят занять достойное место среди народов мира. И у курдов есть все возможности стать на этом пути первопроходцами.

netkurd.com/?mod=author&option=view&id=756 - статья Хошанга Брока на курдском языке
netkurd.com/?mod=author&option=view&id=752 - ответ Юрия Набиева на курдском языке
***
Наш спор с г-м Хошангом, по-видимому, теряет смысл. Трудно спорить, когда оппонент не отвечает на выдвинутые аргументы, а попросту игнорирует их, вновь и вновь повторяя одни и те же чисто декларативные утверждения. Еще труднее спорить, когда тебе приписывают совершенно чуждые и несимпатичные взгляды - как упорно приписывается мне исламизм и враждебность к секулярному государству, хотя я именно сторонник секулярного государства и много раз повторял, что мои рассуждения касаются вопроса о роли ислама внутри курдского общества, но ни в коем случае не в политической системе курдистанского государства - тут ни один вменяемый человек не станет спорить, что насаждение и поддержание какой-либо религии не дело политической власти.
    На мой взгляд, позиция уважаемого Хошанга ошибочна по двум основным причинам. Во-первых, он стремится совершенно игнорировать роль религии в жизни всякого общества. При этом он почему-то путает общество с государством и уверен, что если государственные органы в стране не покровительствуют религии, то значит и для общества религии как бы не существует. Хотя религия по-прежнему играет важную роль в европейских обществах и в самосознании европейских наций. Если эмигрант, проживающий например в Германии, не замечает важнейшей роли христианства в европейской культуре и общественной жизни, и воображает Германию неким безрелигиозным раем - это происходит не потому, что такой роли нет, а просто потому, что эмигрант недостаточно интегрирован в местную среду. С другой стороны, тот факт, что общество Европы более секуляризовано, чем общество в Курдистане, говорит не о том, что в Курдистане следует игнорировать религиозные вопросы, мнимо подражая в этом Европе, а, наоборот о том, что в Курдистане вопрос о роли и месте религии в общественной жизни приобретает гораздо большую важность, чем в Европе. Что же касается до соотношение ислама и национализма, то если мы, вслед за уважаемым Хошангом, будем отказывать верующим курдам в патриотизме, то, очевидно, хуже от этого будет не для ислама, а для курдского национализма. Но я чувствую, что я повторяюсь и что наш спор определенно идет по кругу; доводы и позиции обеих сторон вполне ясны читателям, и пусть же они и рассудят нас. В любом случае я благодарен уважаемому Хошангу за то, что эта тема получила публичное освещение.

netkurd.com/?mod=author&option=view&id=757 - ответ Юрия Набиева на курдском языке


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

К очередной антикурдской провокации в Турции

2024-10-25 Станислав Иванов
К очередной антикурдской провокации в Турции

23 октября 2024 года в столице Турции Анкаре на объекте аэрокосмической корпорации Tusaş произошел теракт. Трое вооруженных преступников обстреляли один из КПП предприятия и осуществили подрывы взрывных устройств...

Новый кризис на Ближнем Востоке

2024-10-23 Станислав Иванов
Новый кризис на Ближнем Востоке

К великому сожалению, возникший после нападения боевиков ХАМАС и "Исламского джихада" (запрещено в РФ) на Израиль 7 октября 2023 года новый кризис на Ближнем Востоке не только продолжается, но и имеет тенденцию к расширению как по географии, так и по масш

Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

2024-09-29 Станислав Иванов
Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

Вслед за громким убийством одного из лидеров радикальной палестинской группировки ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране был убит в Бейруте 27 сентября 2024 года в результате серии авиаударов ВВС Израиля лидер ливанской шиитской группировки "Хизбалла"...

Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

2024-09-19 Андрей Сизов, newizv.ru
Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

На днях произошло событие, незаслуженно обойденное вниманием крупнейшими СМИ и мировой общественности. Масуд Пезешкиан стал первым президентом Ирана, посетившим Иракский Курдистан...

Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

2024-09-18 Станислав Иванов
Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

Как сообщается в СМИ, Турция подала официальную заявку на вступление в БРИКС и этот вопрос будет рассматриваться уже на октябрьском 2024 года саммите организации в столице Татарстана г. Казани...

Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

2024-09-16 Станислав Иванов
Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

В отличие от курдов Турции, Сирии и Ирана, которые пока официально не имеют прав даже на культурную национальную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации в постсаддамовском Ираке с самыми широкими правами и полномочиями...

Афгано-пакистанские отношения испытываются на прочность

2024-09-10 Станислав Иванов

4-7 сентября 2024 года произошли вооруженные столкновения с применением тяжелого оружия между афганскими и пакистанскими пограничниками и военными...

Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

2024-08-28 Станислав Иванов
Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

Российские власти вместе с Ираном и Ираком продолжают прилагать значительные политико-дипломатические усилия по снятию напряженности в турецко-сирийских отношениях, а в идеале, - по восстановлению атмосферы доверия, дипломатических и других отношений межд

16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

2024-08-16 Kurdistan.Ru
16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

78 лет назад, 16 августа 1946 года, в Багдаде состоялось подпольное собрание представителей курдских групп, которое вошло в историю как I съезд "Демократической партии Курдистана" (ДПК)...

О курдском флаге

2024-08-15 Анаре Барие Бала
О курдском флаге

"Я был рождён в тени курдского флага в Мехабаде, и я готов служить и умереть ради этого флага" – Масуд Барзани...

Ирак между молотом и наковальней

2024-08-14 Станислав Иванов
Ирак между молотом и наковальней

Раздираемый внутренними противоречиями Ирак оказался вновь перед дилеммой - выбором своих стратегических внешних партнеров. На их роль претендуют Иран и США...

Ближний Восток вновь на грани большой войны

2024-08-07 Станислав Иванов
Ближний Восток вновь на грани большой войны

Убийство 31 июля 2024 года в Тегеране главы политбюро палестинской радикальной группировки ХАМАС Исмаила Хании и ликвидация в результате воздушного удара Израиля...

Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

2024-08-04 Юрий Дасни
Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

Исламизм — один из самых значимых и трагичных явлений езидского геноцида. Оказавшись в исламском окружении езиды на протяжении всего последнего тысячелетия в регионе своего автохтонного проживания испытывают на себе систематические преследования...

Эрдоган угрожает Израилю вторжением

2024-07-30 Станислав Иванов
Эрдоган угрожает Израилю вторжением

28 июля 2024 года Эрдоган заявил, что Турция может войти в Израиль так же, как в свое время вошла в Нагорный Карабах и Ливию. По его мнению, туркам "просто нужно быть сильными, чтобы сделать такие шаги"...

К попыткам создать антииранский альянс на Ближнем Востоке

2024-07-26 Станислав Иванов
К попыткам создать антииранский альянс на Ближнем Востоке

Нападение 7 октября 2023 года на Израиль боевиков радикальных палестинских организаций ХАМАС и "Исламский джихад" (организация запрещена в РФ), последовавшие удары по территории Израиля ракетами и беспилотниками исламистских группировок "Ансар Аллах" (Йе

Тупиковая ситуация в секторе Газа может привести к большой войне

2024-07-25 Станислав Иванов
Тупиковая ситуация в секторе Газа может привести к большой войне

Новая масштабная вспышка насилия на Ближнем Востоке после нападения боевиков радикальных палестинских группировок (ХАМАС и Исламский джихад ) на Израиль 7 октября 2023 года продолжает оставаться одной из основных угроз региональной безопасности...

Отражение в российских СМИ роль Пешмерга в войне против ИГИЛ

2024-07-15 Расул Фряд Исмаил
Отражение в российских СМИ роль Пешмерга в войне против ИГИЛ

Аннотация: Целью исследования является освещение роли Сил Пешмерга регионального правительства Курдистана в борьбе с ИГИЛ (запрещено в России), считающимся одной из самых жестоких террористических организаций в мире, оказавшим непосредственное влияние на

Сирийские курды идут наперекор Вашингтону и Анкаре, - И.Субботин

2024-06-04 centrasia.org
Сирийские курды идут наперекор Вашингтону и Анкаре, - И.Субботин

Автономная администрация северо-востока Сирии, находящаяся в зоне фактической ответственности США, заявила о готовности провести муниципальные выборы 11 июня вопреки давлению Турции...

Проба сил или отложенная война между Ираном и Израилем

2024-06-04 Станислав Иванов
Проба сил или отложенная война между Ираном и Израилем

Особенностью новой волны насилия в регионе стала активизация радикальных исламистских группировок, которые стали играть ведущую роль в протестной идеологии и политике на Ближнем Востоке...

К трагической гибели президента Ирана Эбрахима Раиси

2024-05-21 Станислав Иванов
К трагической гибели президента Ирана Эбрахима Раиси

Руководство РФ, как и ряд других лидеров государств, выразило свои искренние соболезнования в связи с трагической гибелью президента Ирана Э. Раиси и сопровождавших его лиц...

Иран и США обсудили эскалацию на Ближнем Востоке

2024-05-19 eadaily.com
Иран и США обсудили эскалацию на Ближнем Востоке

США и Иран на этой неделе провели в Омане "непрямые переговоры" по вопросу недопущения эскалации напряженности на Ближнем Востоке. Об этом сообщил в пятницу портал Axios со ссылкой на источники...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика