"Все эти чудовищные потери, когда несколько лет назад страна была залита кровью, на совести американцев. Если бы они не пришли, то ничего этого не было бы", – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Георгий Мирский, подытожив американскую интервенцию в Ирак. В четверг в Багдаде на официальной церемонии был спущен американский флаг.
В четверг в Багдаде в присутствии министра обороны США Леона Панетты состоялась церемония спуска американского флага, что ознаменовало окончательное завершение девятилетней войны в Ираке. В ней также участвовали председатель объединенного комитета начальников штабов США генерал Мартин Дэмпси, командующий американскими войсками в Ираке Ллойд Остин, посол США в Ираке Джеймс Джеффри и глава центрального командования вооруженных сил США Джеймс Маттис.
«Главный плюс, который получили иракцы – это свобода. Но за нее приходится дорого платить. Поэтому окончательный баланс будет установлен еще нескоро»
Иракскую сторону представляли президент страны Джаляль Талабани, начальник генштаба иракских вооруженных сил генерал-лейтенант Бабакер Зебари и представитель министерства обороны Ирака генерал-майор Мухаммед аль-Аскари.
Сейчас большая часть американского контингента покинула Ирак, где остаются лишь 4 тыс. военнослужащих, но и они покинут страну в ближайшем будущем.
Жертвами вторжения, которое началось в марте 2003 года, стали около 4,5 тыс. американских солдат и более 100 тыс. иракцев. Итоги войны в Ираке газета ВЗГЛЯД попросила подвести главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений Георгия Мирского.
ВЗГЛЯД: Георгий Ильич, каковы главные результаты войны США в Ираке?
Георгий Мирский: Итоги неоднозначные и весьма противоречивые. Причем, как это ни парадоксально, для Соединенных Штатов не меньше, а может быть, и больше отрицательных итогов, чем для самого Ирака. Дело в том, что в США давно пришли к мнению, что вторжение Джорджа Буша-младшего в Ирак привело к настоящему фиаско. Мне наполовину в шутку рассказывали, что в местных книжных магазинах открылись специальные отделы под названием «Иракское фиаско». Книг действительно написано огромное количество.
ВЗГЛЯД: Какие тезисы характерны для большинства авторов?
Г. М.: В них критика, но не самого военного вторжения. Американцы блестяще за три недели быстро разгромили армию Саддама Хусейна. А вот планы послевоенного устройства, перехода к мирной жизни были настолько безграмотные, некомпетентные, неквалифицированные, что я поражался.
Я работал в США и знаю, что там есть множество талантливых, высоко эрудированных арабистов, в том числе самих этнических арабов. В Пентагоне к ним не прислушались. В результате наломали столько дров, что диву даешься.
ВЗГЛЯД: Какие совершенные американцами ошибки оказались самыми грубыми?
Г. М.: Распустили национальную армию Ирака. 400 тыс. человек оказались не у дел, многие – без куска хлеба, в том числе офицеры. Поэтому многие военные ушли в сопротивление. Распустили партию «Баас» и запретили всем членам партии занимать сколько-нибудь значимые посты. Это полный абсурд.
В тоталитарном государстве все существенные должности занимают члены правящей партии. Представляете, что было бы в России, если бы в 1991 году всем членам КПСС запретили бы работать на серьезных должностях? Но даже если бы этого не было, то, конечно, разворошили такой муравейник, который и не подозревали.
Ведь арабское население состоит из суннитов и шиитов. В Ираке всегда правили сунниты. А оказалось, поскольку американцы принесли демократию все-таки, что шиитов 60%. Естественно, у них большинство в парламенте и правительстве. А сунниты, которые столетиями были наверху, оказались внизу. Началось сопротивление.
Офицер Джо Аллен (второй справа) и командующий американской армией в Ираке генерал Ллойд Остин складывают военные американские знамена в Багдаде (Фото: Reuters)
Дальше – больше. Когда рушится тоталитарная власть, то все, что было спрятано, таилось где-то – все выходит наружу! В том числе все безобразия и гнусность. Люди сводят старые счеты, вспоминают прежние обиды и т.д. В результате 4-5 лет назад всем казалось, что американцы проиграли эту войну и Ирак просто погибает. Когда несколько тысяч человек в месяц погибали от взрывов, чисток. Когда милиция с обеих сторон страшно бесчинствовала. Общественность потребовала вообще вывести войска к черту.
Но тут произошла еще одна вещь. На помощь суннитским боевикам прибыли ребята из «Аль-Каиды». Точно так же как двадцать лет до этого со всех концов мусульманского мира, особенно арабского, люди приехали воевать в Афганистан против советской армии. Теперь следующее поколение моджахедов прибыло в Ирак со всех концов.
ВЗГЛЯД: Насколько серьезной с военной точки зрения оказалась помощь «Аль-Каиды»?
Г.М.: Эти люди одно время очень успешно «выступали» с иракскими суннитами, а потом «Аль-Каида» переиграла сама себя. Это же мракобесная зверская организация. Она устанавливала свои законы в тех районах, где появлялась. Они готовили смертников. Запрещали алкоголь, курение. Происходило жесточайшее обуздание женщин. В конце концов, получилось так, что суннитские боевики решили так: Америка – это плохо, но «Аль-Каида» - еще хуже.
Поэтому сунниты в итоге массово перешли на сторону американцев, вступив с ними в альянс. Это произошло 4 года назад. Начались совместные операции против «Аль-Каиды». Плюс Буш под конец своего правления отправил в Ирак дополнительные войска и очень талантливого генерала Дэвида Петреуса.
Все это привело к тому, что свершился перелом. И в конечном счете, правительство, которое было образовано, и армия с полицией все-таки, имея в качестве авангарда американскую морскую пехоту, сумели одержать верх над суннитскими, а также некоторыми шиитскими экстремистскими отрядами, которые ранее вели беспощадную войну.
ВЗГЛЯД: Какие людские и финансовые потери понесли американцы и иракцы? Насколько они серьезны для них самих?
Г.М.: Война обошлась примерно в один триллион долларов. Триллион! Погибло около 4,5 тысяч американских солдат. Потери иракцев составляют многие десятки тысяч, если не сотни, но убитые не американцами, а самими же арабами – иракцами. Сунниты убивали шиитов и наоборот.
Но сейчас, когда поводится итог, можно сказать, что все эти чудовищные потери, когда несколько лет назад страна была залита кровью, на совести американцев. Если бы они не пришли, то ничего этого не было бы. Они же выпустили джина из бутылки.
Все эти зверства начались после свержения Саддама Хусейна. Образовался вакуум власти. Оккупационные силы не смогли справиться с ситуацией - и пошло-поехало. Первопричиной принято считать американскую интервенцию.
Во-вторых, так всегда бывает, когда рушится тоталитарная власть, исчезает стабильность, предсказуемость жизни. При тоталитарном режиме Хусейна единственным источником насилия было само государство. А тут насилие распространялось по горизонтали и вертикали. Насилие стали применять различные группировки.
В результате никакой стабильности нет и люди живут в страхе. Сейчас американцы ушли, но то и дело, то в одном, то в другом городе происходят взрывы. И, видимо, это еще не скоро прекратится.
ВЗГЛЯД: В какой степени война в Ираке повлияла на ситуацию в соседнем Иране и на его политику в регионе?
Г.М.: Устранив своими руками режим Саддама Хусейна, США открыли дорогу иранской экспансии в Ирак. Иран – главный их враг в этом регионе. Саддамовский режим был крепким щитом и противовесом. Ирак и Иран воевали восемь лет друг с другом. Американцы устранили Хусейна и в результате на политической поверхности в Ираке находятся шииты, которые находятся под значительным влиянием соседнего шиитского Ирана.
То есть американцы своим собственным врагам любезно включили зеленый свет. Иран стал региональным тяжеловесом, который финансирует и вооружает и «Хизбаллу» и ХАМАС. Американцы, таким образом, нанесли своим интересам сильнейший удар.
ВЗГЛЯД: Насколько сильно пострадал имидж США в мире?
Г.М.: Во всем мире поднялась беспрецедентная волна антиамериканизма. Такого раньше не было, особенно в мусульманском мире. Репутация Соединенных Штатов, их престиж и авторитет резко упали.
ВЗГЛЯД: Каким в итоге стал Ирак? Все же теперь там есть парламент, в котором заседают разные партии? Люди могут ездить за рубеж, вести бизнес, пользоваться Интернетом...
Г.М.: Рухнул тоталитаризм. Люди, которые жили, подобно мне, в тоталитарной системе здесь, у нас, понимают, что это такое. Эти люди всю жизнь боялись сказать лишнее слово, зная, что на тебя напишут донос. Люди в Ираке боялись встретиться с иностранцем. Видя его, они переходили на другую сторону улицы. Люди, которые знали, что их детей заставляли выдавать своих родителей, если те скажут что-нибудь этакое и т.д. Сколько людей было убито. Только в ходе операции «Анфаль» в Северном Ираке в 1989 году войска Саддама уничтожили 180 тысяч человек.
Да, сейчас, в отличие от прежних времен, люди имеют возможность говорить обо всем. Слушать любое радио. Читать любые газеты, голосовать за любую партию, уезжать за границу и возвращаться обратно. У людей появилось кабельное телевидение, мобильники, Интернет – то, чего раньше не было.
Главный плюс, который получили иракцы – это свобода. Но за нее приходится дорого платить. Поэтому окончательный баланс будет установлен еще нескоро, думаю, в следующем поколении. А пока Ирак стал самостоятельным государством вопреки многим разговорам о том, что страна распадется на три части. Он не распался. Курдистан, конечно, фактически автономный, но тем не менее официально это часть Иракской Республики.
ВЗГЛЯД: Во время войны неоднократно говорилось о том, что американцам нужна нефть и ради нее и было решено оккупировать Ирак. В чьих руках сейчас нефть?
Г.М.: Добыча нефти возобновилась. Ирак вернулся в число крупнейших нефтедобывающих стран. То, что американцы хотели захватить иракскую нефть – абсолютный вздор. Были торги. Российские компании получили жирные куски, как и европейские. Американским досталось гораздо меньше.
ВЗГЛЯД: Насколько ныне существующий режим в Ираке можно назвать демократичным?
Г.М.: Как человек, который долго занимался изучением Ирака, должен сказать, что худшие черты иракского национального характера проявились сейчас в этом правительстве во главе с Нури Аль-Малики. Это склочные и беспринципные люди, которые не могут ни о чем между собой договориться. Это зло. Но это иное зло, чем было при режиме Хусейна.
ВЗГЛЯД: Какое у США сохранится влияние на Ирак после вывода войск?
Г.М.: Ирак остается под влиянием Америки и Ирана. Чье влияние будет больше – трудно сказать. Правительство не будет спорить ни с иранцами, ни с американцами. Будет лавировать. В этом даже есть для них какая-то польза. Они будут как тот ласковый теленок, который двух маток сосет. Ирак будет сосать американцев и иранцев.
Какие-то экономические позиции, в принципе, у американцев сохраняются там. Но сейчас Ирак - самостоятельное государство и в случае каких-то передряг на Ближнем Востоке американцы уже не смогут заставлять Багдад действовавать строго по своей указке. Это уже прошло.
Они уходят. Уходят, конечно, не с гордо поднятой головой, но и не так, как они уходили из Вьетнама, поджав хвост, как побитые собаки.