Безусловно, все опасались взрыва вражды между суннитами и шиитами с выводом американских войск. Но ордер на арест вице-президента Ирака Тарика эль-Хашеми под формальным предлогом, чтобы тот не мог помешать расследованию теракта на территории "Зеленой зоны" 28 ноября 2011 года, в котором якобы были замешаны его телохранители (трое арестованы и дают показания) и который был направлен против премьер-министра Ирака Нури эль-Малики, - это очень бурное начало нового политического периода в истории Ирака.
Это произошло буквально на следующий день после формального объявления о выводе американских войск, но к этому все шло давно. Стоит упомянуть, что за последние недели были задержаны около 30 сотрудников из аппарата и других организаций Айяда Аллави, бывшего премьер-министра Ирака и нынешнего лидера коалиции "Эль-Иракийя".
Премьер-министр Нури эль-Малики обратился за снятием парламентской неприкосновенности с одного из лидеров фракции "Эль-Иракийя" Салиха эль-Мутлака, лидера иракских суннитов. 17 декабря депутаты от преимущественно суннитской "Эль-Иракийи" (90 человек) приступили к бойкоту заседаний парламента. Они заявили, что уйдут в отставку, если правительство в течение двух недель не отреагирует адекватно на их требования, связанные с нарушением баланса сил и с политикой премьер-министра, проводимой им без оглядки на позицию "союзников по коалиционному правительству". 17 декабря 2011 года в зале парламента Ирака присутствовало всего 184, а по другим данным 182 депутата, при кворуме в 163 депутата. 18 декабря вице-президент Тарик эль-Хашеми, вице-премьер Салих эль-Мутлак и члены правительства от фракции "Эль-Иракийя" заявили об уходе со своих постов. Следует учесть и то, что все провинции, где преобладает суннитское население, заявили о желании превратить свои административные образования в федеральные регионы по образцу иракского Курдистана. Все это свидетельствует о том, что сунниты, обладающие огромной внешней поддержкой, настроены крайне решительно и что их противостояние федеральным властям будет в ближайшее время только усиливаться. Есть претензии к Малики и со стороны шиитских партий.
Трудно предсказать приведет ли эта волна к событиям, аналогичным тому, что было в концентрированном виде несколько лет назад в Фаллудже, но, если события по образцу "арабской весны" начнутся в суннитских провинциях и примут хотя бы "сирийский масштаб", а все предпосылки для этого есть, это будет большим испытанием для постамериканского Ирака. Сейчас те ниточки, на которых держится вся эта наскоро склеенная политическая конструкция "освобожденного Ирака", - это курды, с одной стороны, и "самовластье" Малики, с другой.
Что выберут курды?
Курды оказываются перед большим искусом, что предпринять. Возможно ли, что они поддержат Нури эль-Малики? Казалось бы, Малики не имеет выхода из ситуации, как уступить курдам и пойти на выполнение норм, предусмотренных Конституцией Ирака: назначить перепись, а затем и референдум в спорных районах, прежде всего, в Киркуке. Еще один, давно обещанный курдам шаг, - принять закон о нефти, хотя бы в редакции 2007 года. В этой ситуации курды могли бы поддержать режим Нури эль-Малики, поскольку им крайне важно законным, а не силовым путем получить под свой контроль курдские территории, оторванные от их региона в ходе перекройки административных границ при Саддаме Хусейне, а также окончательно легитимизировать свое конституционное право на разработку нефти и газа на своей территории. Это – крайне высокая ставка. Ради нее курды могли бы еще раз спасти федеративный Ирак, но проблема в том, что другое крыло, на которое политически опирается Малики, партия Муктады эс-Садра, решительно настроена против того, чтобы идти на встречу курдам. Соответственно, курды вряд ли могут получить что-то от Малики в нынешней ситуации, если тот будет действовать с оглядкой на парламент. В отличие от суннитов, не воспользовавшихся в 2003 – 2007 годах возможностью создать собственную автономию, сила курдов не только в парламентском представительстве в Багдаде, курды имеют реальную государственность (свою власть на своей земле) и представляют из себя реальную и во многом признанную государственно-политическую силу, сохранение и наращивание которой и является их целью. Именно отношения между региональным правительством Курдистана и правительством в Багдаде на период кризиса выдвигаются на первый план. Ситуация в Ираке крайне важна, но все же это – внешние условия существования Иракского Курдистана.
Возможен ли союз с "Эль-Иракией"? Нури эль-Малики практически исчерпал кредит доверия партий, полученный им при вступлении на пост премьер-министра, поскольку не выполнил условий межпартийного соглашения – так называемых 19 требований. По крайней мере, курды не получили ни федерального закона о нефти, ни переписи и ни референдума, хотя бы в Киркуке. Сунниты не получили удовлетворения своих требований на реальное участие во власти, наоборот, усилилась антибаасистская кампания, а политику Малики они определяют исключительно как "одностороннюю". В этих условиях оппозиция должна была бы сплотиться и добиться его отставки. Но вряд ли курдам политически приемлемо усиление суннитов, которые не настроены на уступки базовым требованиям курдов о самостоятельности. Союз с суннитами даже опасен, учитывая, что что суннитское движение, видимо, будет радикализироваться.
Курдам снова надо пройти между суннитской Сциллой и шиитской Харибдой, уклоняясь от одной и защищаясь от другой, что возможно при максимально точном и суверенном (нацеленном исключительно на свои национальные интересы) курсе курдского государственного корабля. Необходимо найти способ преодолеть накатывающую новую и, видимо, мощную волну нестабильности в Ираке, сохранив все, что уже приобрела курдская государственность, и добиться новых уступок и гарантий для Курдистана. Курды заинтересованы в сохранении и выполнении Конституции Ирака (2005 года), это – те условия, на которых они соглашаются находиться в составе Ирака. Любая из сторон, желающих заручится курдской поддержкой, должна не только признавать Конституцию, но и реально выполнять ее. Выполняйте Конституцию – и Курдистан будет регионом стабильности, имея союзниками курдов, можно сохранить Ирак.
А что Малики?
Он явно не обладает достаточным влиянием в парламенте, поскольку, пойди он на встречу курдам, то окончательно потеряет поддержку своих шиитских союзников. Но Малики обладает сильной политической волей, а также может рассчитывать на де факто неработоспособность парламента в период обостряющегося кризиса. Это позволит ему игнорировать как распределение мест в парламенте, так и сам парламент, что приведет к усилению его власти. Премьер-министр формально до следующих выборов имеет возможность в пределах своих полномочий попытаться решать проблемы Ирака по своему усмотрению административными методами, опираясь на лояльный ему государственный аппарат и используя значительные денежные средства, которые дает стране экспорт нефти, а также на внешнюю помощь. В этом случае прагматизм и ситуация должны подтолкнуть его навстречу курдам, поскольку удовлетворение курдских требований, несмотря на предубеждения и предрассудки части политических сил, усиливает, а не разрушает Ирак.