Нури эль-Малики сильно подсиропил Бараку Обаме, чтобы не сказать хуже. Еще не смолкли слова американского президента о демократии в Ираке, как там началась травля оппонентов. Вице-президента Тарика аль-Хашеми обвинили в непосредственном руководстве террористическими актами по типу заказных маниакальных убийств. Малики заявил, что компрометирующие материалы на Хашеми собирались в течение многих лет, еще три года назад он все знал о нем. В духе квазидемократической идеи, что все равны перед законом, без разрешительных санкций парламента, по постановлению специальной "пятерки", созданной в МВД, подконтрольном Малики, выдан ордер и даны жесткие указания арестовать беглеца, который сумел скрыться на территории автономного Курдистана. Сыплются угрозы и в адрес курдов (типа: отдайте, будет хуже!), которые укрывают виновного. Малики, хотя на словах принял предложение Масуда Барзани, президента Курдистана, провести Чрезвычайную национальную конференцию в Ираке, которая призвана снять возникший кризис и примирить основные партии, представляющие этноконфессиональные части страны, реально усилил нажим, рассчитывая, видимо, прибыть на де факто мирную конференцию с заложниками в кутузке.
В Ираке нельзя недооценивать угрозу терроризма: взрывы гремят почти каждый день, но именно поэтому нельзя использовать жупел терроризма в разборках с политическими противниками. Если парламент не возобновит работу, Малики обещает его распустить, также он обещает заменить министров от "Эль-Иракийи", если они будут саботировать работу в правительстве, а это еще неопределенный и продолжительный период якобы законного, но не ограниченного законом пребывания Малики во власти.
Фактически рухнуло соглашение о разделе полномочий на основании, которого коалиционное правительство Малики находится у власти. Кризис обнажил тот факт, что корабль иракской государственности, сконструированный американцами, совершенно не готов к самостоятельному плаванию не только во внешних, но и во внутренних водах.
По внешнему виду, если не вдаваться в подробности, это – демократия: проводятся выборы и на них побеждает большинство, но на деле это – диктатура. Малики контролирует все министерства, бюджет страны, обладая ни с чем не сравнимой в Ираке реальной силой, которая рождает и поддерживает его власть. Под его рукой 806,6 тыс. человек, в том числе в армии 271,4, в МВД — 531 тыс., в специальных оперативных силах главы правительства — 4,2 тыс. Эксперты невысоко оценивали боеготовность этих сил, считая , что она недостаточна, если возникнет внешняя угроза (были рекомендованы "примочки" - закупка пары эскадрилий истребителей F-16, на несколько миллиардов долларов), но, даже если отбросить часть сил, которым Малики не может полностью доверять, это – всеподавляющая сила, если направить ее против оппонентов внутри страны. Надо обладать пещерными представлениями о политике, о государственном устройстве, обо всем, что связано с этой страной и народами, чтобы провести столь варварскую "пластическую" операцию, как операция по реконструкции государства, какую провели американцы в Ираке. Возник иракский монстр! Это относится и к стране, и к ее премьеру.
"Нью-Йорк таймс" пишет, что "кризис обнажил миллиарды проблем, оставшихся после окончательного вывода американских войск: религиозный раскол страны, юридическую систему, в которой народ (всего Ирака. – В.М.) воспринимается как собственность одного человека, и политическую культуру, в которой нет места компромиссу" (21.12.11). Но это не то, что вскрыл нынешний кризис, а это – базовые условия, с учетом которых необходимо было выстраивать политическую систему страны, чтобы не возрождалась вновь и вновь "саддамовщина". Не надо было выдавать желаемое за действительное, позируя перед СМИ, вывод войск из Ирака до того, как там созданы условия для мирного и нормального развития страны, – это капитуляция, а не победа. Малики обеспечил "тихий" выход американских войск из Ирака за то, что американцы сдали ему Ирак. Каждый получил свое. Дальше каждый вправе по своему желанию распоряжаться полученным. Обама может переплавить это в новый президентский срок, а Малики – в срок для своих оппонентов.
Кризис – не ждали...
Формальный подход проявляется и в мелочах. Все, как всегда, началось неожиданно. Все дипломаты оказались на каникулах или в отъезде. Американский посол оказался не на месте, а остальным 17 тысячам просечь ситуацию было не по силам. Пришлось прервать рождественские каникулы и срочно лететь в Багдад. Директор ЦРУ Дэвид Петрэус, который, будучи командующим операцией в Ираке, сделал ставку на суннитов в борьбе с "Аль-Каедой", во вторник прибыл в Багдад. Удастся ли этому тяжеловесу разрулить ситуацию, или хотя бы наметить план действий по спасению "Титаника" иракской демократии, или, на крайний случай, того, что от нее останется? Если это не удастся, если США не развернут ситуацию, то, в конечном итоге, могут "зачистить" и американское посольство, как обещал Муктада эс-Садр, а оптимизм генерал-лейтенанта Роберта Каслена окажется наивным, если не хуже.
Что дальше?
Чтобы развернуть Ирак, необходимо в течение кратчайшего срока сделать то, что США не делали девять лет, отказаться от иллюзий сохранения большой страны, которой они будут впаривать оружие (сейчас стоимость заключенных военных контрактов с Ираком составляет около 10 млрд. долларов), а приступить к предусмотренной Конституцией Ирака федерализации страны, а возможно в связи с экстренностью и просто к ее разделу. Но сделать это сегодня будет в десятки раз сложнее, чем было еще вчера. В одну реку нельзя вступить дважды, упущенные шансы – упущены навсегда. Придется искать другие средства и методы. Американцы доэксперементировались, назначая на важнейшие посты в Ираке, людей, которые ничего не знали об этой стране, да и толком о Ближнем Востоке. Менеджеризм вместо дипломатии, хотя именно поэтому Кристоферу Ниллу, во время покинувшему пост посла в Ираке, еще тогда казалась неверной мысль собрать всех в одном правительстве, что он считал "чревато параличом", но он, видимо, не сумел донести ее до Белого дома. Но чтобы не собирать в одном правительстве, т.е. отказаться от принципа соборности, на котором зиждется Восток, надо было сделать много исполнительных правительств, хотя бы по типу того, что есть сейчас в Курдистане, т.е. создать их фактически в каждом регионе, оставив Багдаду традиционные функции духовного центра виртуальной (ныне иракской) нации, какими и были в этой части мира подобные венчающие структуры тысячи лет до прихода туда колонизаторов.