Основной проблемой Ближнего Востока является отсутствие демократии, равенства и гражданского общества. Безусловно, при наличии этих составляющих, а также при создании интеграционной группировки в этом регионе, можно было бы решить многие конфликты и проблемы, в том числе и курдский вопрос. Однако, на данном этапе это практически невозможно.
По мнению многих исследователей, Турция претендует на роль регионального лидера. Безусловно, они были бы правы, если не учитывать фактор, из-за которого турки не смогут претворить все свои мечты, в случае если кардинально не изменят свою внутреннюю политику. Конечно же, это курдский фактор. В связи с этим, было бы целесообразно рассмотреть отношения между турками и курдами.
Основной стратегией Анкары в курдской геополитике является ослабление курдского единства, как в самой Турции, так и за её пределами. На данный момент в политике Турции наблюдается интересное слияние идей исламизма как внутригосударственной идеологии с идеями османизма и пантюркизма в качестве внешнеполитической линии турецкого государства.
Основной целью внутренней идеологии Турции является консолидация курдов и турок. В этом контексте, следует особо подчеркнуть, что неслучайно делается упор на ислам, так как многие курды, также как и турки являются мусульманами-суннитами. Конечно же, внешняя идеология турецкого государства подчинена внутренней, так как без консолидации курдов и турок невозможно говорить ни о региональном доминировании Турции, ни о так называемом восстановлении Османской империи.
Как сообщает газета "Хюрриет Дейли Ньюс", турецкий Директорат религиозных дел разработал план набора на 2012 год 1000 мулл-курдов на должности имамов мечетей в Курдистане с тем, чтобы они "предоставляли более качественные услуги в преимущественно курдских регионах". О каких "качественных услугах" идёт речь совершенно непонятно. Однако понятно то, что они являются коллаборационистами и должны проводить соответствующую идеологию среди курдов.
Последние события в Турецком Курдистане демонстрируют, что вслед за курдской "оттепелью" премьер-министра Эрдогана наступила самая настоящая зима. Аресты многих курдских активистов, даже тех, которые выступают за мирное решение курдской проблемы, чётко демонстрируют, что Анкара не пытается интегрировать курдов в турецкое общество, сохранив их идентичность и, превратив, таким образом, в полноправных граждан Турции, а пытается полностью ассимилировать их. Конечно же, данной политике сопротивляются курды. С каждым годом всё очевиднее, что эта политика неэффективна и будет иметь отрицательные последствия для самих турок. Если в течение двадцати лет турки не пойдут на уступки курдам и не смогут мирно решить курдский вопрос, используя экономические рычаги, то Турция обречена на полный провал и потерю контроля над юго-востоком страны.
По мнению многих экспертов, через 30 лет курды в Турции официально будут составлять 55% населения. Уже сейчас растёт число призывников-курдов в турецкую армию. Помимо этого, курды обладают мощным электоральным потенциалом. Очевидно, что при таком раскладе сил в будущем, курды не простят турок и попытаются создать своё собственное государство.
Безусловно, нарастают противоречия среди курдов и турок в Турции и за её пределами. В этом отношении следует отметить доклад исследовательской группы Конда под названием “Kürt Meselesinde Algı ve Beklentiler” (восприятия и ожидания по курдскому вопросу). Доклад был подготовлен на основе интервью, проведенных с курдами и турками в 2010 году – с 10 393 субъектами в 29 провинциях Турции. Согласно этому докладу только 14% турок говорят, что необходимо договориться о конституционном утверждении курдской идентичности, 72% возражают против нее полностью. Когда дело доходит до вопроса о праве курдов на образование на родном языке, 59% турок выступают против этой идеи, в то время как 30% одобряют. Кроме того, 52% турок возражают против СМИ и вещания на курдском языке, в то время как 35% одобряют это.
82,7% турок считают, что ответственность за курдскую проблему несет Рабочая партия Курдистана, в то время как 71,3% говорят, что проблема вызвана стремлением курдов создать отдельное государство. Согласно курдам, с другой стороны, корень курдской проблемы не в РПК или в стремлении к отдельному государству, а, скорее, по словам 78,3% курдов, основной причиной проблемы является отсутствие экономического развития в регионе.
Конечно же, необходима реформа системы образования в Турции, а также принятие новой Конституции, поскольку действующая Конституция, фактически, опирается на Лозаннский договор 1923 года, который отрицает курдов.
Дабы ассимилировать своих курдов Анкара должна ослабить их связи с остальными курдами. В этом смысле основной преградой является Регион Курдистан, который де-юре не является независимым государством, но имеет все шансы стать ядром будущей курдской государственности. В связи с этим политика Турции по отношению к собственным курдам, в некоторой степени, зависит от отношений с Регионом Курдистан. Особенностью данной политики является углубление политико-экономических отношений, что на данном этапе активно реализуется. Например, Турция является одним из важнейших торговых партнёров Курдистана.
Не исключено, что в будущем Анкара может поддержать вхождение спорных территорий в состав Курдистана, однако взамен она потребует нейтрального отношения к турецким курдам или участие в борьбе против РПК. На этом направлении Анкара также активно работает. Например, еще в начале июня 2010 года во время визита в Стамбул главы Иракского Курдистана М.Барзани турецкой стороной поднимались вопросы по борьбе с терроризмом.
В частности, по завершению переговоров с М.Барзани глава МИД Турции А. Давутоглу призвал руководство Иракского Курдистана к более тесному сотрудничеству по борьбе с РПК. Так, по словам А. Давутоглу, официальная Анкара стремится к полной экономической интеграции с Регионом Курдистан, но для этого "необходима полная поддержка в вопросе борьбы с террористами из РПК".
Помимо заявлений, турецкая сторона уже в первый день визита М.Барзани успела передать ему "конкретные ожидания" от руководства Иракского Курдистана в виде списка членов из высшего руководства РПК, экстрадиции которых добивается официальная Анкара.
Безусловно, РПК является самой организованной курдской силой в Турции, которая борется за права курдов и её уничтожение приведёт к отрицательным последствиям для турецких курдов. Уничтожив РПК, туркам будет легче ассимилировать курдов.
Вместе с тем следует отметить, что рейтинги РПК с каждым годом снижаются. Фактически, она обречена на провал. Это, прежде всего, связано с устаревшими методами борьбы курдов. В эпоху информационных войн и высоких технологий XXI века они ведут борьбу по принципам XX века, тем самым, дискредитируя себя в глазах мирового сообщества. Помимо прочего, РПК постоянно заявляет о "начале полномасштабной войны", хотя дальше заявлений дело не доходит и это, безусловно, приводит к разочарованию курдской молодёжи. Скорее всего, руководство РПК затеяло собственную политическую игру, заигрывая с турецким руководством, а молодые курдские активисты РПК являются пешкой в данной политической игре.
Единственной мечтой всех курдов является независимый Курдистан, поскольку слишком много крови было отдано на алтарь свободы Курдистана и это, безусловно, понимают курдские лидеры, так как в ином случае курдский народ их просто не поймёт и не простит. В свою очередь, Турция всегда обещала разрушить курдское государство, если оно будет создано. В связи с этим следует отметить интервью Масуда Барзани немецкой газете "Die Zeit" 5 сентября 2002 года, в котором Барзани отмечал: "Это пустые угрозы. Мы не оставим туркам ни миллиметра нашей земли. Будут воевать не только наши солдаты, но и женщины, молодёжь и старики. Курдское восстание превратит наши дороги в могилы для турецких военных. Лучше бы Турция защищала права 15 миллионов курдов у себя".
Конечно же, именно поэтому многие исследователи считают, что после провозглашения независимости Курдистана турки начнут полномасштабную войну с курдами. Это не совсем так. Безусловно, турецкая армия является одной из мощных армий в мире, но объективно рассматривая этот сценарий развития событий, следует отметить, что если Турция попытается начать полномасштабную войну с иракскими курдами, то она обречена на полный провал. Во-первых, турки вынуждены будут вести войну не только с иракскими и турецкими курдами, но и вообще со всеми курдами без исключения. Абсолютно все курды, независимо от политических взглядов и религиозного мировоззрения встанут на защиту Курдистана. Во-вторых, турки столкнутся с мощным партизанским движением у себя в стране. В-третьих, Турция будет воевать с профессиональной курдской армией Пешмарга, которая оснащена новейшим вооружением. В-четвёртых, турки начнут наступление в горной местности, где всеми преимуществами обладает обороняющаяся сторона. Всё это и предопределит крах турецкого государства, если оно изберёт этот путь.
Скорее всего, турки признают независимость Курдистана и попытаются углубить экономические отношения с курдами и, тем самым, сделать их зависимыми от себя. Уже сейчас турки занимают одно из первых мест в экономике Курдистана и, фактически, можно уже с уверенностью говорить об экономической экспансии Курдистана Турцией. Через пару лет большая часть экономики Курдистана будет контролироваться турками. При таком стечении обстоятельств турки смогут влиять на процесс принятия политических решений курдами. В связи с этим Региону Курдистан крайне необходимо диверсифицировать международные экономические отношения.
Безусловно, будущее Турции зависит от курдов. Если турецкому руководству удастся мирно решить курдский вопрос, то Турция способна восстановить Османскую империю и, кроме того, способна объединить многие тюркоязычные народы, что, конечно же, крайне невыгодно России. Очевидно, что на данном этапе Россия всячески поощряет своего конкурента, который, встав на ноги, не будет считаться с ней. На данном этапе у России ещё есть главный козырь в лице курдского народа. Однако консолидация курдов и турок приведёт к потере этого главного козыря, вследствие чего Россию вытеснят не только из постсоветских стран, но и с Кавказа, за которые предки веками боролись и проливали кровь.
История показывает, что силой оружия и дискриминацией невозможно решить этнические и религиозные конфликты. Как правило, данной политике сопротивляются абсолютно все народы, и ассимилировать или консолидировать, таким образом, практически невозможно. Лишь создав благоприятные экономические условия, а также предоставив все демократические права вкупе с мощной пропагандой о равенстве всех народов определённой страны и наказание тех, кто разжигает межнациональную и межрелигиозную рознь, можно консолидировать этнические и религиозные меньшинства. Как правило, на грани ассимиляции стоят именно зажиточные курды.
Вместе с тем следует отметить, что время для этих мер, турки практически упустили, вследствие чего возникла ненависть между курдами и турками. Эта неприязнь отчётливо проявилась во время землетрясения в Ване, в результате которого погибло большое количество людей и многие остались без крова. В цивилизованной стране после таких трагедий все граждане сплачиваются и помогают пострадавшим, а в Турции, наоборот, пострадавшим решили "помочь" камнями, бикини, турецкими флагами и палками вкупе с выступлениями некоторых известных людей о том, что "курды этого заслужили". Другим примером может послужить демонстрация турок во Франции, которая была атакована и разогнана группой курдских патриотов.
Турция никогда не сможет претендовать на роль регионального лидера, если не решит курдский вопрос, поскольку в противном случае курды всегда будут основной силой дестабилизации Турции, к которой будут обращаться все противники Турции. Безусловно, Турция стоит перед историческим выбором, который определит её дальнейшую судьбу. С одной стороны, это превращение Турции в демократическую страну с равными правами для всех народов и предоставление курдам автономии, т. е. превращение Турции из унитарного государства в федеративное, а, с другой стороны, проведение нынешней политики дискриминации курдов и других народов, политики отрицания каких-либо геноцидов. Конечно же, если турки изберут второй путь, то их государство со временем канет в Лету. Чем быстрее это поймут турки, тем больше у них шансов сохранить своё государство, потому что время не на их стороне.