После вывода американских войск в Ираке разразился политический кризис, грозящий перерасти в этноконфессиональную войну.
После вывода американских войск в Ираке разразился политический кризис, грозящий перерасти в этноконфессиональную войну. Сунниты пытаются не позволить шиитам взять реванш за унижения во времена Саддама. Шииты, находящиеся у власти, мобилизовали административный ресурс, чтобы наказать суннитов, изъявляющих желание получить суверенитет. Обостряется борьба за спорные нефтеносные провинции. Относительно стабилен пока лишь Иракский Курдистан, имеющий статус автономии.
Нури аль-Малики
Этноконфессиональное единство Ирака, сложившееся в стране со свержением Саддама Хусейна силами коалиции во главе с США, оказалось большим преувеличением. Как только американские военные покинули эту страну, в Месопотамии разразился серьезный политический кризис.
18 ноября последний американский военнослужащий ушел из Ирака, не считая, конечно, тех 16 тыс. американских "сотрудников", которые там остались. 18 ноября премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, представляющий шиитское население, что в данном случае важно, потребовал от парламента страны выразить недоверие вице-премьеру правительства Салеху аль-Мутлаку. Премьер обвинил своего заместителя в срыве процесса политического урегулирования в стране. Поводом стало выступление аль-Мутлака по ТВ: тот назвал премьера "диктатором хуже Саддама Хусейна".
Тем временем против премьера выступил еще один суннит – вице-президент Ирака Тарек аль-Хашими. Он заявил, что усилия по объединению Ирака потерпели крах. 19 декабря суд страны выдал ордер на арест Хашими по обвинению в терроризме. Как сообщила государственная пресса, показания против него якобы дали его телохранители: они сообщили, что по поручению шефа за 3 тыс. долларов убивали сотрудников МИДа, минздрава и полицейских.
Арестовать аль-Хашими не удалось – он спасся в Иракском Курдистане, автономном территориальном образовании в составе Ирака. И оттуда, из Эрбиля, ведет выступления, разъясняющие суть конфликта: "Я шокирован всем этим. Клянусь богом, аль-Хашими не совершил ничего грешного и ничего плохого против хотя бы одного иракца". По его словам, кампания против него организована премьером безо всяких оснований.
Премьер аль-Малики потребовал от властей Курдистана выдачи мятежного суннита. Но вице-премьера он не получил. Тот сообщил, что готов предстать перед судом, если слушанья будут проходить в Курдистане. Президент Ирака Джаляль Талабани – курд – уверен, что Иракский Курдистан должен подчиниться требованию о выдаче вице-президента. Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани – с ним не согласен. Вместе с тем он явно против дезинтеграции. Он призвал власти Ирака к срочным переговорам, чтобы предотвратить "коллапс правительства национального единства: ситуация движется в сторону глубокого кризиса".
20 декабря "Аль-Иракия", коалиция светских партий, возглавляемая суннитским, впрочем, в большей мере светским политиком Айядом Аллауи, некогда занимавшим пост премьера страны, приостановила участие в работе кабмина, спровоцировав тем самым правительственный кризис. "Аль-Иракия обвинила премьер-министра в узурпации власти.
22 декабря, в четверг, в немилость премьера попал еще один видный суннитский министр – глава Минфина Рафи аль-Иссауи, представитель все той же светской коалиции "Аль-Иракия". Против него начато расследование по обвинению в поддержке боевиков в Фаллудже.
Реванш
Шииты, которых в стране около 34%, заняли важнейшие посты после свержения Саддама Хусейна в 2003 году, тогда как до того фаворитами власти были сунниты, численность которых близка к 66%. Сунниты, единоверцы Саддама и правившей партии БААС, были все до единого наказаны отвержением от политической деятельности.
В ходе парламентских выборов 2010 года именно "Аль-Иракия" одержала победу, но светской коалиции не удалось сформировать коалиционное правительство – во многом благодаря усилиям шиитов. Более полугода страна жила без кабинета министров. Тогда партия нынешнего премьера Нури аль-Малики, занявшая второе место на парламентских выборах, получила право создать коалиционное правительство. Ему удалось это, но для того, чтобы сформировать коалиционный кабинет, он потратил немало времени на достижение политических договоренностей не только с потенциальными партнерами и конкурентами внутри страны, но и с потенциальными союзниками и недоброжелателями вне Ирака. Так, известно, что аль-Малики удалось заручиться поддержкой не только шиитского Ирана, пошедшего навстречу единоверцу, но и суннитских арабских стран-соседей, которых он сумел убедить в том, что готов формировать внеконфессиональную и полиэтническую коалицию, где будут представлены и шииты, и сунниты, и курды. При участии США и под их давлением аль-Малики это удалось: портфели были поделены между всеми представителями иракского общества. Премьер – шиит, спикер парламента – суннит, президент – курд. Но это был, пожалуй, единственный шаг к иракскому единству.
Решение о бойкоте работы правительства "принято в связи с ухудшением политического процесса для того, чтобы предотвратить национальную катастрофу в случае продолжения диктатуры аль-Малики", заявил вице-премьер и один из руководителей "Аль-Иракии" Салех аль-Мутлак. Премьер в ответ пообещал лишить работы всех восьмерых представителей суннитского большинства в правительстве. Сунниты полагают, что премьер может зайти гораздо дальше, лишив всех суннитов равных с шиитами прав.
Распад
Претензий к премьеру много. Так, аль-Мутлак уверен, что именно политика премьера аль-Малики ведет страну к дезинтеграции. Тот игнорирует мнение народа и нарушает Конституцию, поэтому все больше и больше территорий, располагающих природными ресурсами, выступают за отделение от Ирака: "Те, кто голосовал за "Аль-Иракию", были против федерализма, но в свете мер, практикуемых правительством, его пренебрежения Конституцией и законами, насилия в отношении народа, сегодня не только суннитские, но и другие провинции стали выступать за федеральное устройство государства".
Известно, что курдские провинции Анбар и Салах эд-Дин заявили о намерении отделиться от Ирака. Три суннитские провинции также захотели самостоятельности. Так, сунниты провинции Дияла заявили о намерении провести референдум о принадлежности населенных курдами спорных территорий, если провинции удастся добиться статуса автономного региона. В этом курды и сунниты нашли общий интерес. Конституция Ирака признает право провинций на автономию. Шииты выступили против, заявив, что текущий момент для дезинтеграции – неподходящий. Совершенно ясно, что подобного рода споры отнюдь не ведут к единству страны. Киркук – крупнейший нефтеносный центр Ирака, который территориально близок к Курдистану, но не входит в его состав, тоже не против автономии. Ранее предполагалось, что о его статусе будет проведен референдум. Проживающие там курды не сомневаются в том, что он отойдет к Курдистану, но арабы и туркмены, также многочисленные, против. На днях представители туркменской диаспоры заявили, что Киркук должен получить автономию безо всякого референдума.
Слабое звено Востока
Вице-премьер Салех аль-Мутлак, восставший против премьера, рисует впечатляющую картину: "Вакуум, который образовался в результате отсутствия политического соглашения, приведет к разделу страны. Разделу будет предшествовать война, которая будет вестись из-за границ и природных ресурсов".
Де-факто трещины по конфессионально-этническому принципу в Ираке наметились уже давно. Курдский север, богатый нефтью, получил автономию не без помощи США; юг, также имеющий углеводороды, населяют шииты – это близкая к Ирану территория по многим объективным причинам вполне может прожить без остальной части Ирака; и, наконец, центр – населенный суннитами и не имеющий углеводородов. Реальное разделение Ирака на три части неизбежно повлечет за собой вооруженное противостояние: сунниты, не имеющие существенных углеводородных ресурсов, но являющиеся большинством в Ираке, не без основания считают, что имеют право на долю этих ресурсов, расположенных в других районах страны.
Что касается статуса Иракского Курдистана, то, как оценивают ситуацию региональные аналитики, его суверенитет – это лишь вопрос времени. После этого, очевидно, будет запущен процесс отделения курдских территорий от Турции, Ирана и Сирии. Это неизбежно вызовет жесткое сопротивление Анкары, Тегерана и Дамаска.
Отметим, вклад в такое развитие ситуации сделали США, одобрив автономию Курдистана в составе Ирака. А недавно, как сообщает ряд СМИ, ЕС выразил, что не станет чинить препятствий, если Иракский Курдистан определится со своим статусом. Это означает, что ЕС поддержит отделение этой автономии. И процесс разрушения установленных границ пойдет ускоренными темпами. В качестве оправдания можно привести лишь один аргумент: каждый народ имеет право на суверенитет. В новейшей истории немало фактов пренебрежения принципом территориальной целостности и нерушимости границ.
Терроризм
По Ираку прошла волна терактов. Около 16 взрывов, по данным АР, прогремели одновременно в ряде районов столицы. Некоторые из взрывов происходили после того, как на место инцидента прибывали медики, спасатели и сотрудники МВД. В ряде случаев исполнители – террористы-смертники. Погибших – 69 человек, около 200 получили ранения. По данным силовиков, эта акция была скоординирована. Они не исключают, что это дело рук "Аль-Каиды", пользующейся случаем серьезного политического кризиса для усугубления нестабильности в стране.
Глас иракского народа
Дестабилизация и большие проблемы с безопасностью начались, как указывают аналитики, после вывода войск коалиции из Ирака. Для того чтобы получить оценку проделанной США и союзниками работы, социологи Zogby International провели опрос среди граждан Ирака. Оказалось, что далеко не все с благодарностью и признательностью восприняли действия коалиции. В Вашингтоне обнародованы данные опроса. 42% респондентов уверены: до вторжения США, то есть при Саддаме, страна жила лучше. 30% считают, что счастливее живется сейчас, без диктатора. 54% опрошенных полагают, что наибольшую выгоду из войны извлек соседний Иран, 48% думают, что США. 72% уверены, что ситуация с безопасностью после 2003 года ухудшилась. 66% убеждены, что с экономикой после свержения Хусейна стало гораздо хуже. Перспективы гражданской войны пугают 65% опрошенных. 60% боятся раскола, 58% – терроризма.
Опрос, проведенный среди американцев, показал не менее грустную картину. 56% американцев убеждены: война в Ираке не стоила того, чтобы ее затевать. В экспертном сообществе США оценки аналогичны. Иракская кампания унесла жизни около 4,5 тыс. американских военных. Документально подтвержденное количество жертв среди иракского мирного населения с 2003 года – 100-120 тыс.
Вашингтон обеспокоен ходом дел в Ираке после ухода войск. Известно, что вице-президент Джо Байден совершил звонок премьеру Нури аль-Малики и наставлял его провести переговоры с представителями всех партий и течений в парламенте. Но Багдад остался глух к советам бывшего патрона. Должно быть, прививка демократии оказалась неэффективной.