Не успели последние американские военные уйти из Ирака, как выстроенная за годы оккупации система управления в этой стране стала разваливаться на глазах. Напомним, что США пытались выстроить ее по ливанскому образцу, согласно которому, представители тех или иных конфессий занимали посты во власти, исходя из степени влияния представляемых ими общин.
Учитывая то, что арабы-шииты составляют 60 процентов от иракского населения, именно их представитель получил портфель премьера. Курдский представитель получил пост президента, а сунниты — "утешительный приз" в виде должности спикера парламента. Соответственно, чтобы как-то уравновесить положение, премьер, президент и спикер получили по два заместителя от других общин.
Например, премьера-шиита "уравновешивали" заместитель курд и араб-суннит. Но если при американцах, пусть и с большим скрипом, но эта искусственно созданная система работала, сейчас она демонстрирует свою полную несостоятельность. Что и неудивительно: при Саддаме Хусейне именно сунниты находились на привилегированном положении, но после его краха все резко изменилось. И курды, и шииты стремились занять совсем иное положение, с чем не могли смириться сунниты.
Напомним, что и раньше диалог между разными общинами давался с трудом. Стороны стремились не упустить даже эфемерного контроля над нефтяными месторождениями. В выигрыше "по географическому признаку" изначально были курды и шииты, ведь основные месторождения "черного золота" находились именно на их территории, тогда как сунниты оказывались в проигрыше. Ситуация усугублялась тем, что боевики с той и другой стороны регулярно совершали кровавые теракты, четко направленные по конфессиональному признаку.
И хотя во многом под давлением американцев суннитов все же пустили во власть, параллельно уходу оккупационных войск обладавшие большим весом шииты стали от них избавляться. Достаточно вспомнить начавшуюся еще в конце октября "суннитскую чистку", которая в ноябре переросла в "баасистский (суннитский) заговор", будто бы раскрытый шиитами. А в декабре последние стали открыто выгонять суннитских представителей с руководящих постов в вузах и из власти.
Гонения против суннитов увенчало начатое преследование в отношении вице-президента Тарика аль-Хашими: 26 декабря судебные власти страны выдали ордер на его арест по подозрению в ведении террористической деятельности и организации нападений боевиков на представителей власти. Днем ранее крупнейшая фракция иракского парламента "Аль-Иракия" объявила о бойкоте его работы и обвинила аль-Малики в узурпации власти. Это стало ответом суннитов на заявление Нури аль-Малики, обратившегося к депутатам с предложением снять с должности его заместителя Салеха Мутлака, который открыто назвал в телевизионном эфире аль-Малики "диктатором хуже Саддама Хусейна".
В своем комментарии "Правде.Ру" арабист Сергей Демиденко из Института стратегических оценок и анализа заметил, что "с уходом американцев в Ираке все только начинается. Ведь проблема суннитско-шиитских противоречий в этой стране насчитывает сотни лет, и было бы наивно думать о том, что она вдруг исчезнет. И с устранением Саддама Хусейна все только обострилось. К слову сказать, выдвинутые в адрес аль-Хашими обвинения в терроризме не так уж и беспочвенны. Однако необходимо добавить, что он мстил за своих родных, которые погибли в последние годы в противостоянии с шиитами. Так что этот пример лишний раз показывает то, что эта вражда может длиться практически бесконечно".
Не случайно, что действия шиитского руководства вызвали сопротивление со стороны тех же суннитов. Администрация целого ряда провинций уже заявила об автономии от Багдада "по типу курдской" и открытым текстом указала на желание перераспределить на себя финансовые потоки. Спикер иракского парламента У. ан-Нуджайфи не исключил, что сунниты, ставшие в постсаддамовском Ираке "гражданами второго сорта", выберут вариант отделения и что Ирак уже в ближайшем будущем может распасться.
И это не пустые слова. Подобные стремления усиливаются и на шиитском юге, особенно в богатой нефтью провинции Басра, где в значительной степени заметно влияние Ирана. В свою очередь, нейтрализовать его пытается Саудовская Аравия. Все вместе это явно не сулит миру Ираку в обозримой перспективе. На повестке дня стоит и решение курдского вопроса. Иракские курды, получившие при американцах автономию, явно не намерены довольствоваться отведенными им границами и претендуют на ряд нефтеносных районов, что явно не устраивает Багдад. Более того: они все отчетливее стремятся создать свое независимое государство со столицей в городе Киркук.
И то, что именно на их территории нашел убежище опальный вице-президент, неудивительно. Аль-Малики не только не намерен уступать курдам те территории, на которые они претендуют, но и делает устрашающие их заявления, согласно которым, "Ирак должен быть единым", и что "каждый даже самый маленький кусочек иракской территории должен управляться центральным правительством". И то, как он себе это представляет, мало у кого вызывает сомнения, что шииты намерены занять все ключевые места в руководстве.
По его словам, виной тому политика центральных властей, разрушающая межконфессиональное равновесие. Правда, иракский сепаратизм не ограничивается "курдским" и "суннитским". Смирится ли с таким сепаратизмом аль-Малики, и не приведет ли это к новому кровавому витку противостояния в Ираке? В любом случае сценарий распада страны будет кровавым. Достаточно указать хотя бы на тот же Багдад с его суннитскими и шиитским районами, который в очередной раз может стать ареной кровопролитного межконфессионального столкновения.