Спустя пять лет после казни Саддама Хусейна благодаря действиям американцев Ирак, прежде являвшийся главным противовесом Ирана в регионе, может стать важнейшей частью антизападного шиитского полумесяца. О возможности "иранского реванша" в Ираке в связи с выводом американских войск эксперты предостерегали уже давно. И хотя сейчас говорить об этом еще рано, однако анализ последних событий приводит к невеселым для многих прогнозам. Одним из первых тревожных звонков для США стало нежелание нынешнего иракского руководства оставлять на своей территории три-четыре тысячи американских солдат, которые должны были быть гарантом соблюдения интересов Вашингтона.
Иракские лидеры согласились их оставить при одном условии: отказе США от иммунитета на уголовное преследование самых демократичных в мире солдат, которые за годы оккупации Ирака успели прославиться там своими подвигами в деле массовых бессудных убийств мирных жителей и изнасилований малолетних девочек. По вполне понятным причинам такой расклад Обаму не устроил.
"Проиранское лобби показало зубы!" — подняли тревогу американские эксперты. А теперь, после ухода войск США, шиитские лидеры решили показать, "кто в Ираке хозяин". А ведь еще совсем недавно, перед выводом войск, докладчики Обамы торжественно заявляли о том, что "попытки Ирана подчинить своему влиянию Ирак, как и попытки занять доминирующие позиции в арабском мире, провалились", что "Иран не смог превратить Ирак в выстроенный по его образу и подобию доминион", что "иракцы движутся к созданию независимого демократического государства", что "у Ирака и Ирана совсем разный взгляд на будущее" и что, по данным соцопросов, лишь "14 процентов иракцев положительно относятся к Ирану". И если еще недавно в США многие верили в "торжество иракской демократии", то сейчас у Вашингтона все большие опасения за судьбу Ирака: дескать, Иран начинает брать под контроль управление происходящими здесь политическими процессами и "настраивать иракское руководство против США".
Администрация США в это упорно не хотела верить и делала в сторону Тегерана предостерегающие заявления. Дескать, в случае необходимости оставленная в Заливе 40-тысячная группировка американских войск может быстро туда войти.
Однако иранское влияние в Ираке растет без каких-то силовых акций со стороны Исламской Республики, способных вызывать ответную реакцию. По сути, иракские шииты, находящиеся у власти, делают все, что отвечает интересам Тегерана.
Взять, к примеру, продолжающиеся еще с октября массовые аресты баасистов, будто бы готовивших заговор против представителей иракских шиитов. В первую очередь, речь шла о нейтрализации "старой гвардии Саддама Хусейна", армейских офицеров-суннитов. Во-первых, тем самым аль-Малики устранял конкурентов на власть, а во-вторых, изолировал противников "иранской ориентации".
Несмотря на то, что это привело к брожению и явному проявлению сепаратизма в суннитских провинциях, иракские шииты явно выиграли первый раунд борьбы за власть. То, что аль-Малики замахнулся на самого вице-президента аль-Хашеми, которому не оставалось ничего иного, как бежать в автономный иракский Курдистан, служит тому дополнительным подтверждением.
Правда, изначально аль-Малики нельзя было считать проиранской фигурой, как, впрочем, и многих шиитов. Однако борьба с суннитами за власть так или иначе вынуждает принять в том или ином виде иранскую помощь. Что же касается таких фигур, как ас-Садр и его "Армия Махди", которая за время американской оккупации Ирака проявила себя реальной силой и в отличие от многих суннитских группировок не была разгромлена, то они все активнее действуют на иракском политическом горизонте.
Ас-Садр призывает премьера аль-Малики не ограничиваться полумерами в отношении суннитской оппозиции и указывает ему на необходимость в ответ на ее "забастовку" в правительстве и парламенте вообще разогнать подобных депутатов и министров. И во многом председатель правительства действует так, как того желает ас-Садр.
Но и это еще не все. Сейчас проиранское лобби добилось того, что Ирак все больше становится связующим звеном между Тегераном и Дамаском. Достаточно указать на первое голосование Ирака в ЛАГ по сирийскому вопросу. И хотя после американского внушения аль-Малики формально поддержал санкции против Асада, на деле же этого не произошло.
Кроме того, в последнее время сирийская оппозиция все чаще жалуется на то, что в подавлении протестов в Сирии активно участвуют иракские боевики из "Армии Махди". И хотя прямых доказательств этому нет, есть косвенные. Судя по всему, "бойцы ас-Садра" участвуют в уничтожении суннитских радикалов, забрасываемых в Сирию через иракскую территорию в самом Ираке.
Сам же ас-Садр, комментируя поведение ЛАГ по сирийскому вопросу, обвиняет ее в предательстве арабских интересов. Досталось от него и "сирийским революционерам" за то, что "они применяют методы "Аль-Каиды" на иракской земле".
Впрочем, дело не только в ас-Садре. На днях советник иракского премьер-министра по экономическим вопросам Салям аль-Курайши запретил Турции и Иордании провозить через свою территорию грузы. Напомним, что введение торгового эмбарго против Сирии заметно ударило и по этим странам и они пытались минимизировать последствия с помощью иракского трафика. Но не тут-то было. В любом случае, поведение Ирака затрудняет свержение Асада, и Запад стоит перед реальной угрозой создания блока "шиитского полумесяца от Средиземного до Каспийского моря.
Разумеется, американцы в любой момент могут снова ввести войска в Ирак. Однако сейчас это явно не входит в планы Обамы, идущего на выборы под флагом миротворца, "прекратившего разорительную войну". Тем более, что даже односторонние действия аль-Малики не являются достаточным основанием для нового вторжения.
Пока сдерживать растущую активность Ирана в Ираке американцы намерены с помощью Саудовской Аравии. Методы воздействия на ситуацию все те же: использование террористических суннитских группировок. Недаром в последнее время окружение аль-Малики свидетельствовало о заметном усилении деятельности "связанных с "Аль-Каидой" банд". Однако возможности последних довольно ограничены. Тем более, что иракские силовики провели в последнее время несколько удачных спецопераций и нанесли орудовавшим на саудийские деньги террористам ряд сильных ударов. В любом случае, без ликвидации иракского трафика свалить Асада будет достаточно тяжело. Так что с выводом войск из Ирака американцы явно поторопились. Как, вероятно, и со свержением Саддама Хусейна, устранив в его лице едва ли не единственный серьезный противовес иранским амбициям в регионе.