Многим из тех миллионов курдов, которые могли непосредственно видеть и слышать дыхание освобожденного Южного Курдистана, присутствовать при праздновании автономной независимости курдского региона, участвовать в том или ином качестве в самых первых проектах и структурных преобразованиях, связанных с началом развития экономики, наблюдать за зарождающимся демократическим процессом формирования органов власти и управления, несмотря на очевидные достижения в сфере безопасности и социально-экономической жизнедеятельности, приходится с огорчением признавать наличие в общественном пространстве удушающего запаха коррупции, особенно в среде правительственных чиновников и партийных функционеров разного уровня полномочий и ответственности, зачастую проявляющих к тому же профессиональную некомпетентность.
Об этом откровенно говорят патриоты, друзья, благожелатели курдского народа, люди, несправедливо испытавшие обиду и разочарование по вине отдельных представителей регионального Правительства. Да, -это действительно мнение подавляющего большинства граждан Южного Курдистана, региональных бизнесменов и журналистов, зарубежных инвесторов, экспертов и гостей.
На англоязычном интернет сайте ekurd.net часто появляются статьи разных авторов, посвященные теме коррупции в Южном Курдистане, с описанием конкретных фактов. Не берусь судить о степени достоверности публикуемых на этом сайте данных, но у меня нет никаких оснований не верить авторам таких статей. Для более или менее объективной оценки надо включать логику, а по мере необходимости и возможности перепроверять факты по доступным информационным каналам или через личные связи.
Но при всей этой горькой правде о пороках и ошибках, объективность требует вспомнить откуда, как, когда и в каких условиях возник современный Южный Курдистан. Реально действующий автономный Южный Курдистан возник в 2003 году благодаря вторжению вооруженных сил международной коалиции во главе с США в Ирак, на окровавленной курдской земле и из пепла, оставленного тоталитарно-диктаторским режимом Саддама Хусейна. На земле, где многие поколения курдского народа, испытывая горе и страдания, бедствуя от голода, холода и болезней, не имели адекватных условий и возможностей для социального развития и получения полноценного высшего образования. Исходя из такой драматичной фабулы этой грустной истории, легче понять причины возникших пороков. Когда идет грандиозное общественное строительство на "плохо подготовленном фундаменте", воровство, взяточничество, расточительство и другие характерные преступления всегда и везде неизбежны, если по объективным и субъективным причинам невозможно сразу же обеспечить жесткий контроль со стороны власти и общества.
И все же курдский автономный регион, несмотря ни на что, с большим трудом и огромными издержками продолжает продвигаться, развиваться и стремиться к своей заветной цели. Надо говорить о недостатках и бороться с причинами коррупции, но не останавливая движение, а продвигаясь вперед к независимости. Критикуя всех и вся, на всех уровнях власти и управления, причем абсолютно справедливо и заслуженно, думаю, необходимо столь же критично подходить к роли Багдада, представительств ООН и военно-технических структур коалиционных сил, прежде всего США и Англии, в создании условий для распространения коррупционных отношений, контактов и связей на протяжении уже двух десятилетий, начиная с 1991 года, когда Южный Курдистан получил определенную возможность самостоятельно участвовать в международной программе "нефть в обмен на продовольствие". Эти коррупционные отношения и связи с 2003 года, предполагаю, приобрели более весомое влияние и продолжают существенно разлагать довольно широкую прослойку чиновников и партийных работников Южного Курдистана.
Существует ли способ, с помощью которого можно победить коррупцию, кумовство, некомпетентность и безответственность? Для Южного Курдистана есть только один единственный способ – независимость и суверенитет. Только став государством, Южный Курдистан сможет приступить к реальной демократии, организации гражданского общества, диктатуре справедливых законов, парламентаризму, беспристрастному президентскому правлению, создать привлекательную экономику в интересах всего народа.
Можно ли подвергнуть какому-либо сомнению безусловную преданность Президента Южного Курдистана делу, ради которого сотни тысяч курдов отдали свои жизни только в прошлом столетии, а его отец, легендарный Мустафа Барзани считал единственным смыслом всей жизни борца за свободу и независимость курдского народа?
Нет, человек, с малых лет впитавший опыт и мысли Мустафы Барзани, прошедший свою жизнь в юности и молодости в рядах курдских повстанцев "пешмарга" в заснеженных горах Курдистана, сражаясь против фашистского государства партии БААС во главе с Саддамом Хусейном, конечно, не может измениться вдруг и стать другим сегодня.
Знает ли Масуд Барзани, что делать, как, когда и с кем, чтобы выполнить свой долг и успешно завершить борьбу за независимость курдского народа?
Надеюсь. Почти уверен. Хочется верить.
Время покажет, думаю, скоро.