Американский специалист по Ближнему Востоку Кеннет Поллак пишет, что нынешний "кризис вызвал сам премьер-министр Нури эль-Малики по одному ему ведомым причинам". Но причины очевидны: ему надо было еще до возвращения в Ирак, до схода с самолета после, как многим показалось триумфального визита в США, показать, кто в доме хозяин после ухода американцев. В конце концов, именно Малики заблокировал продление срока дальнейшего пребывания американских войск в Ираке, а не сам Обама отказался от него. Малики слишком хорошо понимал, что присутствие американских войск в стране - это катализатор возрождения суннитской части Ирака, это продолжение курдского эксперимента по строительству практически независимого государства в государстве, который с каждым годом становится все труднее прервать. Вывод американских войск требовал расставить новые акценты.
Вникая в причины этого кризиса, Поллак считает, что дело в стремлении к внутрифедеральным границам, которое охватило суннитские провинции в сентябре – октябре 2011 года, когда вывод американских войск стал неизбежным. Следом за суннитскими регионами потянулись и шиитские провинции, которые не радовала перспектива неограниченного после ухода с общеиракской сцены суннитов премьерства Малики. Малики, по мнению К. Поллака, неадекватно отреагировал на этот федералистский тренд, начав атаку против верхушки "Эль-Иракийи", не обеспечив себя надежными аргументами, да и – главное – плохо организовав ее. Более того, все действия самого Малики в этом случае были по сути антиконституционными.
Конечно, в странах с упрочившейся диктатурой в таких случаях говорят, что тем хуже для Конституции, но Ирак – еще не диктатура, а Малики не удалось одним ударом "уничтожить" суннитскую верхушку, обвинив ее, хотя бы формально, во всех мыслимых и немыслимых грехах, поскольку она выскользнула из его рук, и теперь он расхлебывает результаты своей поспешности.
Своими действиями Малики спровоцировал сближение суннитов и курдов, которые являются в нынешнем Ираке естественными союзниками, поскольку им, как минимум, надо не допустить вполне вероятную при Малики диктатуру шиитов, но которых долго разделяли многие спорные вопросы, оставшиеся от предыдущего режима, и прежде всего, территориальные споры вокруг Киркука, особенно ожесточенные в связи с прицелом курдов на максимальную независимость внутри Ирака, а при случае и вне его. Но Малики, который должен был бы крепить солидарность с централистскими силами в "Эль-Иракийи", не удержался, пожадничал и спровоцировал кризис как раз с теми, с кем он мог бы прижать курдов, в очередной раз брошенных американцами ради более высоких, принципиальных целей в регионе. Конечно, у Малики еще остается надежда, что ему удастся расколоть "Эль-Иракийю" (пять министров блока не стали саботировать заседания правительства в отсутствии Салеха эль-Мутлака и Рафа эль-Иссави) и додавить, в том числе и с помощью обещаний, курдов, заставив их поддержать свое правительство, поскольку курды сейчас не склонны, да и не могут однозначно поставить все на поддержку суннитов, последние годы блокировавших курдские попытки пересмотреть последствия административно-территориальной реформы Саддама Хусейна на севере Ирака, не получив от них реальных обязательств по курдским требованиям.
Однако и курдов, вне зависимости от поведения суннитов, не устраивает Конституция, произвольно урезаемая Малики. Соблюдение Конституции, особенно тех пунктов, которые непосредственно касаются Курдистана, – это та красная линия, от которой курды не намерены отступать, чего бы это им ни стоило. В конечном итоге, курдов, если не удастся обеспечить нормальное федеративное развитие, больше устроил бы распад Ирака или, на крайний случай, парный побег из-под юрисдикции "диктатора Малики", что позволило бы им рассчитывать на выживание в пространстве за пределами Ирака, где их, скажем прямо, не ждут.
В результате курды в нынешней ситуации решились на длительное самостоятельное плавание, возможность которого открывает предложенная ими Национальная конференция (по примирению), которая по сути должна подтвердить приверженность всех сторон Конституции, возможно, дополненной не просто межпартийным полусекретным соглашением, подобным тому, что предшествовало повторному избранию Малики на пост премьер-министра, а реальным конституционным соглашением, принятым нынешним парламентом, даже если бы это стало его последним решением перед досрочным роспуском. Можно не сомневаться в том, что проведение этой Конференции будет существенным развитием федеративных отношений в Ираке. В любом случае согласованное решение о роспуске парламента может быть принято только в результате купирования нынешнего кризиса. После ухода из парламента курдов, там вообще нет кворума для каких-либо законных решений.
Односторонний, т.е. со стороны исполнительной власти, без решения самого парламента, роспуск парламента, видимо, приведет к тому, что де факто образуются территории, находящиеся вне управления из федерального центра, т.е. это будет развал Ирака де факто со всеми катастрофическими последствиями из этого. Как это невероятно, но кажется, что именно этот сценарий больше всего устраивает Малики, который надеется, что перспектива хаоса и распада Ирака испугает его противников, ибо он вместо того, чтобы уменьшить давление на противников, выступил в угрозами в адрес президента Ирака Талабани, по сути обвинив его в пособничестве терроризму (ст.4 Закона о борьбе с терроризмом) из-за его укрывательства вице-президента Тарика Хашеми, вынудив курскую фракцию покинуть федеральный парламент.
Но поздно. Как говорится, после драки кулаками не машут. Малики расписывается в своей неспособности смять суннитскую верхушку, поддержанную курдами, подталкивая их к более тесным отношениям. Можно рассчитывать на компромисс между партиями за счет Малики, путь к нему открывает Национальная конференция, решение о совместном проведении которой приняли "Курдский альянс", "Иракийя" и, что очень важно, шиитский "Национальный альянс", коалиция, частью которой является партия Малики, весьма самостоятельная в рамках этого альянса. Для многих партий, не только для курдов и суннитов, но и для шиитских организаций желанным итогом этого кризиса было бы отстранение Малики от власти, либо непосредственно, либо через проведение досрочных выборов на таких условиях, которые бы исключали повторение поствыборной ситуации 2010 года, т.е. в любом случае это означает уход Малики из власти, тем более скорый, если он не найдет возможности сбавить риторику и принять участие в этой конференции. Перед единым фронтом, который могут образовать партии, на основе неприятия лично Малики, тому может не остаться альтернативы как уйти, поскольку вряд ли он сможет прибегнуть к силовому варианту, чтобы навязать стране свою диктатуру: в нынешнем, до зубов вооруженном Ираке, это заведомо обречено на провал.