В нынешний момент сектантского кризиса в Ираке, прежде всего между суннитами и шиитами, накаляются дебаты по курдской государственности и о том, оставаться ли в составе Ирака.
Эта дискуссия не нова. После свержения в 2003 году режима Баас, вопрос независимости был поднят в качестве средства для курдов, чтобы воспользоваться хаосом после падения иракского правительства - особенно, когда оккупационные войска приняли решение о роспуске иракской армии, республиканской гвардии, аппаратов безопасности и разведки и запрете баасизма как партии и идеологии.
В то время как арабы увязли в этом хаосе, курды жили относительно стабильно благодаря одностороннему решению о создании полуавтономного региона в 1992 году.
Идея независимости была даже поднята, когда Саддам был разгромлен в Кувейте в 1991 году и его последовавшего решения отозвать военные и государственные учреждения из провинций Эрбиль, Сулеймания и Дохук.
В результате, курды организовали выборы, и избранный парламент объявил о создании федерального региона в провинциях, которые он контролировал. Позже этот акт был признан новой иракской конституцией 2005 года, которая была одобрен иракцами на референдуме в том же году.
В те дни, дискуссии о независимости Курдистана активно шли не только среди курдов, но также и на международной арене. Некоторые рассматривали ее как право курдов, в то время как другие поддерживали идею независимости на основании того, что курды являются крупнейшим этносом в регионе и в мире (приблизительно от 25 до 40 млн. человек) без государства.
Но остальные жители Ирака и арабы в регионе воспринимали не только независимость, но даже федерализм как "заговор с целью разделить арабскую родину", исходящий от "сионистских планов", и этим оправдывали угнетение курдов как наказание за их сепаратистскую измену.
Региональные реакции не слишком различались. Турция больше, чем любая другая страна, боится независимого курдского государства, воспринимая его как опасность, которая угрожает Турецкой Республики.
Но, как говорит арабская пословица, "ничто не может длиться вечно", и теперь говорить о федерализме как внутри, так и вне курдских арен стало обычным делом. В связи с ростом страха шиитского контроля над Ираком, автономия стала национальным требованием арабов-суннитов как способ обеспечения своей безопасности и самоуправления в своих провинциях. Требуя автономии, арабы-сунниты обращаются к истории успеха иракского Курдистана.
Самое большое изменение в отношении к идее федерализма приходит из Турции. Другие арабские режимы заняты вопросом арабской весны и не обращают внимания на Ирак.
Однако Турция не боится "турецкой весны". Сейчас самая большая проблема, стоящая перед Турцией – это нахождение решения курдского вопроса в стране. Турецкое государство попыталось использовать все для решения этой проблемы, в том числе встречи с лидерами курдских повстанцев через своих представителей в Европе или с заключенным Абдуллой Оджаланом.
Теперь для лидеров иракских курдов уже не является табу – принимать участие во внутренних делах Турции, предоставляя консультации или обмениваясь мнениями, чтобы найти решение курдского вопроса в Турции.
Например, сейчас Анкара не обижается комментариями президента Курдистана Масуда Барзани, когда он говорит о праве курдов мечтать о собственном независимом государстве. Всего 10 лет назад, турки предупреждали курдских лидеров, что они должны даже не мечтать о независимости.
Кроме того, некоторые люди теперь открыто говорят в турецких СМИ о возможности создания курдского государства в Ираке под защитой Турции. Даже если это мнение пока не будет принято турецкими лидерами в Анкаре, многие авторы в настоящее время пишут о возможности разделения Ирака на три части: шиитскую, суннитскую и курдскую.
В этом случае Турция сможет защитить курдов и арабов-суннитов от иранской гегемонии над иракскими шиитами. Другими словами, такой сценарий может привести к созданию "соседнего курдского государства, непосредственно защищаемого Турцией ", в соответствии со статьей профессора Мумтазера Тюрконе, комментатора турецкой газеты "Заман" и близкого к руководству правящей Партии справедливости и развития (АКП).
Прежний президент Турции Тургут Озал имел ту же идею, но не мог выразить ее открыто, несмотря на то, что был известен как смелый лидер, выдвигающий идеи в противовес правящей элите.
В 1991 году Озал сказал мне, что Турция является естественным защитником иракских курдов и туркмен, тогда как арабов-суннитов поддерживают Саудовская Аравия и Иордания, а шииты опираются на Иран.
У Эрдогана, как и в случае Озала, есть прагматические расчеты, которые принимают во внимание при решении курдской проблемы турецкие интересы безопасности. Хотя у курдов теперь нет реального государства, если оно реализуется, ему потребуется сильный союзник, который защитил бы это новое курдское государство, не имеющее выхода к морю. Вопрос для курдов: кто будет защищать их государство?