Впервые в истории Турции перед судом предстанут бывший президент и экс-глава Генштаба.
Новый поворот в борьбе за власть между исламистами и военными. Впервые в истории перед судом предстанут бывший президент Турции и экс-глава Генштаба. Первого обвиняют в свержении законной власти, другого – в подготовке переворота. За поддержку арестованных военных к суду намерены привлечь и лидера парламентской оппозиции страны. Так партия власти борется с оппонентами.
Экс-президенту Турции, 94-летнему Ахмету Кенану Эврену, возглавившему военный переворот 12 сентября 1980 года, грозит пожизненное заключение. Суд Анкары по уголовным делам во вторник, 10 января, принял к рассмотрению обвинительное заключение прокуратуры в отношении Эврена и 86-летнего экс-главы ВВС Турции Тахсина Шахинкая.
Обвинение включает 80 страниц. В тексте сказано, что оба высокопоставленных военных виновны в преступлениях: организации заговора с целью свержения законного правительства и пытках, которые применялись к несогласным за три года правления военных. 80-я и 146-я статьи Уголовного кодекса предусматривают за такие преступления пожизненное заключение. Дата судебного заседания не назначена. Но известно, что генерал Эврен ранее заявил, что покончит с собой, если будет привлечен к суду. Он не считает себя виновным, напротив, по его мнению, военные спасли в 1980 году страну от анархии: ведь накануне переворота в Турции в результате борьбы правых и левых насилие выплеснулось на улицы.
После прихода во властные коридоры людей в погонах были наказаны и те, и другие. "Страна находилась в очень тяжелом состоянии. В рядах полиции царствовал хаос. Накануне переворота был убит бывший премьер-министр Нихат Эрим. Страна шла в тупик. Мы долго ждали, но были вынуждены взяться за дело. Взяв власть в свои руки, мы руководствовались 35-й статьей Устава Вооруженных сил Турецкой Республики. Мы направили президенту письмо о ситуации в стране еще 27 декабря 1979-го года. Было объявлено военное положение в 19 областях, но ситуация не стабилизировалась. Кровавые события не прекращались, страна была парализована и находилась на грани гражданской войны", - пояснил он на допросе. Теперь прокуратура считает, что все это было незаконно: незаконно казнены 50 человек, а сотни тысяч также незаконно попали за решетку. Кроме того, генерала обвиняют в том, что США в тот момент оказали серьезное влияние на организаторов переворота. Эврен пояснил: за час до начала переворота они поставили в известность посольство США в Анкаре о том, что берут власть в свои руки.
Генерал как организатор
Как описывают ситуацию в Турции накануне переворота открытые источники, серьезные проблемы начались еще в 1975 году, когда Бюлент Эджевит, лидер Социал-демократической республиканской народной партии, стал премьером, сменив лидера Консервативной партии закона Сулеймана Демиреля. После выборов 1977 года вошедшие в меджлис партии не могли сформировать большинства и полгода страна жила без президента. Премьерское кресло переходило от Демиреля к Эджевиту несколько раз. Экономика тем временем погружалась в хаос. Национальная валюта обесценились на три порядка.
7 сентября 1980 Эврен и четверо высших командиров - Нуреддин Эрсин, главком сухопутных войск, Неят Тюмер, главком ВМС, Тахсин Шахинкая, главком ВВС, и Седат Джеласун, глава жандармерии - решили, что им следует сместить гражданское правительство. 12 сентября Национальный совет безопасности, возглавляемый Эвреном, объявил по национальному каналу ТВ о государственном перевороте. Военное положение было расширено по всей стране, парламент и правительство распущены, приостановлено действие Конституции, запрещены партии и профсоюзы. Военные подтвердили верность принципам Ататюрка, заявили о борьбе с коммунизмом, фашизмом, сепаратизмом и религиозным сектантством.
Экономическими реформами после переворота руководил Тургут Озал. Ему удалось поддержать крупный бизнес и начать интеграцию Турции в мировую экономику. Поощрялось создание СП с зарубежными компаниями, иностранные инвестиции в экономику Турции.
Власти жестко обошлись с правыми и левыми. В черные списки попали более полутора миллионов человек, арестованы около 650 тыс, осуждены 230 тыс, 14 тыс лишены гражданства и 50 человек казнены.
"Серые волки - боевое крыло националистической партии "Национальное движение" - были наказаны сурово. В 1981 году в Турции было около 1700 отделений организации "Серые волки", в каждой из которых примерно 200 тыс членов. 220 активистов были обвинены в 694 убийствах. Однако вскоре военные власти предложили "Серым волкам" сделку: амнистию в обмен на борьбу с КРП и Тайной армией освобождения Армении.
Независимые источники утверждают, что "Серые волки" согласились на такую сделку. Впоследствии они проводили карательные операции против курдов и предпринимали атаки "под фальшивым флагом": нападали на деревни в форме бойцов Курдской рабочей партии. Число жертв, по многим оценкам, достигло 37 тыс.
За власть исламистов
Отметим, оба привлекаемых ныне к ответственности генералов – Эврен и Шахинкая – последние оставшиеся в живых участники событий 30-летней давности. Судебное преследование за насильственный захват власти применено в Турции впервые. Ранее специальная статья Конституции, вступившая в силу в 1982 году благодаря инициативе правительства Эврена, запрещала преследование организаторов переворотов.
Известно, что военные в Турции до последнего времени были представителями особой касты – они были носителями и защитниками лаицизма – светских традиций Турецкой республики, установленных Мустафой Кемалем Ататюрком. Генштаб не подчинялся ни президенту, ни парламенту этой парламентской республики, а принимал решения весьма самостоятельно. Таким образом, как только военные видели в действиях власти угрозу светским устоям, попытки возрождения исламизма, они предпринимали жесткие шаги – насильственный захват власти. В новейшей истории Турции известно четыре случая вмешательства военных в государственные дела: они реализовывали перевороты или вынуждали премьер-министров и президентов, нарушивших, по их мнению, заветы Ататюрка, подавать в отставку в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах.
Получившая 34,3 % голосов на парламентских выборах-2002 и пришедшая к власти Партия справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана с самого начала вела борьбу с военными. Партия, исповедующая "мягкий ислам", отменила запрет на ношение тюрбанов в высших учебных заведениях, который действовал со времен Ататюрка. Оказалось, что многие в стране воспринимали это как нарушение личных прав и свобод. Нельзя сказать, что студентки тут же поголовно облачились в эти головные уборы мусульманок, однако шаг властей был одобрен большинством народа. Военные выразили обеспокоенность судьбой светских устоев. С тех пор партия власти обеспокоилась своей собственной судьбой. Опасаясь свержения, ПСР начала борьбу с военными.
Кроме того, у Эрдогана есть еще один повод для активных действий против кемалистов. В рамках требований к Турции со стороны ЕС, выдвигаемых как условия вступления страны в объединенную Европу, фигурирует пункт о военных – Брюссель хочет, чтобы Анкара ограничила власть людей в погонах. Решительные шаги в этом направлении правительство «мягких исламистов» предприняло, сменив всю военную верхушку страны и поставив во главе Генштаба лояльного генерала. В 2010 году была отменена статья о запрете преследования военных, совершивших госперевороты. После этого многие их тех, кто был подвергнут репрессиям правительства Эврена, подали прошение о рассмотрении преступлений того периода.
В успехе действий партии власти сомневаться не приходится. В сентябре 2010 года на референдуме 58% граждан поддержали поправки «мягких исламистов» в Конституцию, а в июне 2011 года 49,9% избирателей вновь поддержали на парламентских выборах партию Эрдогана. 10 января 2012 года премьер-министр Турции заявил, выступая в парламенте, что «время переворотов ушло».
"Эргенекон"
6 января 2011 года был арестован Илькер Башбуг, до недавнего времени возглавлявший Генштаб Турции. Он не участвовал в госперевороте, он его готовил, сообщают местные СМИ. Прокуратура уверена: экс-глава Генштаба причастен к созданию террористической организации и разработке плана "Кувалда", направленного на свержение власти. Отметим, его арестовали после 7-часаового допроса по решению суда. "Вы обвиняете в создании террористических групп бывшего начальника Генштаба Турции, человека, который сам находился на передовой в борьбе с террором. Все это абсурд", - заявил он суду.
Напомним, Башбуг ушел в отставку в июне 2010 года в рамках чистки высшего армейского руководства, проведенной правительством Эрдогана. Его место занял генерал Ишык Кошанер. В общей сложности в отставку были отправлены 134 генерала и адмирала.
Уже в июле 2010 появился компромат на кемалиста: в турецкой прессе была опубликована фотография его сына Мурата Башбуга рядом с Хасаном Лала, осужденным за участие в деятельности Курдской рабочей партии (КРП), которая в Турции объявлена вне закона. По данным турецкой прессы, о связи ближайшего родственника главы генштаба с КРП было известно еще за год до публикации. Кроме того, в СМИ активно обсуждали тему подготовки военными плана "Кувалда", в частности, тот факт, что люди в погонах намеревались использовать все доступные средства, включая помощь КРП. Генштаб в то время категорически опровергал информацию о контактах между сыном Башбуга и участниками КРП.
Отметим, по делу "Эргенекон" с 2007 года в Турции проходят аресты действующих и отставных военных. Но открытых судебных процессов не происходит. Генералы утверждают, что обвинения сфальсифицированы. На сегодняшний день арестованы около 300 офицеров турецкой армии и флота.
Итак, Илькер Башбуг – первый из экс-руководителей Генштаба, которому предстоит суд.
Ему грозит пожизненное заключение за подготовку переворота и до 15 лет тюрьмы за якобы проводимую Генштабом политику по дискредитации правительства и создание в этих целях интернет-сайтов, распространяющих информацию о кабинете министров. Башбуг отверг обвинения: "Я не преследовал плохих целей и не хотел свергнуть действующее правительство с помощью 1-2 интернет-сайтов. Если бы я действительно желал этого, то выбрал бы для этого другой путь: под рукой у меня были 700 тысяч военнослужащих".
Оппозиция
Прокуратура ведет широкую атаку на потенциальных соперников Эрдогана. На днях стамбульская прокуратура обратилась к парламенту с просьбой лишить депутатской неприкосновенности лидера оппозиционной Народно-Республиканской партии (НПР) Кемаля Кылыдчдароглу. По данным прокуратуры, он также причастен к делу "Эргенекон".
Кылычдароглу выступил с критикой власти после ареста Башбуга. Он заявил, что это – очередное доказательство того, что правосудие в Турции не является независимым. "У нас было всякое, не было лишь начальника Генштаба-"террориста". Если глава Генштаба этой страны является террористом, то кто тогда же премьер-министр, которому он подчинен?", - заявил он.
Вчера лидер парламентской оппозиции передал в парламент заявление с просьбой лишить его депутатской неприкосновенности. Таков его протест против требования прокуратуры. Исполком НРП выступил с заявлением, в котором обвинил власти в умышленных нападках на оппозицию и указал, что партия не нуждается в "брони неприкосновенности". НРП считает себя наследницей партии Ататюрка.
По сообщению местных СМИ, тысячи сторонников НРП вышли 10 января на площадь Таксим в Стамбуле в знак протеста против решения стамбульской прокуратуры привлечь Кылычдароглу к уголовной ответственности: "В Турции нет места диктатуре", "Эрдоган – диктатор", "Эрдоган, уходи".
Аналитики отмечают, что ужесточение политики партии власти на внутреннем поле связано с многочисленными провалами на внешнем контуре. Так, Анкаре не удалось стать лидером стран, где произошла арабская революция, поскольку победившие своих диктаторов революционные народы Туниса, Египта и Ливии не захотели выслушивать советы турецкого лидера Эрдогана по поводу политического устройства страны. Активная политика в отношении Сирии также пока не приводит к результату – похоже, свержение президента Башара Асада не состоится, во всяком случае, в ближайшее время. Конфликт с Францией, принявшей закон об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян в Османской империи, похоже, также угасает. Во всяком случае, использовать алжирскую карту премьеру Турции не удалось. И даже в борьбе с курдскими повстанцами власти совершили ошибку: 29 декабря ВВС бомбили турецкие территории близ границ с Ираком. Силовики утверждали, что это были боевики. На самом деле оказалось, что это мирные жители курдской деревни, незаконно перевозившие баллоны с газом и сахар из Ирака в Турцию. В результате бомбардировки погибли 35 человек. Власти признали ошибку и обязались выплатить компенсации семьям погибших.
На фото: Ахмет Кенан Эврен, Кемаль Кылычдароглу и Илькер Башбуг
Иллюстрация: Эксперт Online