Женщины сидят, выпрямив спины, одетые в зеленую униформу - общую для всех членов Рабочей партии Курдистана (РПК). Недалеко, у стены, они поставили свои небольшие рюкзаки, а позади сумок торчат стволы автоматов Калашникова. Несмотря на мороз в горах, они не ощущают и намека на дискомфорт. Спокойные, с исполненными решимости лицами. Эти женщины РПК.
Мурат Карайылан, лидера РПК, обсуждает борьбу движения за права женщин в эксклюзивном интервью "Рудав".
"Чтобы иметь настоящую любовь и страсть, женщины должны быть свободны. Если женщина не свободна, ни мужчины, ни общество не будут свободными ". говорит Карайылан.
Исламисты говорят, что РПК является атеистической организацией. Коммунисты говорят, что они фашисты. Запад говорят, что это коммунистическая партия, или какое-то сочетание маоистов, марксистов и ленинистов. Их члены гордо называют РПК "общественным движением".
"Для меня, как для женщины, есть две причины для моего участия в движении. Одна - борьба за свободу курдского народа. Вторая – та, что это же самое движение борется за свободу женщин, "сказала Сурбуз Пери, член Конфедерации курдских сообществ, зонтичной группы курдских повстанческих групп, в том числе РПК.
Пери родом из северной Курдистана (Турция). Она присоединилась к РПК в 1993 году, когда она была подростком.
"Движение РПК - движение свободы, но мы не понимаем эту свободу как простое освобождение земли или создание государства. Свобода, за которую мы боремся, связана с просвещением общества ", сказала она.
"Есть такое выражение, которое часто повторяют в РПК и часто говорит Абдулла Оджалан. Свобода женщин – это мера степени своды в обществе", сказала Пери.
РПК была определена как террористическая организация в большей части мира, в том числе в США, Великобритании, Ираке, Турции и НАТО. В течение многих десятилетий, она борется против Турции за права курдов и свободу создания курдского государства. Источники сообщают, что среди 25,000 членов РПК, которые были убиты в горах с 1984 года, около 5,000 женщин.
Захо Загрос, родом из Западного Курдистана (Сирия), присоединилась к РПК в 1991 году. Она работала в партизанском движении, а также в политической и социальной сферах деятельности организации.
"Женщины свободно перемещаются внутри РПК и действуют на различных уровнях. Например, у нас есть партизанская организация целиком из женщин. У нас также есть различные организации курдского общества - все это не в горах. Мы осуществляем медиа-и пресс-работу, мы распространяем различные журналы, "сказала она.
Пери и Загрос рассказали об уникальной системе в рамках РПК, отражающей подход организации к гендерному равенству. У всех органов РПК, будь то исполнительный совет или молодежные организации, есть система квот, сорок процентов членов должны составлять женщины, сорок процентов мужчины, а остальные двадцать процентов могут быть открыты для людей обоего пола. Кроме того, в каждой организации РПК, если мужчина занимает первое место, женщина должна занимать второе - и наоборот.
Каждые два года РПК проводит съезды в каждой части Курдистана, а также в Европе, в ходе которых избирают на разные посты.
Пери говорит, что в обществе существует "мужской менталитет", и этот менталитет был систематизирован по всему миру. "Во всем мире в разных странах, некоторым женщинам дают некоторые права и посты, но это не изменяет реальность. Да, на Западе, как в Европе или Америке, у женщины есть возможности, на некоторых уровнях, представлять себя и участвовать. Но это – только в воображении. Гегемония мужского менталитета по-прежнему пронизывает общество и по-прежнему диктует то, что может и не может делать женщина. "
"Таким образом мы стремимся освободить женщину на всех уровнях жизни - социальном, политическом, экономическом - чтобы она могла сама принимать участие на всех уровнях общества на равноправной основе. Мы стремимся сломать мужской менталитет. А для того чтобы это произошло, женщины должны активно участвовать и самоорганизываться".
"Мы не стремимся отделиться от мужчин, или вытеснить мужчин от общества. Это естественно для мужчин и женщин - они существуют и работают вместе. Мы не боремся против мужчин, и потому мы не думаем, что должно быть стопроцентное равенство только ради равенства - например, не думаем, что там, где есть 10 мужчин, должно быть 10 женщин. Наша цель заключается не в этом, а в том, чтобы сломать сам мужской менталитет."
Хотя существует много утверждений и домыслов в отношении РПК, большая часть истинной внутренней работы и социальной динамики организации остаются загадкой для мира за пределами гор Кандиль, где находятся базы РПК.
Например, мужчинам и женщинам в РПК строго запрещено заводить романтические отношения, вступать в брак, или иметь детей. Разве способность иметь детей не является одной из наиболее фундаментальных особенностей женщины? Отрицание этого - разве это не отрицание личности женщины и ее право на воспроизводство?
Карайылан говорит: "Теперь не время для мужчин и женщин быть вместе и впустую тратить свое время, создавая ложные отношения. Нет, мы говорим: должны быть свободные отношения между мужчинами и женщинами - значащие отношения. А для этого, люди должны иметь свободную страну и демократическое общество. Только тогда мужчины и женщины смогут улучшить свою жизнь и создавать реальные отношения - это то, ради чего мы боремся ".
"В Курдистане много очень глубоких проблем", говорит Загрос. "Как человек, мужчина или женщина, которая участвует в борьбе, имеющей целью решение этих проблем, вы должны занять соответствующее место ".
"При нынешнем состоянии общества, понимание семьи, любви, отношений и секса извращены. Мы потеряли истинные значения. Мы не против отношений между мужчиной и женщиной - однако, на данный момент, существует слишком много проблем во всех сферах жизни общества - культурных, идеологических, политических, социальных "
"Рождение ребенка - конечно, положительный момент. Однако ввод ребенка в мир, где так много нерешенных проблем, может стать негативным опытом".
Когда женщина уходит в горы, она идет на битву. Ее семья - РПК, ее возлюбленный - горы. Она борется за будущее миллионов детей, распределенных между четырьмя странами, все они – ее дети.
"Когда вы говорите о жизни, вы говорите об идентичности, ценностях, воле, культуре, истории, языке ... У курдов, нет ничего изо всего этого," говорит Загрос. "Каково было бы будущего ребенка? Только тогда, когда женщины могут действительно быть продуктивным в сферах идентичности, культуры, экономики и политики - только тогда они могут быть биологически продуктивны ".
* Рейна Сайки аспирант, готовящийся на магистра ближневосточных исследований в Гарвардском университете. Недавно она закончила месячную стажировку в газете "Рудав" в Эрбиле.