Можно подробно перечислять признаки ухудшения ситуации в Ираке, которая и до вывода американских войск была далека от нормальной. В конце прошлой недели премьер-министр Нури эль-Малики пообещал устроить блокаду автономного Курдистана, если курды не выдадут на суд в Багдад Тарика эш-Хашеми, которого огульно обвиняют в том, что он руководил "эскадроном смерти". Малики угрожает опубликовать материалы, указывающие на террористические замыслы политиков. Министры так называемого коалиционного правительства (естественно, что этот термин не подходит к правительству Малики) от "Иракийи", которые участвовали в бойкоте заседаний правительства в знак протеста против незаконных действий Малики, отстранены им от своих постов. Идут аресты суннитских политиков и видных представителей суннитской общины, которые сунниты воспринимают как окончательное уничтожение суннитской элиты, уже потерявшей несколько миллионов человек, эмигрировавших из страны после падения режима Саддама Хусейна. Правозащитная организация "Хьюман райтс оутч" обвиняет премьер-министра Малики в наличие в стране тайных тюрем, где широко применяются пытки и незаконное содержание захваченных людей. Эти тюрьмы существуют уже не один год. Арестовано две трети телохранителей Хашеми, которые явно подвергаются пыткам, чтобы дать нужные показания. Увеличивается число взрывов и число жертв в городах, особенно там, где как в Киркуке, проходит межконфессиональная граница. Представители иранских силовых структур заявляют, что контролируют Ирак силами шиитской милиции, которую они, а не американцы пестовали, а сейчас финансируют и направляют.
Сегодня говорят, что конфессиональная напряженность при американцах была скрыта, но это не так. Она была очевидна, как и бездействие США и ошибочность выбранной ими линии государственного строительства в Ираке с 2007 года, когда решили заблокировать федерализацию страны, предусмотренную Конституцией Ирака (2005).
Уходя в 2011 году, США сознательно оставляли в стране "диктатора", рассчитывая, что он справится с ситуацией, но это был ошибочный расчет. В Ираке возникла квази-демократия, которая де факто является прикрытием практически сформировавшегося диктаторского режима.
Сегодня им поздно указывать на это. Малики, всего лишь месяц назад получивший формальное добро у Обамы на самостоятельное управление страной, представляет законное правительство, он облечен всеми полномочиями. Более того, Малики предпринимает все усилия, чтобы наладить внешне законный политический процесс в стране, обладая для этого бесконтрольной властью над силовыми ведомствами и колоссальными ресурсами. Возможно, что ему удастся создать видимость законного правления. Малики фактически расколол "Иракийю", а за счет привлечения маргинальных депутатов, рассчитывает поддержать, если не нормальное функционирование парламента, то его де факто существование в качестве необходимой ширмы. Эта видимость не должна обманывать: Ирак ускоренными темпами движется к гражданской войне.
Ни у кого не должно быть иллюзий, что ухудшение ситуации в стране может послужить чьим-то частным интересам. В частности некоторым кажется, что это может привести к окончательному обособлению Курдистана и получению им полной независимости. Это – опасные иллюзии. Если Курдистан силой и только при мощной международной поддержке добьется независимости, то это произойдет только после изнуряющей борьбы, как было с Эритреей. Кризис может превратить Ирак надолго в несостоявшееся государство по типу Сомали, а еще неокрепшие ростки благополучия, как не раз бывало в Ливане, да и в других странах, будут безжалостно уничтожены.
Несистематичные попытки отдельных стран повлиять на ситуацию могут привести лишь к ухудшению ситуации в регионе, а также в тех частях Ирака, которые эти страны попытаются взять под защиту. Нужны комплексные законные международные усилия. Недавние попытки Турции призвать к сдерживанию межконфессиональной конфронтации были восприняты правительством Малики крайне негативно и расценены как вмешательство во внутренние дела Ирака. Страны обменялись дипломатическим уколами, а турецкое посольство было обстреляно из гранатомета, за которым может последовать его захват или разгром, как это недавно было с посольствами некоторых западных стран в Иране.
Ирак обречен оставаться в ухудшающейся ситуации до вмешательства международного сообщества в его внутренние дела, которое должно быть срочным, поскольку в результате действий США и союзной коалиции "желающих" в 2003-2011 годах, частично санкционированных ООН, не обеспечена безопасность населения этой страны: в стране не была создана государственно-политическая система, отражающая ее этно-конфессиональные реалии, не были обеспечены международные гарантии ненасильственного, нетоталитарного управления страной, а также не были созданы международные гарантии безопасности Ирака. Война в Ираке не завершилась комплексным мирным договором, который может быть только многосторонним.
Скорее всего, нынешняя конфронтация США с Ираном, помимо выдвигаемой на первый план проблемы контроля за нераспространением ядерного оружия, реально подпитывается тем, что свержение режима Саддама Хусейна в Ираке оказалось в пользу Ирана, который фактически получил карт-бланш в этой стране. Если ситуация не изменится, то также, как незавершенная с освобождением Кувейта война в Заливе (1991) стала прологом большой войны в Ираке (2003), негативные последствия свержения Саддама и перехода доминирования в Ираке к Ирану (2011) станут причиной полномасштабной войны против Ирана.
С учетом роли США в международных структурах и, прежде всего, в ООН США должны признать, что оккупация Ирака коалиционными силами в 2003 – 2011 годах завершилась крахом политической системы и экономическим коллапсом этой страны, что не созданы необходимые для такой страны механизмы международного контроля и поддержки. Это фактически признано в США большинством политиков и экспертов, которые в большинстве не называют войну в Ираке иначе, как авантюрой и катастрофой, но это понимание провала международной интервенции в Ираке должно стать основой не для внутренней критики республиканцев или демократов, а платформой для новых действий в этой стране.
Чем скорее это будет осознано, тем лучше.
Свое слово должен сказать Совет Безопасности ООН. Урегулирование в Ираке – слишком важное и ответственное дело, чтобы отдавать его на откуп какой-либо одной стране.