Похоже на то, что период некоторого охлаждения в российско-иранских отношениях из-за переноса сроков ввода в строй АЭС Бушер и отмены контракта на поставку в Иран российских зенитно-ракетных комплексов "С-300" подходит к концу. Взвешенная и твердая позиция России в Совете Безопасности ООН по поводу введения новых ограничительных санкций в отношении Тегерана, а также готовность Москвы и дальше развивать двусторонние отношения с Ираном во всех областях, способствуют постепенному восстановлению доверия между руководствами двух государств.
В этой связи, весьма важным этапом стал визит в РФ с 22 по 24 января 2012 года министра внутренних дел, генерального секретаря Штаба по борьбе с наркотиками Исламской Республики Иран Мостафы Мохаммада Наджара, который возглавляет МВД Ирана с 2009 года (до этого он занимал пост главы военного ведомства).
Цель визита – дальнейшее развитие российско-иранского сотрудничества по противодействию афганской наркоугрозе, в том числе и в рамках договоренностей, достигнутых в 2010 и 2011 годах в ходе визитов директора ФСКН России Виктора Иванова в ИРИ и на встрече в Астрахани руководителей компетентных органов прикаспийских государств - "каспийской антинаркотической пятерки", в которую входят Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан. По завершении переговоров М.М.Наджара с Виктором Ивановым состоялись подписание Протокола об организации приграничного сотрудничества между ФСКН России и Штабом по борьбе с наркотиками Ирана, а также Плана совместных действий по борьбе с наркотиками на 2012-2014 годы. Руководствуясь меморандумом, подписанным антинаркотическими ведомствами России и Ирана еще в 2005 году, стороны договорились согласованно перекрывать и незаконные поставки прекурсоров (веществ, из которых изготавливаются наркотики) из России и Ирана в Афганистан, обмениваться информацией о наркопроизводстве и наркоторговле с афганского направления. Подтверждена ранее достигнутая договоренность о создании российско-иранской рабочей группы, которая будет регулярно собираться и обмениваться накопленной оперативной информацией. В свою очередь, главы антинаркотических ведомств двух стран будут встречаться дважды в год — поочередно в Иране и России.
Также успешно прошли переговоры и в Министерстве внутренних дел России. Достигнута договоренность, что МВД России и Ирана будут вместе бороться с наркотиками, торговлей оружием, нелегальной миграцией, экстремизмом, терроризмом и киберпреступностью. Российская сторона предложила сотрудничество в области подготовки полицейских кадров и обмена опытом. Во время встречи глав министерств Р.Нургалиева и М.Наджара иранской стороне был передан проект соглашения о сотрудничестве правоохранительных органов двух стран в этих сферах. Глава МВД Ирана заявил о готовности подписать этот документ. Очевидно, что сторонам потребуется время для согласований этого соглашения в рабочем порядке. Одним из приоритетных направлений сотрудничества России и Ирана по линии МВД и других силовых ведомств станет обеспечение безопасности на Каспийском море и прилегающих к нему территориях. Что касается борьбы с экстремизмом, Нургалиев отметил, что в условиях роста экстремистских организаций во всем мире только консолидация усилий всех государств на этом направлении поможет справиться с новыми вызовами и угрозами.
Согласно опубликованному ООН докладу, Иран занимает первое место в мире по результатам борьбы с распространением наркотиков и снижением спроса на них. Однако в силу того, что Иран расположен в транзитном коридоре между Афганистаном (протяженность афгано-иранской границы составляет 900 км), Пакистаном и Ираком (общая граница 1100 км) и потребителями афганского героина и опия-сырца в странах СНГ и Европе, а также действий наркобаронов с территории Ирака и Пакистана, борьба здесь приобретает все более ожесточенный характер. Правительство Ирана перебросило на восток страны дополнительно тысячу сотрудников служб безопасности и построило дополнительные фортификационные сооружения, превратило приграничные посёлки и города в укрепрайоны, возвело более 1000 км рвов, заборов и других заграждений. Как сообщает иранское информационное агентство ИРНА, Иран ежегодно расходует на борьбу с незаконным оборотом наркотиков до 800 млн. долларов США, еще около 15 млн. долларов в год выделяют на эти цели международные организации. В течение последних пяти лет у контрабандистов ежегодно изымалось в среднем 600 тонн наркотиков, 75 процентов из которых составляют опиум и героин. По оценкам, это примерно треть всего объема наркотрафика на иранском направлении. Только за последние 30 лет в борьбе с контрабандистами наркотиков погибло около четырех тысяч сотрудников полиции, 12 тысяч - получили ранения. В Иране приняты одни из самых жестких в мире законов по борьбе с распространением и транзитом наркотиков, информагентства довольно часто сообщают о казнях наркоторговцев, в частности, уже в январе 2012 года были казнены 12 человек за попытку ввезти наркотики в Иран из Азербайджана. По приговору судов показательно вешают наркоторговцев на подъемных кранах лицом к афганской и пакистанской границам. Как сказано в статье 4 действующего в Иране закона "О борьбе с употреблением наркотиков", казнь наркопреступников целесообразно совершать публично в общественных местах. Мелкие торговцы и потребители наркотиков также довольно сурово наказываются, но их не лишают жизни. Ведется большая профилактическая работа среди молодежи в семьях, учебных заведениях, СМИ, установлен довольно жесткий контроль за выращиванием сельскохозяйственных культур, чтобы исключить производство наркосодержащих веществ на территории Ирана.
Для России наркотрафик афганских наркотиков все больше приобретает характер угрозы национальной безопасности. По данным ООН, Россия занимает первое место в мире по количеству потребляемого героина, что составляет примерно 20 % от его мирового потребления, По сообщению директора ФСКН России, российским правоохранителям удается изымать из оборота лишь около 4 процентов поступающего в страну героина и опийной группы (для сравнения, Иран изымает около 30 %). Остальная их часть, 70-80 тонн ежегодно, оседает у нас в стране и примерно столько же перебрасывается в Европу, оборот наркоторговли в России достигает 25 млрд долларов США в год. Наркобизнес в России занимает одну из ведущих позиций в системе организованной преступности и наряду с коррупцией (по оценкам, годовой оборот ее достигает 300 млрд долларов в год) представляет собой реальную угрозу сохранению физического и морального здоровья нации.
По данным Минздрава, у нас примерно 1,5 миллиона наркозависимых, число которых, к сожалению, несмотря на их высокую смертность, не уменьшается. Ежегодно погибает от передозировок и заболеваний до 30 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет, ими же совершаются десятки тысяч уголовных преступлений. Несмотря на то, что у нас нет сухопутной границы с Ираном, контрабандисты весьма активно используют водную акваторию Каспийского моря. Через астраханский порт проходят ежегодно десятки тысяч грузовых контейнеров на судах из Ирана. Как отмечал директор ФСКН РФ, при досмотре судов в астраханском порту примерно половина из состава их команд находится в наркотическом опьянении. То есть, наркоторговцы активно привлекают к сотрудничеству наркозависимых, что представляет собой угрозу и для мореходства. Имеют место и нелегальные переброски контрабандных грузов морским путем из Ирана в Россию через Азербайджан и Дагестан.
Можно приветствовать расширяющееся сотрудничество Ирана и России по линии ФСКН и МВД. Практика показывает, что только общими, хорошо скоординированными усилиями можно успешно бороться с трансграничной преступностью. Есть определенная уверенность в том, что визит министра внутренних дел Ирана в Россию станет поворотным пунктом к восстановлению двусторонних отношений в полном объеме и будет отвечать интересам двух дружественных народов с тысячелетней историей.
Подтверждением стремления иранского и российского народов к дальнейшему взаимовыгодному сотрудничеству служит сообщение о том, что с 5 по 7 мая 2012 года в Университете Имама Хомейни пройдет конференция, посвященная перспективам сотрудничества между Ираном и Россией до 2025 года, с участием профессоров и ученых из ведущих университетов двух стран.
Иванов Станислав Михайлович, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук - специально для Интернет-журнала "Курдистан.ру".