В январе 2012 года в Ираке сохранялась очень сложная военно-политическая обстановка. Страна продолжала находиться в глубоком политическом кризисе, вызванном обострением противоречий и борьбой за власть между основными иракскими политическими силами. Заметно усилилась напряженность в сфере безопасности, возросло число терактов, в т. ч. крупных. В сфере внешней политики в минувшем месяце иракское руководство основное внимание уделяло отношениям с соседними странами. Осложнились отношения между Ираком и Турцией.
Продолжающийся в Ираке политический кризис, усиливший шиитско-суннитские противоречия, способствует дальнейшему ухудшению ситуации в сфере безопасности, подогревает религиозную рознь в стране. Так, большая часть терактов и вооруженных нападений, совершенных в январе, имела отчетливо выраженную конфессиональную направленность. При этом наибольшее число терактов совершалось суннитскими террористами против представителей шиитской общины. Многие из этих акций были направлены на шиитских паломников, направлявшихся в священный для шиитов город Кербелу для участия в траурных церемониях в память о погибшем в 680 году и почитаемом ими имаме Хусейне, внуке пророка Мухаммеда. Наиболее крупные теракты в минувшем месяце были совершены в Багдаде и его окрестностях, в Эн-Насирии и недалеко от Басры. Наряду с действиями суннитских террористов отмечается активность иракских шиитских вооруженных группировок, спонсируемых Ираном, не прекращаются нападения и убийства бойцов суннитских формирований "сахва". Сохраняется опасность дестабилизации и без того напряженных отношений между арабами и курдами.
Террористы и их покровители своими действиями стремятся "посеять хаос" в стране, показать, что власти не в состоянии обеспечить безопасную и стабильную ситуацию. Сейчас многие в Ираке опасаются повторения того, что происходило в 2006-2007 годах, когда шиитско-суннитский конфликт привел к гибели многих тысяч людей и вынудил несколько миллионов человек покинуть места своего постоянного проживания.
По информации иракских правительственных органов, в январе число жертв среди мирного населения от различных видов вооруженного насилия составило убитыми 99 человек (в декабре 2011 года - 90 человек), а число раненых гражданских лиц составило 151 человек (в декабре 2011 года - 99 человек). Вместе с тем, отметим, что в последние месяцы, когда в стране происходит явный рост террористической активности, регулярно совершаются крупные теракты, в результате которых погибают и получают ранения десятки человек, официальная иракская статистика, как видится, дает явно заниженные цифры людских потерь. И эти цифры опровергаются информацией независимых источников. Так, по подсчетам британского агентства Рейтер, в январе 2012 года число погибших среди гражданского населения Ирака составило 290 человек, а число раненых, включая военнослужащих и полицейских, достигло 800 человек. Всего же со времени начала нынешнего политического кризиса в Ираке в середине декабря 2011 года, который способствовал росту масштабов и активности действий террористов, в стране погибли примерно 450 гражданских лиц, военнослужащих и сотрудников полиции, а ранения получили до 1200 человек.
В январе на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, обстрелы, теракты и другие вооруженные насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Баакуба, Тикрит, Эль-Фаллуджа, Рамади, Эль-Искандерия, Абу-Грейб, Ширкат, Самарра, Туз-Хурмату, Эль-Мусаиб, Балад Руз, Эль-Латифийя, Эль-Мукдадия, Рабиа, Синджар, Рашид, Хамрин, Хувейджа, Эр-Рутба, Ханакин, Эль-Каим, Байджи, Саид Хариб, Эт-Тармия, Эль-Баадж, Кайяра, Ясриб, Хит, Мандадли, Эль-Махмудия, Карма, Хасва, Эль-Ваджихия, Хаммам-эль-Али и в ряде других мест.
Ситуация в Багдаде и прилегающих к столице районах остается напряженной. В городе и его окрестностях регулярно происходят теракты, обстрелы, вооруженные нападения, захваты заложников и другие насильственные акции. Серия скоординированных терактов в шиитских кварталах Багдада была совершена 5 января - погибли 27 и получили ранения 80 человек. Крупные теракты произошли в столице 9 января (погибли 15, ранены 52 человека), 24 января (погибли 14, ранены 75 человек) и 27 января (погибли 32, ранены 75 человек). Обстрелам подвергалась и т. н. "зеленая зона" в центре столицы, где расположены основные правительственные учреждения и многие иностранные дипмиссии.
Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях. Здесь регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия.
Террористы и боевики продолжают действовать с повышенной активностью и в соседнем Киркуке. Напряженная ситуация в этом городе в значительной степени вызвана сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами.
Напряженная обстановка сохраняется в западной провинции Анбар и в северо-восточной провинции Дияла, где не снижается активность террористов и боевиков из различных экстремистских группировок. 15 января боевики иракской "Аль-Каиды" совершили нападение на полицейское управление в административном центре провинции Анбар городе Рамади. Погибли семь полицейских.
На юге Ирака в январе вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Басра, Хилла, Эн-Насирия, Эль-Кифль, Джебла, Эз-Зубайр, Махавил и в некоторых других местах. Крупный теракт был совершен 5 января недалеко от города Эн-Насирия, где террорист-смертник подорвал себя рядом с паломниками-шиитами. Погибли 45 и получили ранения 72 человека. 14 января в городе Эз-Зубайр недалеко от Басры в результате теракта, совершенного террористом-самоубийцей, погибли 64 и получили ранения 137 человек. Жертвами этой акции также стали паломники-шииты.
Во внутренних районах иракской курдской автономии в январе ситуация в целом сохранялась стабильной. Не отмечено крупных боестолкновений и в районе иракско-турецкой границы.
Подавляющее большинство терактов, совершенных в январе против шиитов, организовало и осуществило иракское ответвление "Аль-Каиды" ("Исламское государство Ирак"). Кроме того, иракская "Аль-Каида" 26 января объявила войну "оккупации Сефевидов" из Ирана, которая, как было заявлено, является более опасной, чем "оккупация крестоносцев из США" (Сефевиды - шахская династия, правившая в Иране в 1501-1736 годы). Вывод американских войск из Ирака представитель местной "Аль-Каиды" назвал "горьким поражением США", но при этом предостерег от переоценки значения ухода американцев из Ирака, который, по мнению экстремистов, является ничем иным, как тактической уловкой и "отчаянной попыткой остановить джихад".
Шиитские вооруженные формирования, воевавшие против американских войск (в частности, "Батальоны Хизбаллы"), заявляют, что не будут спешить складывать оружие после ухода ВС США из Ирака, т. к. ситуация в стране остается нестабильной и "угрозы остаются". К тому же в условиях поразившего страну политического кризиса руководство боевиков "не имеет четкого представления о том, что делать (боевикам, - авт.) на политической арене".
Террористы и боевики продолжают совершать вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, военнослужащих, религиозных деятелей, судей, журналистов, преподавателей вузов, шейхов племен, иностранцев, работающих в Ираке. В январе участились случаи нападения на полицейских и сотрудников служб безопасности. Жертвами вооруженного насилия часто становятся дети и предприниматели. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи различных государственных учреждений и общественных организаций. Для обстрелов различных гражданских и военных объектов боевики используют минометы и ракеты. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции.
Знаковым стало убийство 24 января в Багдаде М. Н. аль-Джибури - одного из бывших лидеров иракской "Аль-Каиды" в 2006-2008 годы, а затем перешедшего на сторону правительства и ставшего советником премьер-министра Н. аль-Малики по вопросам борьбы с терроризмом. Последние два года он жил в Иордании и вернулся в Ирак лишь недавно. М. Н. аль-Джибури считал, что из-за политического кризиса в Ираке и ухудшения ситуации в Сирии "организация "Аль-Каида" вновь берет инициативу в стране в свои руки". Несмотря на успехи силовиков экстремисты, по его словам, в последнее время стали "сильней, чем прежде". Особенно активно, отметил М. Н. аль-Джибури, "Аль-Каида" преследует своих бывших членов, которые перешли на сторону режима и, в частности, влились в ряды суннитских отрядов "сахва".
Не прекращаются нападения на здания иракских органов власти, объекты армии и МВД, представительства различных политических партий и организаций, банки, офисы иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, школы, различные экономические и другие объекты. В январе несколько терактов было совершено на похоронных процессиях.
Продолжаются похищения людей, т. ч. иностранцев с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным "бизнесом", борьба с которым не приводит к заметным успехам.
В различных районах Ирака активно действуют криминальные элементы, в т. ч организованные преступные группировки, причем зачастую они хорошо вооружены.
По состоянию на 1 февраля 2012 года в силовых структурах Ирака числилось около 929,2 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах 279,2 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 645,8 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.
По информации министерств обороны и внутренних дел Ирака, в январе 2012 года потери военнослужащих и полицейских при проведении боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности составили убитыми 52 человека, в т. ч. 21 военнослужащий и 31 полицейский (в декабре 2011 года - 65 человек, в т. ч. 29 военнослужащих и 36 полицейских). Кроме того, ранения получил 171 человек, в т. ч. 85 военнослужащих и 86 полицейских (в декабре 2011 года - 180 человек, в т. ч. 88 военнослужащих и 92 полицейских).
Спикер нижней платы иракского парламента У. ан-Нуджайфи (суннит) призвал личный став "аппарата безопасности" "оставаться в стороне" от политических споров в стране и заниматься своими прямыми обязанностями по обеспечению безопасности государства. При этом спикер парламента сослался на конституцию Ирака, которая не разрешает силам безопасности и армии вмешиваться в политику. Одновременно У. ан-Нуджайфи отметил, что в стране нарушаются права человека, а "массовое" насилие разрушает демократию.
В январе министр обороны Ирака С. ад-Дулейми посетил с визитом Каир, где провел переговоры с главой правящего в АРЕ Высшего военного совета маршалом М. Тантауи, в ходе которых обсуждались вопросы военного сотрудничества между двумя странами, в частности, обмен военными экспертными оценками и обучения иракских военнослужащих в Египте.
Власти Ирака ужесточают контроль за въездом и пребыванием в стране иностранцев. В последнее время участились случаи задержания сотрудников зарубежных охранных компаний. В иракском МВД при этом заявляют, что "передвижение вооруженных иностранцев в жилых районах представляет угрозу безопасности". Сообщается, что в последнее время в Ираке были задержаны "несколько сотен иностранных контрактников, включая работников посольства США". Эти задержания, по утверждению представителя МВД, проходили в основном в международном аэропорту Багдада и на контрольно-пропускных пунктах вокруг столицы. После свержения в 2003 году режима С. Хусейна и в период американской оккупации Ирак наводнили сотрудники частных охранных компаний, обеспечивающих безопасность посольств и работающих в Ираке иностранцев. Для иракцев иностранцы с оружием остаются символом сохраняющегося американского присутствия. Вместе с тем, по мнению специалистов, без этих охранников многие иностранные специалисты, от которых зависит развитие экономики, в том числе бесперебойная работа обеспечивающего 95 процентов поступлений в госбюджет нефтяного сектора, предпочтут уехать из страны по соображениям безопасности. Отмечается, что ужесточение мер контроля за иностранными гражданами в Ираке происходит в рамках усилий иракского правительства "по наведению порядка" в стране после завершения вывода американских войск.
В ежегодном докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch говорится, что Ирак "быстро сползает к авторитаризму", становится "полицейским государством". Силы безопасности жестко действуют в отношении участников акций протеста и журналистов, арестованные с целю получения "нужных" показаний подвергаются пыткам, активистов оппозиции запугивают. В Ираке нарушаются свобода слова и собраний.
Верховный комиссар ООН по правам человека Н. Пиллэй выразила тревогу по поводу казни 19 января в Ираке за различные преступления одновременно 34 человек. Всего, по информации ооновских экспертов, с 2004 года иракскими судами было приговорено к высшей мере наказания 1200 человек. По данным правозащитников ООН, никто из этих людей не был помилован, хотя имеются веские доказательства того, что признания обвиняемых были часто получены под пытками. Напомним, что в Ираке смертная казнь может применяться за 48 видов преступлений, в том числе таких, как нанесение ущерба общественной собственности. Высокий представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон также призвала Ирак к соблюдению "минимума международных стандартов" при смертных казнях, которые, по ее словам, следует применять лишь в случаях "наиболее серьезных преступлений" и при "ясных и неоспоримых доказательствах".
Несмотря на протесты международных правозащитников, массовые казни в стране продолжаются. Так, 1 февраля одновременно казнили 17 человек, а всего с начала текущего года в стране был приведен в исполнение, как минимум, 51 смертный приговор. В 2011 году в Ираке казнили 68 человек, в том числе трех иностранцев и трех иракских женщин.
Таким образом, в январе 2012 года ситуация в сфере безопасности в Ираке стала более напряженной. В различных районах страны продолжали активно действовать террористические и экстремистские группировки различной ориентации, увеличилось число жертв вооруженного насилия.
В январе 2012 года внутриполитическая ситуация в Ираке оставалась очень сложной. Страна продолжала находиться в состоянии глубокого политического, вызванного обострением противоречий и борьбы за власть между различными иракскими политическими силами. Попытки найти компромиссные пути выхода из создавшейся ситуации, предпринимавшиеся в январе, успеха не имели из-за жестких позиций, занятых главными политическими игроками, прежде всего премьер-министром Ирака Н. аль-Малики и его основными политическим оппонентом лидером оппозиционного блока "Аль-Иракия" А. Алауи.
Духовный лидер иракских шиитов Великий аятолла А. Ситстани призвал противоборствующих политических лидеров разрешить кризис, т. к. в противном случае в стране может начаться гражданская война.
17 января правительство приостановило полномочия девяти министров от блока "Аль-Иракия", которые бойкотируют его заседания. Ранее, 4 января для обеспечения "бесперебойности" работы кабинета министров Н. аль-Малики назначил из числа других членов правительства лиц, которые будут временно исполнять обязанности министров, участвующих в бойкоте.
Власти продолжают настаивать на том, чтобы дело вице-президента Ирака суннита Т. аль-Хащими, которому предъявлены обвинения в пособничестве террористам, рассматривалось судом в Багдаде, а не на территории курдской автономии, где укрылся опальный политик, или в Киркуке. При этом МВД Ирака официально потребовало от руководства Иракского Курдистана сотрудничать с центральным правительством по исполнению ордера на арест Т. аль-Хашими и 14 его охранников. Однако власти в Эрбиле отказались выдать Т. аль-Хашими Багдаду.
На всем протяжении минувшего месяца представители противоборствующих политических группировок продолжали консультации по вопросу о возможном созыве конференции по национальному примирению. Причем блок "Аль-Иракия" в качестве одного из предварительных условий своего участия в таком форуме выдвинул требование отставки главы правительств Н. аль-Малики, обвиняя его в стремлении установить в Ираке "личную диктатуру". Кроме того, сторонники А. Алауи и курдский лидер М. Барзани настаивали на проведении примирительной конференции на территории Иракского Курдистана, в то время как блок "Государство закона", возглавляемый Н. аль-Малики, заявлял, что конференция должна состояться в Багдаде. Кроме того, руководство "Государства закона" требует, чтобы вопрос об аресте и обвинениях, предъявленных вице-президенту Т. аль-Хашеми, не были включены в повестку дня конференции. Более того, ряд видных сторонников Н. аль-Малики вообще не считают нужным созыв примирительной конференции, считая, что в стране "нет кризиса". Взамен они предлагают провести серию встреч между лидерами политических блоков для разрешения "персональных разногласий". Влиятельный радикальный шиитский лидер М. ас-Садр в своем заявлении утверждает, что не может принять участие в примирительной конференции, т. к. является "религиозной фигурой, а не политиком", а "вовлечение в политику является не его делом".
19 января А. Алауи заявил, что депутаты от его блока могут прекратить бойкот заседаний парламента, если Н. аль-Малики станет выполнять договоренности о распределении полномочий, которые были достигнуты в 2010 году при создании коалиционного правительства.
Вместе с тем, по информации СМИ, в лагере оппозиции нет единства. В частности, спикер парламента У. ан-Нуджайфи и ряд лидеров "Аль-Иракии" выступают за то, чтобы министры, представляющие блок, оставались в ставе правительства. В то же время А. Алауи и Т. аль-Хашими настаивают на выходе из правительственной коалиции, а отстраненный от должности вице-премьер С. аль-Мутлак занимает "среднюю" позицию.
Глава миссии ООН в Багдаде М. Коблер считает, что бойкот со стороны оппозиции не является "хорошей идеей", т. к. политики должны "разрешать свои противоречия в парламенте на основе конституции".
Иракское правительство во главе с Н. аль-Малики выступает против внешнего вмешательство в дела страны, в т. ч. против попыток оказать воздействие на урегулирование нынешнего политического кризиса. В частности, Н. аль-Малики неоднократно отмечал, что попытки иностранного вмешательства не способствуют укреплению стабильности в Ираке, даже если они исходят от "дружественных стран". Премьер-министр также предостерег своих политических оппонентов, чтобы они "не добивались" такого вмешательства для достижения своих корыстных политических целей.
В качестве альтернативы существующему государственному устройству Ирака многие местные политики все чаще высказываются в пользу идеи образования "курдско-суннитской конфедерации" как единственного реального противовеса доминированию поддерживаемых Ираном шиитов. Инициаторами создания подобного союза являются лидеры суннитской общины. Предполагается, что президентом нового государственного образования станет президент иракской курдской автономии М. Барзани, а правительство "сформирует суннитская фигура". Сообщается, что эта идея пользуется поддержкой Турции, Саудовской Аравии и Катара.
И все же в конце января появились первые обнадеживающие признаки возможного урегулирования затянувшегося политического кризиса в Ираке. 29 января блок "Аль-Иракия" принял решение приостановить бойкот заседания парламента. Это решение, по словам представителей блока, является "жестом доброй воли" накануне переговоров между суннитскими, шиитскими и курдскими политическими партиями, а 31 января депутаты от "Аль-Иракии" вернулись в парламент. В то же время объявленный блоком бойкот министров в правительстве остается в силе. Причем два министра – финансов, образования и науки – заявили, что продолжат бойкот до восстановления в должности вице-премьера С. аль-Мутлака. В то же время три министра, возможно возобновят посещение заседаний правительства.
30 января иракский парламент одобрил создание специальной комиссии в составе семи человек для расследования дела вице-президента страны Т. аль-Хашеми. В этот же день в МВД сообщили об аресте еще 16 охранников Т. аль-Хашеми.
В целом сложной сохраняется экономическое и социальное положение страны. Продолжаются перебои в подаче электроэнергии, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне остается безработица, многочисленные трудности имеются в сфере здравоохранения и медицинского обеспечения населения. На этом фоне в общем успешно продолжает работать нефтяная отрасль – становой хребет иракской экономики.
Таким образом, в январе 2012 года в Ираке сохранялась очень сложная внутриполитическая обстановка. Страна продолжала находиться в состоянии глубокого политического кризиса, разрешение которого вряд ли произойдет в ближайшее время.
В январе 2012 года в сфере внешней политики иракское руководство наибольшее внимание уделяло отношениям с соседними государствами.
Ирак охарактеризовал как "вредные" заявления Турции, Ирана и ряда соседних арабских стран о ситуации в Ираке. В этой связи иракским МИДом было заявлено: "После вывода из страны американских войск официальные лица некоторых соседних государств пытаются вмешиваться в наши внутренние дела. Ирак никогда не станет игрушкой в чьих-либо руках". МИД призвал соседние и дружественные страны "уважать суверенитет и независимость Ирака и помочь правительству в Багдаде справиться с вызовами, с которыми оно сейчас сталкивается". Недовольство в Багдаде было высказано, в том числе и заявлением одного из командиров иранской военизированной структуры "Аль-Кудс" о том, что "Ирак и Южный Ливан подчинены воле Тегерана".
В минувшем месяце осложнились отношения между Ираком и Турцией. Во многом это было вызвано поддержкой, которую Анкара оказывает иракской суннитской оппозиции в деле Т. аль-Хашеми, рядом заявлений главы турецкого правительства Р. Т. Эрдогана по ситуации, складывающейся в соседней стране, а также различием в позициях Ирака и Турции по отношению к событиям, происходящим в Сирии. При этом заявления Эрдогана были расценены в Багдаде как вмешательство в иракские внутренние дела. Немаловажную роль сыграл и личностный фактор – взаимные резкие обвинения Р. Т. Эрдогана и Н. аль-Малики в отношении друг друга. Так, Р. Т. Эрдоган выразил сомнение по поводу того, является ли его иракский коллега "тем человеком, который нужен сегодня Ираку".
Кратко напомним основные высказывания премьер-министра Турции по Ираку.
3 января он заявил, что возникновение проблем между суннитами и шиитами в соседней стране может представлять опасность для всего региона. Причем, "если в Ираке возникнет проблема между религиозными течениями, это может продолжаться сотни лет".
10 января Р. Т. Эрдоган объяснил, что США сделали большую ошибку, выведя свои войска из Ирака. Одновременно он напомнил, что ранее предупреждал Вашингтон об ошибочности подобного шага, т. к., по оценке турецкого премьера, "на установление в Ираке демократического режима потребуются годы, и для становления стабильного государства присутствие американских войск пока было необходимо". Также, по мнению Эрдогана, в Ираке в любой момент могут вспыхнуть межконфессиональные конфликты. В итоге "эта страна может быть втянута в пучину неуправляемого противостояния. Турция, как соседняя страна, не может оставаться безучастной к происходящим в Ираке событиям".
16 января премьер-министр Турции призвал политических и религиозных лидеров Ирака преодолеть имеющиеся между ними противоречия, чтобы страна не была втянута в братоубийственное противостояние.
24 января глава турецкого правительства вновь предупредил иракских руководителей, в первую очередь Н. аль-Малики, что Анкара "не будет молчать", если в соседней стране начнется межобщинный конфликт. Но при этом он в очередной раз отверг иракские обвинения во вмешательстве во внутренние дела соседа.
В ответ иракский премьер-министр Н. аль-Малики подверг критике отклонение Турции в её внешней политике от соблюдения ранее провозглашенного принципа "Ноль проблем и разногласий" с соседями. По мнению Н. аль-Малики, Турция сегодня – это государство, создающее кризисы путём усиления бесцеремонного вмешательства во внутренние дела стран Ближнего Востока, проводящее политику, "угрожающую началом гражданских войн в регионе". Н. аль-Малики подчеркнул, что роль, которую стала играть Турция, может привести к региональной катастрофе, которой она сама также не минует.
16 января посла Турции в Багдаде пригласили в иракский МИД, где ему были высказаны претензии по поводу заявлений турецких официальных лиц о ситуации в Ираке. Иракская сторона подчеркнула, что "подобная риторика может повредить добрым двусторонним отношениям. Правительству Турции следует воздерживаться от подобного подхода". В свою очередь, 17 января иракский посол в Анкаре был вызван в турецкий МИД, где ему заявили, что обвинения в адрес Турции во вмешательстве в дела Ирака являются "неприемлемыми", т. к. Турция имеет "легитимное право" выражать свою обеспокоенность "событиями, происходящими по другую сторону ее границ".
В январе Турция также поддерживала активные контакты с различными иракскими политическими деятелями. В первую очередь, это относится к курдскому лидеру М. Барзани. В Анкаре побывал и лидер шиитского Высшего исламского совета Ирака А. аль-Хаким, имевший встречу с главой турецкого МИДа А. Давутоглу. После встречи с ним А. аль-Хаким заявил о необходимости не только "успокоить" отношения между Турцией и Ираком, но и прилагать усилия по их дальнейшему развитию.
Между тем политические разногласии и "война слов" между Багдадом и Анкарой пока не мешают развитию двусторонних торговых связей. Так, в 2011 году товарооборот между Ираком и Турцией составил 12 млрд долларов, а в 2012 году, по турецкой оценке, он может достичь "20 миллиардов долларов или даже 30 миллиардов долларов".
В январе министр иностранных дел Ирака Х. Зибари посетил с визитом Объединенные Арабские Эмираты. В Абу-Даби он заявил, что Багдад выступает против эскалации напряженности и использования военной силы в связи с последними событиями вокруг Ирана, предпочитая политический диалог как средство урегулирования ситуации. При этом министр напомнил, что до 90 % экспорта иракской нефти идет через Ормузский пролив. По итогам визита Х. Зибари также было объявлено, что в скором времени Ирак и Эмираты подпишут соглашение, по которому ОАЭ спишут иракские долги на сумму 5,8 млрд долларов.
Ирак в январе подтвердил, что не поддерживает введение санкций против Сирии, т. к. они "окажут отрицательное воздействие на сирийский народ, а не на режим". При этом в Багдаде поддержали январскую инициативу Лиги арабских государств по урегулированию сирийского конфликта. Лидер иракских курдов М. Барзани заявил на первом съезде сирийских курдских организаций в Эрбиле: "Мы поддержим любые решения сирийских курдов при условии, что они приняты единогласно". Он указал на то, что в Сирии проживают два миллиона курдов. "Мы хотим знать, какое будущее их ждет. Ситуация в Сирии для нас стратегически важна, учитывая протяженность границы Сирии и Ирака".
Бахрейн осудил заявления иракского радикального шиитского лидера М. ас-Садра, в которых он призывал бахрейнских шиитов "продолжать демонстрации", отстаивать свои права. В Манаме расценили эти высказывания как прямое вмешательство во внутренние дела островного королевства, препятствующие развитию дружественных отношений между двумя странами.
США продолжали активно действовать по урегулированию иракского политического кризиса. Американский посол в Багдаде постоянно проводит встречи и консультации с иракскими политиками. В Вашингтоне поддерживают усилия президента Ирака Дж. Талабани по поиску путей выхода из создавшейся в стране ситуации. Госсекретарь США Х. Клинтон заявила, что Ирак не должен "упускать возможности стать единым процветающим государством". Для этого власти Ирака должны пойти по демократическому пути и постараться прийти к компромиссу. По мнению Х. Клинтон, несмотря на падение режима С. Хусейна, иракцы пока еще не полностью осознали, какие изменения произошли в стране. "Но главное - не забывать, что Ирак является демократическим государством и что путь к демократии лежит через компромисс", считает руководитель американской дипломатии.
В то же время в январе в иракско-американских отношениях появилось новое осложнение, связанное с полетами американских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Ираке. Как стало известно, госдепартамент США использовал небольшие БПЛА для обеспечения безопасности американского посольства в Багдаде, консульств в других городах страны, а также американцев, работающих в Ираке. В этой связи власти Ирака заявили, что подобная деятельность является "оскорблением иракского суверенитета". 31 января президент США Б. Обама заявил об ограничении применения беспилотников в Ираке, отметив, что их миссия была "очень ограниченной" и фокусировалась главным образом на защите американского посольства в Багдаде.
Таким образом, в январе 2012 года военно-политическая обстановка в Ираке оставалась очень сложной, с серьезными элементами напряженности. Продолжала ухудшаться ситуация в сфере безопасности. В различных районах страны усилили свою активность террористические группировки различной ориентации. Внутриполитическая ситуация характеризовалась продолжением глубокого кризиса. И хотя в конце минувшего месяца появились отдельные признаки того, что в деле его урегулирования возможны позитивные подвижки, этот процесс, как видится, будет долгим, очень трудным и, отнюдь, не прямолинейным.