ИА REGNUM публикует выступление главного докладчика на Международной научной конференции выпускников Центра стратегических исследований им. Джорджа Маршалла, доктора политических наук, генерал-майора Гайка Котанджяна по теме "Ассиметрические особенности динамики безопасности на Южном Кавказе и окружающем регионе" (Ереван, 7 февраля 2012 года). Конференцию приветствовали президент Ассоциации выпускников Центра им. Маршалла, приглашенный исследователь Гарвардского университета Гаяне Новикова, посол США Джон Хефферн, посол Германии Ганс Йохан Шмидт и Секретарь Совета национальной безопасности Республики Армения Артур Багдасарян.
Об особенностях внешнебезопасностного контекста прослеживаемой динамики региональной безопасности на Южном Кавказе.
Масштабные перемены, набирающие интенсивный оборот в геополитической системе Большого Ближнего Востока, создают для безопасности Южного Кавказа новые проблемы, чреватые опасным обострением существующих внутрирегиональных угроз. Возможная реконфигурация геостратегической системы Ближнего Востока в условиях перемещения глобального центра влияния на мировые процессы на Восток (1), вступая в резонанс с нарастающим кризисом в отношениях между основными игроками на Ближнем Востоке, отражается в динамике критических изменений безопасностной среды на Южном Кавказе.
Труднопредсказуемое развитие "Арабской весны", нарастание международной напряженности вокруг иранской ядерной программы, трансформация турецкой внешней политики "неоосманизма" в отношении исламского мира, усложнение перспектив развития безопасностной динамики в Центральной Азии в связи с готовящимся выводом коалиционных войск из Афганистана, а также углубление системного кризиса на геостратегическом пространстве Европейского Союза - вот основные внешние факторы, влияющие на динамику изменений безопасностной среды на Южном Кавказе.
Определенную роль в поддержании безопасности на Южном Кавказе играет динамика вовлеченности Армении, Грузии и Азербайджана в систему международной безопасности как в двустороннем, так и в многостороннем измерениях. Здесь в качестве позитивного фактора следует отметить большую в сравнении с соседями уравновешенность Армении в поддержании разнообразия своих безопасностных ориентаций и развитии безопасностного сотрудничества как с ОДКБ и НАТО, Россией и США, так и с другими мировыми центрами силы, в том числе с Китаем и Индией, странами Европы и Большого Ближнего Востока. Вместе с тем следует отметить, что на динамику безопасности на Южном Кавказе воздействует сложившаяся сложная система взаимоотношений между самими южнокавказскими государствами, отражающих их несовпадающие безопасностные интересы в отношении России, Турции и Ирана.
Многие центры стратегических исследований отмечают повышение вероятности возникновения разрушительной региональной войны на Ближнем Востоке с неизбежным вовлечением в ее орбиту Южного Кавказа. При подобном катастрофическом развитии региональной обстановки основной угрозой для национальной безопасности Армении была и остается возможная агрессия Азербайджана против Армении и Нагорного Карабаха. Начиная с подписания перемирия и прекращения войны между сторонами Карабахского конфликта, Республика Армения поддерживает процесс мирного урегулирования под эгидой ОБСЕ (2). Необходимо отметить, что в ходе очередной встречи Президента России Дмитрия Медведева с Президентами Армении Сержем Саргсяном и Азербайджана Ильхамом Алиевым по согласованию с сопредседателями Минской группы - главами государств США и Франции, состоявшейся 23 января 2012 года в Сочи, наметился некоторый прогресс в согласовании Основных принципов Карабахского урегулирования в связи с декларированием обеими сторонами своей готовности ускорить достижение договоренности "с учетом проделанной до сих пор работы" (3).
Вместе с тем известно, что карабахский конфликт не решается потому, что Азербайджан не признает права Нагорно-Карабахской Республики на существование. Непризнание неотъемлемого права народа Нагорного Карабаха на свободное самоопределение вплоть до независимости и юридического факта его законного осуществления и сегодня является местной экзотической версией толкования международного права властями Азербайджана (4). Вооруженная фаза Карабахского конфликта возникла именно из-за попытки Азербайджанской Республики уничтожить легально самоопределившуюся Нагорно-Карабахскую Республику путем развязывания против нее войны - с угрозой повторения катастрофы Геноцида, жестокое напоминание которого имело место в антиармянских погромах 1989-1990 годов с массовыми убийствами мирного населения в Сумгаите, Кировабаде и Баку (5). Таким образом, в основу мирного разрешения Карабахского конфликта так же, как и в случае с Палестино-Израильским конфликтом, должна быть заложена необходимость взаимного признания сторон конфликта - Азербайджанской Республики и Нагорно-Карабахской Республики (6).
Отказ от признания легально образовавшихся государств Нагорно-Карабахской Республики (7) и Государства Израиль является главным препятствием для мирного разрешения и Карабахского, и Палестино-Израильского конфликтов. При этом следует подчеркнуть, что в преддверии 100-летия Геноцида армян в Османской империи данный отказ усугубляется глубокой эмоциональной, моральной и политической заряженностью непризнания некоторыми государствами фактов геноцидов, совершеннных против ряда народов мира, и в первую очередь, армянского и еврейского народов, восстановивших свою независимую государственность именно для гарантирования неповторения Геноцида и Холокоста, а также вынесения уроков из этих катастроф (8). В этом смысле как никогда актуальна концепция, лежащая в основе обеспечения гарантий национальной безопасности армянского и еврейского народов - "Никогда опять" (9). При оценке в среднесрочной перспективе динамики изменений в безопасностной среде на Южном Кавказе среди специфических внешних факторов, определяющих уровень интенсивности влияния на процесс Карабахского урегулирования, необходимо также отметить приближающиеся президентские выборы во всех трех странах-сопредседателях Минской группы ОБСЕ. Другой особенностью динамики безопасностных процессов в регионе является необходимость оценки влияния обратной связи перспектив мира и войны на Южном Кавказе и окружающем регионе на ход подготовки и проведения президентских выборов в самих странах-сопредседателях Минской группы - России, США и Франции.
О внутреннем аспекте динамики региональной безопасности на Южном Кавказе.
Внуреннее измерение динамики развития безопасностной среды на Южном Кавказе в значительной мере обусловлено известной неравномерностью политического, правового, экономического и социального развития стран региона, а также неконтролируемой международным сообществом гонкой вооружений при наличии неразрешенных региональных вооруженных конфликтов.
И, наконец, исключительно важным внутренним фактором, определяющим динамику национальной и региональной безопасности на Южном Кавказе в среднесрочной перспективе, является процесс подготовки и проведения в ближайшие годы демократических и честных парламентских и президентских выборов в Азербайджане, Армении и Грузии.
О трудноконтролируемых асимметрических факторах эскалации напряженности на Южном Кавказе в случае развязывания региональной войны на Ближнем Востоке.
Для национальной безопасности Армении, а также безопасности региона Южного Кавказа существенной угрозой является растущая напряженность вокруг иранской ядерной программы. Исходя из собственных безопасностных интересов, Армения выработала позицию, которая заключается в уважении легитимного права Тегерана на использование ядерных технологий в мирных целях (10). В то же время, Армения придает важность развернутому сотрудничеству Ирана с МАГАТЭ с соблюдением всех требований Договора о нераспространении ядерного оружия (11). Официальный Ереван выступает за мирное урегулирование иранского кризиса путем "диалога, переговоров и консенсуса" (12).
На текущий момент в большинстве публикаций по оценке эскалации конфликта с Сирией и Ираном преобладают суждения о вероятной перспективе развязывания симметричных войн - с подсчетом количества самолетов, вертолетов и танков, авианосцев, фрегатов, накапливаемых на ближневосточном театре возможных боевых действий.
Здесь мы считаем целесообразным обратить внимание на те из факторов, которые отражают особенности динамики процессов, связанных с возможной антиамериканской мобилизацией специфических ресурсов для ведения не только симметричных открытых войн, но и войн тайных, асимметричных. Следует принять во внимание тот факт, что данные безопасностные коллизии происходят и в ближайшей перспективе будут происходить в условиях потери признанного лидера арабского мира в лице Египта. При регулировании ближневосточных проблем ныне Америке приходится считаться с Саудовской Аравией, которая по целому ряду известных причин не в состоянии полноценно заместить вакантное место проамериканского лидера арабского мира.
1. Речь идет о трезвом прогнозе последствий не только и не столько симметричной открытой войны между США и Ираном, сколько о принятии во внимание наличия в ИРИ тщательно разработанной доктрины и инструментария асимметричной тайной войны как силами иранских спецподразделений, так и с привлечением мощной сети партнеров в Афганистане, Ливане, Сирии, Турции, Ираке и других исламских странах, а также за пределами Большого Ближнего Востока.
Монографическое исследование нашего Института во взаимодействии с соответствующими специалистами обращает внимание на наличие в составе Корпуса Стражей Исламской Революции ИРИ 40 тысяч агентов, специализированных на ведении специальных операций методами асимметричной войны как в Иране, так и вне его границ. Речь идет о бойцах, целенаправленно идущих на смерть во имя веры, чтобы стать святыми мучениками-шахидами. Масштаб неприемлемых потерь от развязывания тайной асимметричной войны против США и других стрaн в случае коалиционной войны против ИРИ в условиях мирового финансового кризиса может превысить расчеты, проводимые по стандартам открытой симметричной войны (13).
Данная угроза может усугубиться уже на этапе развязывания войны против алaвитского руководства проиранской Сирии - при недооценке возможного провоцирования просирийско-проиранской мобилизации потенциала многовекового латентного конфликта между самым крупным меньшинством Турции - алавитами, насчитывающими оценочно более 20 миллионов, и турецкими властями. О целесообразности учета опасности возможного задействования спускового крючка (triggering) алавитского сообщества как фактора подрыва стабильности не только в Турции, но и в регионе Ближнего Востока в целом свидетельствуют появившиеся сигналы. Например, в январе 2012 года на Втором Великом Конгрессе Алaвитов Турции были высказаны претензии к проекту новой Конституции, выдвинутой правящей партией Справедливости и развития. В отношении же столкновений между алaвитами и суннитами Турции Великим Конгрессом Алaвитов было высказано серьезное беспокойство (14). Следует принять во внимание, что эти признаки возможной мобилизации турецких алавитов появились на фоне публикаций о нахождении штабных структур армии сирийской оппозиции на территории Турции.
2. Среди асимметрических угроз США в случае развязывания региональной войны на Ближнем Востоке наши исследования указывают на возможную проиранскую консолидацию шиитского населения Ирака. Зреющие предпосылки по объявлению независимости иракского Курдистана в случае их реализации могут трансформировать Ирак в проиранское государство с 82%-ым шиитским населением. С учетом 10-летнего опыта представленности шиитских политических и военных элит в представительных властях и силовых институтах Ирака - после размещения в нем коалиционных сил - данный фактор может трансформироваться в консолидированную антиамериканскую силу, подготовленную к ведению как открытой симметричной, так и тайной асимметричной войны в поддержку Ирана и его союзников (15).
Подключение иракского фактора к региональной войне может оказать катастрофическое воздействие на динамику безопасности всего Большого Ближнего Востока, включая регион Южного Кавказа.
3. Большого внимания достойна программа США по вовлечению государств Центральной и Южной Азии в региональное сотрудничество с Афганистаном. Вместе с тем специалисты обращают внимание на повышение опасности исламской радикализации афганского общества и окружащего исламского региона, включающего ядерный Пакистан, тайно поддерживающий движение талибов, и наркозависимый от Афганистана регион Центральной Азии - после объявленного вывода войск в 2014 году (16).
Лишь поверхностное обозрение может считать не приоритетным фактор готовящегося вывода коалиционных войск из Афганистана для оценки динамики региональной безопасности на Южном Кавказе. Рассмотрим некоторые особенности динамики региональной безопасности в этом направлении. Следует заметить, что развязывание войны в Афганистане в 2001 году, наряду с повышением уровня наркозависимой коррумпированности экономики и политики афганского общества и региона, привело к повышению роли влияния Ирана на процессы в афганском обществе. В первую очередь, речь идет об усилившемся традиционном контроле Ирана над расположенными по-соседству афганскими Хорасаном и Хазараджатом.
Специалисты отмечают, что в случае равязывания войны с Ираном против США и государств коалиции со стороны ИРИ могут быть задействованы также проирански отмобилизованные около 4 миллионов единоверных фарсиванов, хазарейцев и кызылбашей Афганистана. Данная несимметричная составляющая проиранского ресурса в Афганистане может привести к подрыву продвижение интересов США во всей Центральной Азии, а значит и Южного Кавказа, столь связанного с трансрегиональными проектами по углеводородному транзиту.
В последнее время наметились новые тенденции активизации деятельности ОДКБ в афганском направлении. В ОДКБ доминирует мнение, что после вывода коалиционных войск ситуация в этом регионе еще более обострится (17), и Афганистан может стать угрозой безопасности для Центральной Азии и ОДКБ в целом. В связи с этим на заседании Совета ОДКБ в Москве 17 ноября 2011 года был согласован Проект плана действий ОДКБ по нейтрализации возможных вызовов и угроз из Афганистана (18).
В декабре 2011 года мне довелось выступить с докладом на специальном заседании Научно-экспертного совета ОДКБ по Афганистану. Представляется весьма обещающим углубление наметившегося диалога для борьбы с угрозами из Афганистана в форматах Россия - США, а также ОДКБ-НАТО-ШОС.
В плане установления подобного диалога определенную роль может сыграть Армения, являющаяся союзником России и партнером США, а также членом-учредителем ОДКБ и партнером НАТО и имеющая опыт участия в миротворческих операциях, осуществляемых Североатлантическим Альянсом, а также в учениях в составе действующих Коллективных сил оперативного реагирования - КСОР ОДКБ.
Заключение: о жизненной важности "перезагрузки"
Завершая свой доклад, хочу обратить особое внимание на неоценимую важность влияния на динамику региональной безопасности на Южном Кавказе фактора "перезагрузки" стратегического сотрудничества между США и Россией. Опираясь на свое участие в качестве приглашенного исследователя-профессора в возобновлении в 2010 году Гарвардского стратегического форума "Безопасность: США-Россия", считаю долгом отметить высокую заинтересованность американских и российских профессионалов в системной имплементации стратегии "перезагрузки" стратегического американо-российского сотрудничества (19). Залогом этого становилась вызревающая благоприятная почва взаимопонимания между президентами США и РФ.
Считаю долгом от себя лично и от имени ряда моих уважаемых американских и российских коллег выразить сожаление в связи с появившимися признаками торможения "перезагрузки" американо-российского стратегического сотрудничества. Вместе с тем имею честь выразить уверенность в неоспоримой жизненной важности и долговременной перспективности американо-российской "перезагрузки" - в интересах безопасного, прогрессивного и устойчивого развития России и США, всего мирового сообщества, в том числе Южного Кавказа.
Список источников:
1. "SUSTAINING U. S. GLOBAL LEADERSHIP: PRIORITIES OF 21st CENTURY DEFENSE". Department of defense, 2012: http://www.defense.gov/news/Defense_Strategic_Guidance.pdf
2. См.: "Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Armenia: Nagorno-Karabakh issue: Historical data": http://www.mfa.am/en/artsakh/
3. См.: "Совместное заявление Президентов Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации по нагорно-карабахскому урегулированию от 23 января 2012 года": http://news.kremlin.ru/ref_notes/1135
4. Charter of the United Nations. CHAPTER I: PURPOSES AND PRINCIPLES. Article 1 - "The Purposes of the United Nations are: 2. To develop friendly relations among nations based on respect for the principle of equal rights and self-determination of peoples, and to take other appropriate measures to strengthen universal peace". http://www.un.org/en/documents/charter/chapter1.shtml
"Constitution of the Azerbaijan Republic". Article 11. Territory. III. - "No part of territory of the Azerbaijan Republic may be estranged. The Azerbaijan Republic will not give any part of its territory to anybody; state borders of the Azerbaijan Republic might be changed only by free decision of its peoples made by way of referendum declared by Milli Majlis of the Azerbaijan Republic". http://www.embrus-az.com/az_konstitut.html
"УСТАВ Организации объединенных наций". Глава I: Цели и Принципы. Статья 1 -"Организация Объединенных Наций преследует Цели: 2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира". http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter1.shtml
"Конституция Азербайджанской Республики", Статья 11. Территория. III. - "Территория Азербайджанской Республики неотчуждаема. Азербайджанская Республика никому ни в какой части и ни в каком виде не передает свою территорию; государственные границы могут изменяться только на основе волеизъявления народа Азербайджана, выраженного путем референдума, проводимого по решению Милли Меджлиса Азербайджанской Республики среди всего населения Азербайджана". Энциклопедия Кругосвет:.krugosvet.ru/node/41364?page=0,1
5. "Reps. Wolf and Chu Commemorate Azerbaijani Pogroms". ASBAREZ.COM, February 3rd, 2012: asbarez.com/100766/reps-wolf-and-chu-commemorate-azerbaijani-pogrom/
6. "Referendum As A Gesture Of A Good Will: Peace And War Scenarios For Karabakh", By Dr. Hayk Kotanjian: harvard-bssp.org/static/files/390/Lyon%20University%20Yerevan%20INSS%20Regional%20Security%20South%20Caucasus%20Conference.pdf
7. Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" № 1409-1 от 3 апреля 1990 года, Статья 3. - "В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно". sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1990.htm
8. "Azerbaijan Criticizes French Parliaments Armenian Genocide Bill", Radio free europe, radio liberty: rferl.org/content/azerbaijan_criticizes_french_decision_on_armenian_genocide/24431659.html
"Iran denies Holocaust because it doesnt want world to recognize its lessons", By Moshe Kantor, president of the European Jewish Congress, the "Jerusalem Post": sdjewishworld.wordpress.com/2010/01/27/kantor-iran-denies-holocaust-because-it-doesnt-want-world-to-recognize-its-lessons/
9. "Никогда опять" - императив гарантирования безопасности еврейского и армянского народов". ICES, 31 мая 2011, Гайк Котанджян: elections-ices.org/russian/publications/textid:10805/
10. "В Армению с официальным визитом прибыл Президент Исламской Республики Иран": president.am/events/news/rus/?pn=8&id=1965
11. Там же
12. См.: "Foreign Minister Edward Nalbandians address and answers to the questions of the journalists during the press conference on summarizing the year in foreign policy": mfa.am/en/press-conference/item/2012/01/16/anual_pc/
13. "Obamas secret letter to Tehran", American Iranian Council: us-iran.org/content/obamas-secret-letter-tehran
"Is Regime Change in Iran the Only Solution?" By Alireza Nader, RAND: rand.org/commentary/2012/01/26/FP.html 14. A symptomatic signal from the Second Grand Alevi Congress (January, 2012) on Alevi problem with the Turkish New Charter published by Ankara-based Turkish think tank "International Strategic Research Organization" (USAK): "Alevis Not Hopeful on Turkeys New Charter". The Journal of "Turkish Weekly", Monday, 16 January 2012: turkishweekly.net/news/130030/alevis-not-hopeful-on-turkey-39-s-new-charter.html
15. CIA World Fact Book. IRAQ, 2012: cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/iz.html
16. "Re-examining the U.S. Withdrawal from Afghanistan", 2011, STRATFOR, ihavenet.com/World-Afghanistan-Re-examining-the-United-States-Withdrawal-from-Afghanistan-Stratfor.html 17. "О пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по ситуации в Афганистане": odkb.gov.ru/start/index_aengl.htm
18. См.: "О заседании Постоянного Совета при Организации Договора о коллективной безопасности": odkb.gov.ru/start/index_aengl.htm
19. "U.S. and Russian Military Officers Form Bonds at HKS Executive Education Program", March 29, 2010. by Doug Gavel, U.S.-Russia Security Program at Harvard Kennedy School: hks.harvard.edu/news-events/news/articles/u.s.-russia-security-program-march-2010