Ожесточённые перестрелки в черте города, раненые и убитые на улицах и площадях, армейские подразделения, тщетно пытающиеся восстановить порядок - это не охваченная внутренним конфликтом Сирия, а поражённый выплеснувшимся насилием соседний Ливан. Чем грозит такое развитие событий для Ближнего Востока и остального мира?
Продолжающаяся эскалация внутрисирийского конфликта между правящим режимом Башара Асада и вооружёнными отрядами оппозиционного Сирийского национального совета не только грозит ввергнуть эту страну в пучину полномасштабной гражданской войны, но и грозит опасной дестабилизацией соседнего Ливана. В конце минувшей недели тревожные известия начали поступать из второго по величине ливанского города Триполи, расположенного в 90 км к северу от ливанской столицы. Члены радикальных суннитских группировок, базирующихся в квартале Баб Таббана, провели там в пятницу антисирийскую манифестацию, которая привела к вооружённым столкновениям с милицией просирийской Арабской демократической партии, состоящей из алавитов (шиитская секта), проживающих в районе Джебель Мохсен. Две бомбы были взорваны в университете Аль-Джинан, взорвался склад боеприпасов в квартале Абу-Самра, были ранены три солдата Ливанской национальной армии. В субботу ожесточённые столкновения между суннитами и алавитами с использованием не только лёгкого стрелкового оружия, но также пулемётов и гранатомётов, продолжились. Премьер-министр Ливана Наджиб Микати, находившийся в тот момент с официальным визитом в Париже, потребовал от армии ввести в столицу Северного Ливана войска. Его поддержал верховный муфтий Ливанской республики шейх Рашид Каббани. Священнослужитель призвал военнослужащих "как можно скорее восстановить в городе порядок и пресечь попытки спровоцировать там междоусобицу". По последним сообщениям из Триполи, там вступило в силу соглашение о прекращении огня, выработанное при содействии местных старейшин и армейского командования. Военные провели спецоперации по разоружению групп боевиков с обеих сторон и выставили посты на линии соприкосновения суннитских и алавитских кварталов. По меньшей мере, 3 человека погибли, а 23 получили ранения в столкновениях суннитов и алавитов. И пока не ясно, насколько устойчивым и продолжительным будет установившееся перемирие.
Местные наблюдатели связывают обострение ситуации в Северном Ливане, и в Триполи в частности (который можно рассматривать как уменьшенную модель Сирии – в 500-тысячном городе с суннитским населением проживают в постоянных столкновениях 40-50 тыс. алавитов), с мерами по усилению контроля на ливано-сирийской границе, предпринятыми армейским командованием. Ливанская армия пошла на это под нажимом сирийских властей, которые утверждают, что именно из Ливана в Сирию идёт основной поток оружия вооружённым антиправительственным отрядам "Свободной сирийской армии". В частности, Дамаск утверждает, что через границу с Ливаном были переправлены заминированные автомобили, использованные для недавних терактов в Дамаске и Алеппо. Между тем, ливанское правительство заявляет о невмешательстве в дела соседней страны, хотя лидер ливанской оппозиции Саад Харири открыто поддержал сирийскую оппозицию. В пятницу он заявил, что настало время признать Сирийский национальный совет, базирующийся в Стамбуле, "в качестве законного представителя сирийского народа".
Эскалация насилия в Ливане представляется весьма опасным вариантом развития событий в регионе, поскольку он переводит конфликт из политической плоскости в конфессиональную. Политический характер конфликта (пусть даже и в виде вооружённого противостояния) ограничивал его рамками сирийского государства и общества, а его переход на конфессиональный уровень (алавиты - сторонники Асада, сунниты - его противники) может придать ему не только общерегиональный (ближневосточный), но и надрегиональный характер. Ведь считается, что алавитами являются от 10 до 15% населения Сирии (т.е. около 3 млн, прежде всего в районе Латакии-Тартуса), до трети коренного населения Турции (с 1826 г. алавиты преследовались, поэтому точных данных нет) и примерно 1 млн арабских алавитов (главным образом в сирийской Турции - провинции Хатай); они живут в Ливане (около 200 тыс. человек), на Голанских высотах (около 10 тыс. человек), в Иране (в основном в Тебризе) и Азербайджане (среди курдов и персов, а также азербайджанцев Ленкоранского и Джалилабадского районов). Учитывая высокий уровень миграции азербайджанцев на территорию России, можно уверенно предположить, что определённое число алавитов проживают и в РФ, являясь, возможно уже и гражданами нашей страны. Кроме того, в РФ шиитами являются проживающие в Дагестане таты, лезгины селения Мискинджа, азербайджанские общины Дербента и большая часть проживающих в РФ азербайджанцев. Ну, а последователями суннизма в РФ является подавляющее большинство из проживающих на территории страны примерно 19 млн мусульман (98,7% верующих татар, большинство башкир и т.д.), что соответствует ситуации в мире, где более 90% исповедующих ислам (более 1 млрд человек) - сунниты.
На первый взгляд кажется, что для России кровавые столкновения суннитов и шиитов, считающих друг друга, из-за расхождений в особенностях религиозных верований и практик, еретиками, язычниками и отщепенцами, невозможны в принципе. Действительно, для российской культуры межконфессиональные конфликты нетипичны, но разве были для неё типичны конфликты межнациональные, внезапно вспыхнувшие на окраинах некогда единой страны - СССР, в конце прошлого столетия? С не меньшей долей вероятности можно предположить, что имеющееся межконфессиональное спокойствие в нашей стране - результат жёсткой, а иногда и жестокой политики построения и укрепления светского государства и общества практически на всём протяжении ХХ столетия. Светские принципы российского государства провозглашаются и сегодня, но в действительности, как известно, происходит неуклонная его клерикализация. Пяти "традиционным для России" (по мнению властей) конфессиям дан зелёный свет для экспансии в государственных образовательных учреждениях, Вооружённых силах, на госучреждениях и предприятиях. Проведение данного курса чиновники объясняют самыми благими намерениями, но последние кровавые столкновения в Сирии и Ливане заставляют ещё раз вспомнить старую мудрость о том, куда они могут всех нас завести.