9 февраля впервые в истории республиканской Турции руководитель Национальной разведывательной организации /МИТ/ страны был вызван в прокуратуру в качестве подозреваемого для дачи показаний. Примечательно, что всего месяц тому назад в Турции отметили "круглую дату" в истории турецкой разведки – 85 лет со дня создания этой службы. В Анкаре в штаб-квартире Национальной разведывательной организации состоялось торжественное совещание. В мероприятии приняли участие президент Абдуллах Гюль, спикер ВНСТ Джемиль Чичек, премьер-министр Реджеп Эрдоган, начальник Генерального штаба вооруженных сил страны Недждет Озель, вице-премьеры Бюлент Арынч и Бекир Боздаг, министр иностранных дел Ахмет Давутоглу, а также руководители высших судебных инстанций и ряд министров. Глава МИТ Хакан Фидан рассказал его участникам о процессе коренной перестройки ведомства и проектах его реорганизации в сфере внутренней и внешней разведки. Эксперты и политологи обратили особое внимание на заявление главы турецкой разведки о том, что "в ближайшие два - три года MИT станет организацией мирового масштаба".
А спустя всего месяц в ведущих турецких СМИ самым популярным становится заголовок "Шокирующие обвинения в адрес МИТ". В чем же причина разразившегося скандала? 13 января этого года в региональном филиале легально действующей прокурдской Партии мира и демократии /ПМД/ в городе Диярбакыр на юго-востоке Турции были обнаружены документы, а также аудиозаписи переговоров руководства МИТ с эмиссарами Рабочей партии Курдистана /РПК/ в столице Норвегии Осло в 2011 году. Авторитетная турецкая газета "Миллиет" отмечает, что в руки полиции наряду с этим попали и письма в представительство исполнительного совета "Союза общин Курдистана", написанные рукой находящегося в тюрьме лидера РПК Абдуллаха Оджалана.
В ходе операций также выяснилось существование соглашений о возможности признания новой турецкой Конституцией независимого Курдистана, перевода Абдуллаха Оджалана под домашний арест и впоследствии его освобождение, использования РПК в качестве полиции в независимом Курдистане и ввода в регион сил ООН или НАТО.
Из аудиозаписей и документов, как считает прокуратура, следует, что служба разведки "вышла за рамки своих полномочий", договорившись с сепаратистами о возможных путях решения курдской проблемы в ущерб национальным интересам Турции. Как стало известно, агенты разведки были внедрены в ряды курдских активистов, они сообщали об их деятельности, в т.ч. о намечающихся терактах, однако национальная разведка бездействовала, так как необходимо было и далее достоверно способствовать организационному оформлению и укреплению под своим контролем "Союза общин Курдистана".
Эта организация, как известно, классифицируется турецкими властями как "городское крыло" сепаратистской РПК. По сообщениям турецких СМИ, в ходе расследования стамбульской прокуратурой было также установлено, что некоторые из внедренных в ряды "Союза общин Курдистана" агентов МИТ были задержаны сотрудниками Управления безопасности Стамбула. Всего по делу этого Союза на сегодняшний день арестовано более 180 человек.
Наблюдатели, комментируя возникший скандал между спецслужбами, отмечают, что он является итогом длительного противостояния между МИТ и Генеральным управлением безопасности. Его пиком и стал арест стамбульской полицией агентов МИТ, внедренных в "Союз общин Курдистана". С целью уладить конфликт по распоряжению главы правительства были сняты с занимаемых должностей высокопоставленные сотрудники стамбульской полиции, руководившие в городском управлении безопасности операцией по расследованию дела "Союза общин Курдистана".
Напомним, что скандал, связанный с обнародованием аудиозаписи тайной встречи руководителей МИТ с представителями РПК разразился еще осенью прошлого года. Оппозиция тогда выступила с резкой критикой под предлогом того, что правительство неоднократно заявляло о "невозможности садиться за стол переговоров с террористами". Однако кабинет министров и сам премьер взяли под защиту руководителя МИТ, отметив, что "глава разведки может встречаться со всеми, а не только с представителями террористической организации". "Это его такая должность. Я отправлял главу МИТ на встречи тогда, когда он занимал еще должность заместителя, он сопровождал тогдашнего главу МИТ. Я открыто говорю об этом", - отметил Р. Эрдоган. Тогда казалось, что скандал удалось "затушить" с помощью жестких заявлений главы правительства и его ближайших соратников по партии и кабинету министров.
Однако 9 февраля неожиданно для многих в прокуратуру Стамбула в качестве подозреваемых были вызваны глава МИТ Хакан Фидан, его предшественник Эмре Танер /известен как один из лучших в стране специалистов по курдской проблематике – авт./, а также бывший заместитель службы разведки Афет Гюнеш. За руководителя разведки вновь вступились вице-премьер правительства и его официальный представитель Бюлент Арынч. Он подчеркнул, что проведение следственных действий в отношении руководства службы разведки, тем более в качестве подозреваемых, возможно лишь с санкции премьер-министра. А министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу констатировал, что глава МИТ в своей деятельности выполняет указания политического руководства страны и "успешно выполняет свои обязанности". "У Национальной разведывательной организации есть свои секретные методы и скрытые приоритеты. Это нужно учитывать. Согласно этому Х. Фидан и его команда достойно выполнили свои задания. Они много сделали для процветания и модернизации своей службы. В этом смысле их надо поддерживать", - сказал министр. Вице-премьер Бекир Боздаг же подчеркнул, что "вообще не видит смысла в расследовании прокуратуры, так как вины МИТ, которая выполняла свою работу, нет. Более того, разведке нанесен ущерб, потому что в результате арестов и расследования дешифрованы сотрудники этой организации".
Скандал, разразившийся на властном олимпе Турции, стал причиной нескольких срочных встреч и совещаний в различных форматах, состоявшихся 10 февраля. В них приняли участие высшие руководители страны, включая президента и премьер-министра, высокопоставленных функционеров правящей Партии справедливости и развития, а также начальника Генерального штаба вооруженных сил. В частности, руководитель разведки Хакан Фидан встретился с президентом Абдуллахом Гюлем и имел с ним полуторачасовую беседу. Завершился головокружительный, по мнению турецкой прессы, трафик на высшем государственном уровне встречей премьер-министра с президентом страны, после которой Реджеп Эрдоган поздно ночью провел двухчасовую беседу с главой турецкой разведки. Никаких официальных заявлений после этой беседы пока не сделано.
Согласно действующему в Турции закону о МИТ, разрешение на проведение расследования и других следственных действий в отношении его руководства может быть получено только по согласованию с премьер-министром, которому непосредственно подчинено это ведомство. Именно на основании этого положения МИТ в письменной форме уведомил следственные органы об отказе вызванных лиц явиться в прокуратуру Стамбула. Исполняющий обязанности Прокурора республики с особыми полномочиями Фикрет Сечен заявил, что "этот отказ в настоящее время рассматривается и изучается с точки зрения его соответствия закону". После этого прокуратурой было принято решение "об аресте всех, за исключением нынешнего главы МИТ, вызванных для допроса сотрудников разведки там, где они будут обнаружены".
Калейдоскоп удивительных событий, связанных со скандалом, был продолжен 11 февраля, когда стало известно об отстранении прокурора с особыми полномочиями Садреттина Сарыкая от ведения дела в отношении "Союза общин Курдистана" и назначении на этот участок работы двух новых прокуроров. В качестве реакции отстраненный прокурор сделал лишь краткое заявление: "Мы выполнили свой долг". А уволенные в связи с официальной версией "по достижению пенсионного возраста и в связи с рутинной ротацией кадров" высокопоставленные сотрудники Стамбульского управления безопасности опять неожиданно для многих получили назначения на престижные должности в Анкаре, в Генеральном управлении безопасности.
На нынешнем этапе в правительстве принято решение об экстренном внесении в закон о МИТ и Уголовный кодекс изменений, которые бы четко регламентировали взаимоотношения исполнительной власти и прокуратуры, давали право главе правительства аргументировано и однозначно оградить, в случае необходимости, от судебного преследования руководителей МИТ. Для соответствующих консультаций министр юстиции Садуллах Эргин был принят президентом страны Абдуллахом Гюлем. Как ожидается, уже в ближайшие дни проект измененного закона будет внесен для утверждения в парламент страны. По словам председателя парламента Джемиля Чичека, 14 февраля проект будет рассмотрен на конституционной комиссии высшего законодательного органа, а затем вынесен на общее обсуждение парламента. Ожидаются бурные дебаты, так как представители оппозиционных партий выступают против предлагаемых изменений, классифицируя их как нарушение Конституции.
На происходящее жестко отреагировал лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии /НРП/ Кемаль Кылычдароглу. "Если руководитель разведки выполнял указание главы правительства, то и премьер-министр должен быть вызван в прокуратуру", - заявил генпредседатель НРП. "Нельзя менять законы под одного человека", - констатировал он. Его поддержал руководитель парламентской фракции второй оппозиционной Партии националистического движения /ПНД/ Октай Вурал, который также высказался за проведение расследования и в отношении главы правительства. А заместитель генерального председателя ПНД, депутат парламента Решат Догру заявил, что, "если власть и прокуратура дают добро на арест высокопоставленных военных и дачу ими показаний в качестве обвиняемых, то почему эти же власть и прокуратура делает исключение для МИТ?".
Эксперты обращают внимание на тот факт, что параллельно с этими событиями не менее драматично развиваются события и в сфере отношений армии с гражданскими властями и органами правосудия. В январе был заключен под стражу в соответствии с решением суда бывший начальник Генерального штаба ВС Турции армейский генерал Илькер Башбуг, с которым правительство ПСР непосредственно работало около трех лет. Он обвиняется в создании и руководстве террористической организацией. Обвинение требует пожизненного заключения. Адвокат генерала Илькай Сезер после ареста И. Башбуга направил кассационную жалобу с просьбой перевести дело на рассмотрение в Верховный суд. Именно там по турецкой Конституции должны судить обвиняемых столь высокого ранга. Но жалоба была отклонена, что вызвало недовольство значительной части турецкого общества. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган выразил свое отношение к последним арестам военных. Он сказал: "Идет судебный процесс. Делать какие-либо заявления в ходе процесса будет неправильно, но было бы целесообразно, если бы следствие проходило без арестов".
Лидер оппозиционной Партии националистического движения /ПНД/ Турции Девлет Бахчели также прокомментировал арест бывшего начальника Генштаба ВС Турции Илькера Башбуга. "Неужели он террорист, а наш народ не знает этого? Если Башбуг - террорист, кто тогда содержащийся на острове Имралы человек (Абдуллах Оджалан - авт.)? Этот арест - чрезвычайное событие с любой точки зрения. Никто, имеющий совесть, не согласится с ним. Эти обвинения лишены логики. И вот мой вопрос: если бывший начальник генштаба, якобы, создал и руководил террористической группировкой, где ее члены? Неужели принимавший поздравления 30 августа /день Победы в Турции – авт./ в качестве верховного главнокомандующего президент Абдуллах Гюль не понял, что его руку пожимает террорист?", - подчеркнул генеральный председатель ПНД.
Наряду с этим, суд Анкары запретил седьмому президенту Турции, руководителю военного переворота в стране 12 сентября 1980 года армейскому генералу Кенану Эврену, занимавшему тогда пост начальника Генерального штаба вооруженных сил, а также бывшему командующему ВВС Турции Тахсину Шахинкае покидать страну. Первое судебное заседание по делу о военном перевороте в Турции состоится 4 апреля 2012 года.
Избранному после переворота президентом Турции ныне 94-летнему Кенану Эврену и бывшему главе ВВС Турции 86-летнему Тахсину Шахинкая грозит пожизненное заключение. Обвинение включает 80 страниц. В тексте сказано, что оба высокопоставленных военных виновны в организации заговора с целью свержения законного правительства и пытках, которые применялись к противникам режима за три года правления военных. 80-я и 146-я статьи Уголовного кодекса предусматривают за такие преступления пожизненное заключение.
Генерал К. Эврен ранее заявил, что покончит с собой, если будет привлечен к суду. Он не считает себя виновным. Напротив, по его мнению, военные спасли в 1980 году страну от анархии и террора. Ведь накануне переворота в Турции в результате борьбы правых и левых насилие выплеснулось на улицы. Военные власти жестко обошлись и с правыми, и с левыми. В черные списки попали более полутора миллиона человек, были арестованы около 650 тыс., осуждены 230 тыс., 14 тыс. лишены гражданства и 50 человек казнены.
К. Эврен, давая показания следствию в Анкаре, в частности, заявил, что не сожалеет о принятом решении о перевороте. "Это было не только мое решение. Командующие родами войск и армиями пришли к единому мнению. Мы долго сомневались, но, увы, нам пришлось это сделать. То, что мы якобы согласовали свои действия с американцами, не соответствует действительности. Командующий ВВС генерал Тахсин Шахинкая действительно вернулся из США 11-го сентября. /Переворот был совершен 12 сентября – авт./. Но его визит состоялся в рамках совещания военных командования стран-членов НАТО. Более того, он хотел отменить поездку, но я настоял на том, чтобы он поехал и вернулся 11-го сентября. В день переворота мы связались с посольством США в Анкаре и сообщили, что вечером берем власть в свои руки. Никаких указаний или встреч с американскими дипломатами у меня и у моих подчиненных не было", - сказал генерал К. Эврен.
На вопрос следствия о причинах совершения переворота, бывший начальник генштаба ответил: "Страна находилась в очень тяжелом состоянии. В рядах полиции царил хаос. Накануне переворота был убит бывший премьер-министр Нихат Эрим. Страна шла в тупик. Мы были вынуждены вмешаться. Взяв власть в свои руки, мы руководствовались 35-й статьей Устава Вооруженных сил Турецкой Республики. Мы направили президенту письмо о ситуации в стране еще 27 декабря 1979-го года. Было объявлено военное положение в 19 провинциях, но ситуация не стабилизировалась. Кровавые события не прекращались, страна была парализована и находилась на грани гражданской войны".
Экс-президент заявил также, что не жалеет о том, что возглавляемые им генералы взяли руководство страной в свои руки, свергнув правительство Сулеймана Демиреля. "Я абсолютно не сожалею об этом. Я бы сделал так же и сегодня. Я прихожу в ужас, когда вспоминаю ситуацию в стране до переворота. Если бы у меня были полномочия и сегодня повторялись те же события, я бы, не задумываясь, сделал это еще раз", - заявил генерал. Следует заметить, что генерал, характеризуя сложившуюся в то время в Турции критическую ситуацию, дал ей вполне реальную и адекватную оценку.
Заместитель генерального председателя правящей ПСР Хусейн Челик напомнил на одной из пресс-конференций, что 12-й Уголовный суд по тяжким преступлениям принял на рассмотрение обвинительный акт, касающийся переворота 12-го сентября 1980 года. Он напомнил, что в ходе проведения референдума представители правящей ПСР говорили о том, что все путчисты предстанут перед правосудием. По словам Х. Челика, переворот 60-х годов осудила совесть народа. "Имена всех участников переворота, в первую очередь Джемаля Гюрселя, нужно исключить из государственных институтов и названий мест. Так должно быть и с теми, кто устроил 12-ое сентября, опубликовал протокол от 12-го марта, совершил постмодернистский переворот 28-го февраля, стал автором электронного протокола от 27-го апреля. Все, кто устраивал путчи в Турции, даже если они на смертном одре, должны быть судимы. Все Пиночеты должны платить по счетам", - констатировал заместитель Р. Эрдогана по партии.
Продолжаются следствие и судебные процессы и по другим высокопоставленным военнослужащим. Напомним, что кульминацией противостояния политического и военного руководства в Турции стали события июля-августа 2011 года. Неоднократные встречи в июле начальника генштаба армейского генерала И. Кошанера с премьер-министром Р. Эрдоганом и президентом А. Гюлем, в ходе которых в обстановке строгой секретности обсуждалась судьба находящихся в тюрьме генералов и офицеров, не привели к взаимоприемлемому решению.
Военные утверждали, что следствие и суды не завершились, а значит говорить о виновности арестованных нельзя. Гражданская власть настаивала же на том, что заключение под стражу и процесс следствия уже исключает саму возможность рассмотрения на предстоящем заседании Высшего военного совета /ВВС/ вопросов о продвижении подследственных генералов по служебной лестнице. Стороны предлагали ряд компромиссных решений сложившейся правовой коллизии, однако взаимопонимания достигнуто не было.
В результате 1 – 4 августа 2011 состоялось заседание ВВС Турции, в работе которого впервые в истории турецких вооруженных сил не принимали участие высшие военные руководители страны начальник генштаба ВС Турции армейский генерал И. Кошанер и главкомы сухопутных сил, ВВС и ВМС. Они буквально накануне подали в отставку. Необходимо отметить, что усилия политического руководства, президента и главы правительства, направленные на "сглаживание" острой ситуации и придание ей вида рутинной кадровой перестановки дали свои результаты, и заседание ВВС Турции состоялось в запланированные ранее сроки.
Напомним, что президент А. Гюль сразу же после отставок заявил журналистам, что в стране нет кризиса в связи с отставками начальника Генштаба и командования вооруженных сил. "Произошли чрезвычайные события, но кризиса нет. Мы с уважением восприняли решение начальника генштаба, хотя мы хотели бы, чтобы он продолжил службу. Мы сумели развернуть чрезвычайную ситуацию в нормальное русло. Заседание Высшего военного совета состоится в запланированные сроки и в рамках закона", - сказал глава республики.
Отметим, что это произошло, несмотря на резкое заявление армейского генерала И. Кошанера, который в своем обращении разъяснил причины ухода с поста начальника генштаба. Генерал аргументировал этот шаг собственным бессилием противостоять проводимой в последние годы в Турции кампании против военнослужащих. В обращении также подчеркивается, что в настоящее время 250 военнослужащих, среди которых высокопоставленные генералы и адмиралы, находятся под арестом. И. Кошанер заявил, что "эти аресты противоречат закону, праву, справедливости и совести".
"Одной из целей следствия и многочисленных арестов является попытка держать постоянно в центре внимания турецкие вооруженные силы, создать из армии в общественном мнении образ преступной организации. К сожалению, многие СМИ предвзято освещают события, распространяют разного рода ложь, клевету и обвинения с целью настроить нашу нацию против ее Вооруженных сил. Неспособность воспрепятствовать этому процессу и стало причиной того, что я решил освободить эту должность", - сказал в заключение генерал.
Некоторые международные наблюдатели прогнозировали наступление политического кризиса в стране после ухода в отставку военного руководства Турции, вооруженные силы которой занимают второе место по численности среди армий стран НАТО. Однако 4 августа президент А. Гюль утвердил решения ВВС Турции, в соответствии с которыми армия получила новых руководителей. В дни, когда ВВС заседал в здании генштаба Турции, многие аналитики и эксперты объявили о полной победе премьер-министра Р. Эрдогана над генералитетом. Они особо обратили внимание на то, что премьер-министр сидел во главе стола заседания один, а не в паре с начальником генштаба, как было принято в соответствии с многолетней традицией. Один из политологов открытым текстом, используя турецкую пословицу, заявил: "Так и должно быть. В деревне не может быть двух старост". Такая ситуация, когда гражданское руководство смогло поставить свои кандидатуры на высшие посты в руководстве вооруженных сил, беспрецедентна для истории Турции. Демарш военных с выходом в отставку накануне заседания ВВС не получил ожидаемого ими эффекта.
Вице-премьер Б. Боздаг, комментируя в августе 2011 года отставку И. Кошанера и главкомов видов вооруженных сил, указал на то, что всего 10% турецкого общества проявило реакцию на данное обстоятельство. Б. Боздаг подчеркнул, что "с сегодняшнего дня в вооруженных силах нет проблем". Реальное развитие событий на процессах, связанных с рассмотрением дел в отношении военных, в т.ч. арест в январе 2012 года бывшего начальника генштаба, армейского генерала И. Башбуга, подтвердило вывод вице-премьера правительства.
Одним словом, на нынешнем этапе в сфере взаимоотношений правительства ПСР, военных, силовых и судебных структур существуют серьезные разногласия. По мнению ряда экспертов, они связаны с процессом решения однопартийным кабинетом министров двух чрезвычайно сложных вопросов, связанных с принятием гражданской Конституции и всеобъемлющим урегулированием курдской проблемы. От решения этих двух задач во многом зависит будущее развитие Турции. Однако в указанных государственных структурах, включая правящую ПСР и парламент, нет единства взглядов на принципиальные аспекты решения этих задач, что приводит к различного рода конфликтным ситуациям и скандалам, в т.ч. между спецслужбами страны.
Источник - Институт Ближнего Востока