Протестные акции против режима Б.Асада активизировали политическую активность курдских политических организаций в Сирии, многие из которых были запрещены. 20% сирийских курдов не были признаны гражданами страны и им отказывали в законном обретении гражданских прав.
Большинство сирийских курдов полагают, что свержение правящего баасистского режима позволит установить новую политическую систему, которая предоставит провинциям большую самостоятельность и "освободит от расизма и экстремистской идеологии" нацию, и при которой наступит толерантность. Они считают, что сирийская революция не будет завершена, если новая конституция не будет гарантировать права курдов и культурную автономию, а также курдам не предоставят компенсации за "историческую дискриминацию и преследования". Некоторые предполагают, что курдский вопрос можно решить и при сохранении нынешнего режима, если будут проведены соответствующие реформы.
Курды в Сирии, составляющие около 10% населения страны, в противостоянии сирийской оппозиции против баасистского режима Б.Асада занимают пока нейтральную позицию. Вместе с тем они не представляют консолидированного движения, а составляют конгломерат политических партий и блоков. Так, например, когда осенью 2011 г., в Стамбуле был создан Сирийский национальный совет (СНС)( куда вошли 7 курдов), то большинство сирийских курдов выразили ему недоверие в связи с тем, что руководство в нем заняли происламские силы и арабские националисты, которые не разделяют взглядов сирийских курдов на решение курдского вопроса в Сирии. Анализ политического процесса в стране свидетельствует о том, что участвующие в нем политические силы вовсе не заинтересованы в решении курдского вопроса в интересах курдов. На деле они пытаются использовать курдский фактор для реализации собственных проблем после свержения баасистского правления. С этой целью предпринимаются попытки вовлечь курдское движение в оппозиционную деятельность, спровоцировать его на разжигание широкого антиправительственного мятежа.
Недоверие сирийских курдов к СНС явилось причиной создания своего оппозиционного блока – Курдского национального совета (КНС). Его возглавил Абдул-Хаким Башар, который одновременно является лидером Курдской Демократической партии Сирии. В одном из своих интервью он сказал, что цель КНС – создание федеративной системы в Сирии, раздел на четыре части по географическому принципу и борьба против усиления роли исламистов и арабских националистов в политической жизни страны. Поэтому КНС кооперируется с либералами. Этот курдский блок выступает против иностранного вмешательства в дела Сирии, с одной стороны, а с другой – выступает за свержение режима Б.Асада и установление демократического режима, способного разрешить курдский вопрос. Если в Сирии не удастся установить федеративную систему, то в стране может начаться, по мнению Башара, затяжная гражданская война. В то же время КНС может пойти на переговоры с правительством, если будут выполнены его требования: создать провинции в Камышлы и Африне, выдать всем курдам идентификационные свидетельства, признать курдский язык вторым официальным языком, гарантировать права курдов.
КНС не имеет перспективной стратегической программы, поскольку ситуация в Сирии пока не ясна. Вместе с тем он выступает против усиления влияния Турции на политический процесс в Сирии, поскольку в случае свержения режима Б.Асада и прихода к власти сторонников "Братьев-мусульман", к чему как будто бы склоняется турецкое руководство, о решении курдского вопроса можно забыть.
Создание еще одного федеративного государства в регионе, казалось бы, укрепило курдское национальное движение. Однако сначала сирийские курды должны убедить своих арабских единомышленников в необходимости создания в Сирии федеративной структуры.
Однако далеко не все курдские политические организации разделяют позицию КНС. В конце декабря 2011 г. было создано новое политическое объединение - Союз курдских демократических сил (СКДС), в который вошли Курдское движение будущего в Сирии (рук. Абдурахман Алюи), Курдская демократическая партия Сирии и Союз партий Курдистана. Это объединение выдвинуло стратегическую программу из 21 пункта. В их числе борьба за свержение режима Б.Асада и установление демократического режима, гарантии прав курдов в новой конституции, создание парламентской системы и коалиционного правительства на переходный период, в который вошли бы члены КНС и СКДС. Оно должно будет обеспечивать безопасность в стране и сформирует местные советы. Программа переходного периода должна быть разработана на конференции всех патриотических сил страны. Переходное правительство организует свободные выборы национальной ассамблеи, которая подготовит конституцию. Она будет представлена на широкое обсуждение и утверждение путем всеобщего референдума. В соответствии с новой конституцией парламентские выборы должны будут состояться в течение 6 месяцев.
Между этими блоками и другими курдскими политическими силами нет общего соглашения. Одни из них находятся под влиянием Ирака, другие – Турции, а третьи являются единомышленниками Рабочей партии Курдистана (РПК), возглавляемой А.Оджаланом. Одной из них является Партия демократического союза (ПДС).
Отношения между курдскими организациями в Сирии остаются неоднозначными. Так, например, Курдское движение будущего выступает резко против Партии демократического союза (ПДС), являющейся с 2010 г. как бы отделением РПК. Ее возглавляет Салех Муслим Мухаммад.[1] По радиостанции "Голос Америки" Курдское движение будущего обвиняло ПДС в участии в противоправных акциях по похищению и устрашению людей. Однако Салех Муслим Мухаммад опроверг эти домыслы, подчеркивая, что ПДС является политической организацией, которая разделяет идеологию РПК, но не аффилирована с ней, действуя самостоятельно. [i]
ПДС выдвинула проект "демократической автономии". Она отвергает модель федерализма, конфедерации, самоуправления или национальной автономии. Ее цель создать новое курдское общество, общество свободных людей со свободным самовыражением и поступками. Обновление будет осуществляться через культуру, институты, структуры, организации, города и поселки. Автономия не продвинула курдов вперед. В связи с этим ПДС уже создала в Сирии школы курдского языка и культурные центры, что рассматривается этой организацией как конкретное осуществление "демократической автономии". Она будет расширять свою работу по организации таких центров, а также созданию ассоциаций, проведение конференций, открытие языковых школ, женских центров и центров культуры. В них разъясняются задачи ПДС с целью привлечения к ней сторонников. Вся эта работа проводится без разрешения сирийских властей. Эта организация, как и некоторые другие, воспользовалась началом беспорядков в Сирии и тем, что сирийские власти не могут подавить их силой, для развертывания своей пропагандистской работы, чтобы, как говорит Салех Муслим Мохаммад, подготовить народ к постреволюционной ситуации. ПДС рассчитывает на падение режима и включение в новую сирийскую конституцию положения о признании курдов вторым этносом в стране.[ii] ПДС стремится к проведению фундаментальных изменений авторитарного деспотического режима. Однако для курдов вопрос о власти не важен, для них важно, чтобы пришедший к власти новые силы признавали курдов и уважали их права.
Хотя эта организация и разделяет идеологию и философию А.Оджалана, ее руководство не связывает ее деятельность с РПК, подчеркивая свою независимость и мирный характер деятельности. Салех Муслим Мохаммад отмечал, что ПДС ведет исключительно мирную войну. Вместе с тем она имеет свои вооруженные формирования, расположенные в горах Гарэ в Ираке. Но их нет в Сирии и ПДС не причастна к убийству М.Таммо и к устрашению активистов Курдского движения будущего, что отмечали, в частности, некоторые его функционеры на радиостанции "Голос Америки".
ПДС с недоверием относится к СНС. Она считает, что этот блок якобы находится под покровительством Турции и имеет с ней определенные договоренности, хотя турецкое руководство опасается того, что сирийские курды получат национальные права в результате возможного антиправительственного переворота. Район компактного проживания курдов Сирии, условно именуемый в научной литературе Сирийский (Западный) Курдистан, непосредственно примыкает к границе Турции и Иракского Курдистана. Поэтому его соседи имеют не случайный интерес в разворачивающихся там событиях.
Как член НАТО, Турция не препятствует продолжению в Сирии принятого в Ливии политического курса Североатлантического альянса. Она поддержала решение Вашингтона на распространение экономических санкций против режима Б.Асада. Вместе с тем, она поставлена перед фактом наплыва тысяч беженцев из Сирии, которых размещают в специальных лагерях. В этих обстоятельствах глава иракского Движения правосудия и реформ (Justice and Reform Movement) связывался с Турецким консульством в Ниневее, чтобы получить одобрение на оказание гуманитарной помощи сирийским беженцам. [iii]
Если Турция не заинтересована в помощи курдским автономистам в Сирии в силу напряженности ситуации в Турецком Курдистане, то иракские курды, напротив, стараются понять проблему. Так, 28-29 января 2012 г. в Эрбиле, столице Курдистанского региона Ирака, состоялась конференция по курдской проблеме в Сирии, на которую собрались 200 участников из 25 стран. Это были представители и оппозиции сирийских курдов, и в основном независимые политики. В ходе обсуждения они пытались найти ответ на вопрос о взаимоотношениях с сирийской оппозицией и поиска путей решения вопроса о правах курдов. Руководитель СНС Бурхан Гальюн выразил понимание опасениям курдов в усилении исламистов в постасадовский период и предположил, что СНС будет стараться учесть запросы курдского населения.[iv]
Руководители курдских блоков и партий, присутствовавшие на конференции, встречались с М.Барзани, президентом Курдистанского региона Ирака, который сказал, что иракские курды не хотят вмешиваться в ситуацию в Сирии, но они помогут и поддержат сирийских курдов. Обстановка там их волнует, поскольку Иракский Курдистан имеет с ней пространную границу. Он отметил, что готов поддержать решение конференции при условии, что сирийские курды выработают общие позиции и сумеют избежать внутренние конфликты. Он сказал, что в Сирии грядут перемены и курды должны быть к ним готовы.[v]
На конференции было заявлено, что сирийские курды требуют проведения референдума по вопросу гарантии прав курдов в конституции и формировании культурной автономии после падения баасистского режима. При этом Хамид Дарвиш, руководитель Курдской демократической прогрессивной партии, отметил в силу специфики ситуации в Сирии опыт иракских курдов вряд ли там можно реализовать. А Абдул-Хаким Башар, возглавляющий ДПК Сирии, повторил свое мнение о самоопределении в рамках сирийского федеративного союза, основанного на принципе децентрализации.[vi]
В заключительной резолюции конференции, однако, выражен протест против насилия сирийских служб безопасности против повстанцев и подчеркивается важность сотрудничества курдов внутри страны и за ее пределами.
Политические организации сирийских курдов разобщены по многим вопросам, в том числе по проблеме иностранной интервенции. Так, например, Джавад Мелла, один из руководителей Курдского национального конгресса, а также Хамад Дарвиш, глава Курдской демократической прогрессивной партии высказали мнение о желательности свержения баасистского режима с помощь иностранного вмешательства. Но с их точкой зрения не согласился Абдел-Хаким Башар, сказавший, что проблему можно решить до начала интервенции, используя политические, экономические, медийные и дипломатические средства.[vii]
Они также имеют различные мнения по вопросу действий после возможного свержения режима Б.Асада: одни из них стараются привлечь к своим проблемам сирийскую молодежь, другие, поддерживающие нынешний режим, близкие к РПК, намерены бороться, включая и вооруженный путь.
Отсутствием единства политических организаций сирийских курдов пользуются силы сирийской оппозиции и их зарубежные партнеры, заинтересованные в свержении режима Б.Асада. Это делает проблематичным повторение иракского сценария.
Таким образом, роль курдского фактора в политическом процессе в Сирии весьма важна, но вопрос о том, добьются ли сирийские курды в ходе развития ситуации в стране своего признания и национальных прав, все еще остается неясным. Но очевидно, что любые изменения структуры власти в Сирии будут иметь глобальные региональные последствия.